23.12.2020

Отсутствие гарантий занятости стало правилом в профессии моряка

С 15 по 17 декабря прошел глобальный форум Международной организации труда, посвященный теме: «Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве: текущее и будущее развитие», где в том числе обсуждалось воздействие коронавируса на морскую отрасль. В своем выступлении на пленарном заседании президент Всемирного морского университета (WMU) доктор Клеопатра Думбия-Генри в первую очередь остановилась на роли обеспечения соблюдения требований конвенции и значении государственного портового контроля, Специального трехстороннего комитета, а также инспекторов Международной федерации транспортных рабочих (МФТ).

Она особо подчеркнула, что пандемия послужила усилению существующих социо-экономических проблем и обнаружению серьезных трудностей в правоприменении Билля о правах моряков, принимая во внимание число стран, которые не выполняют требования документа. На сегодняшний день значительная часть моряков оказалась в ситуации, когда они на протяжении долгого времени, часто даже несмотря на превышение максимального периода работы на борту в 11 месяцев, не могут списаться с судов, а также перемещаться с целью репатриации или, напротив, чтобы взойти на борт и заменить членов экипажей, чей срок контрактов завершился. Им также было отказано в таких базовых правах, как доступ к береговым объектам, и, что еще важнее, медицинская помощь. На сегодняшний день нет мирового консенсуса о необходимости обеспечить эффективную смену экипажей судов и их трансфер. Только 46 стран-членов ИМО и один ассоциированный член признали моряков ключевыми работниками, к чему не раз призывала Международная морская организация (ИМО).

В то же время пандемия продемонстрировала силу действующих в рамках КТМС механизмов. Доктор Думбия-Генри отметила, что Специальный трехсторонний комитет несколько раз вступал в дело, предоставляя рекомендации о том, как обеспечить соблюдение требований конвенции в контексте пандемии. Она также подчеркнула, что его руководство касалось не только чисто правовых вопросов, но и принимало во внимание важность обеспечения здоровья и безопасности моряков, в том числе то влияние, которое может оказать на них продление трудовых договоров.

Хотя администрации государств флага являются главными органами, ответственными за обеспечение выполнения требований конвенции, государства портов остаются ближайшими компетентными органами для судов, которые выполняют дальние рельсы вдали от места своей регистрации. Президент WMU отметила, что инспекторы государственного портового контроля (PSC) начали вмешиваться в ситуацию и задерживать теплоходы за нарушения требований о сроках службы моряков. Однако их усилия могут быть сведены на нет недостатком координации с другими властями, роль которых – обеспечить репатриацию моряков. Она отметила, что министерства здравоохранения, миграционные службы и другие департаменты должны сыграть свою решающую роль в этом вопросе.

Доктор Клеопатра Думбия-Генри также добавила, что отсутствие гарантий занятости стало практически правилом в профессии моряка, в связи с чем неготовность контактировать с властями среди членов экипажей только увеличилась. Она подчеркнула значимую роль инспекторов МФТ в преодолении этого разрыва путем сотрудничества с PSC и предоставления экспертных знаний об условиях жизни и работы на борту. Однако, по ее мнению, этого может быть недостаточно для того, чтобы обнаружить нарушения прав моряков. В частности, она сослалась на недавний отчет WMU о культуре приспособления, в котором речь шла о применении нормативного регулирования часов работы и отдыха. Согласно полученным данным, стандартные записи о часах работы и отдыха систематически корректируются таким образом, чтобы соответствовать требованиям конвенции и избежать проблем с портовой инспекцией.

В завершение своей речи президент WMU привлекла особенное внимание к резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 1 декабря 2020 года, в которой организация призвала все страны присвоить морякам  и другому морскому персоналу статус ключевых работников, обеспечить безопасную смену экипажей и их перемещение, которые позволят одним морякам наконец репатриироваться, а другим – занять их место на борту. Доктор Думбия-Генри также подтвердила, что WMU попросила своих выпускников в 170 странах по всему миру помочь найти решение проблемы и привлечь внимание властей у себя на родине к важности смены экипажей, чтобы они предприняли действия и разрешили трудности, с которыми столкнулись моряки.

В Российском профессиональном союзе моряков также считают, что отсутствие понимания жизненной необходимости смены членов экипажей со стороны властей, а также недостаточная координация действий в этом направлении как внутри стран, так и между разными государствами, – это одни из основных препятствий разрешения текущего кризиса. Морская отрасль и люди, в ней работающие, несмотря на свою значимость для нормального функционирования мировой экономики, остаются вне поля зрения не только среднестатистического человека, но и большинства представителей правительства. Даже после того, как ООН объявила о своей позиции по этому вопросу, изменения идут медленно.

По материалам WMU

↑ 

Наверх