16.12.2020

Отрасль устраивает возможность на законных основаниях применять опасные методы работы

По оценкам страховых экспертов, примерно 4/5 всех морских аварий обусловлены человеческим фактором, а если рассматривать его влияние более широко, можно сказать, что этот показатель составит более 90%. Человеческий фактор, или человеческая ошибка, остается главной проблемой безопасности и основной причиной многих страховых случаев, будь то телефонные разговоры членов экипажа или чрезмерное доверие технике, усталость или неэффективная корпоративная культура. По этой причине качество профессиональной подготовки экипажа и общая культура безопасности приобретают все большее значение с точки зрения оценки рисков.

Исследование «Культура приспособления, Оценка применения  действующей морской нормативно-правовой базы в отношении часов работы и отдыха», подготовленное группой экспертов из Всемирного морского университета, вызывает глубокую тревогу. Оно показывает, что правила учёта часов работы и отдыха нарушаются повсеместно, соответствующие нормы игнорируются, как и требования к минимальному безопасному уровню комплектования экипажа. Кроме того, государства флага соревнуются между собой, предоставляя самые  «льготные условия» соответствия требованиям, судовладельцы наказывают моряков, если те высказывают недовольство, системы управления безопасностью погрязли в бюрократии, а лидеры отрасли закрывают на всё это глаза. В докладе  делается вывод о том, что «в определенной степени все заинтересованные стороны в отрасли, похоже, знают о существовании культуры приспособления».

Это «фактическое попустительство» необходимо искоренить, пока ещё не поздно.

Моряки открыто признают, что в табеле учёта рабочего времени они пишут то, что нужно, а не то, что есть на самом деле. «Люди совершенно не  боятся указывать ложные данные, они даже не считают это ошибкой – записать не то количество часов работы или отдыха, которое было фактически... Всё дело в культуре безопасности… можно проследить явную  зависимость между  количеством аварий и подобными вещами».

Авторы предполагают, что основным фактором, способствующим подобной практике, является стремление судовладельцев к оптимизации прибыли, а также поощрение конкуренции между исполнителями услуг, включая моряков.

Моряки утверждают, что для инспекций, проверок и аудитов судовладельцы выбирают наиболее сговорчивых партнеров. Один из респондентов так описал тактику судовладельцев: «Если вы не будете делать то, что я хочу, я найду кого-нибудь другого, кто это сделает». Это касается и классификационных обществ, и государств флага, и … судовых менеджеров.

Это подтверждает комментарий одного из высокопоставленных правительственных  чиновников: «Когда мы расследуем аварии, мы видим, что есть «работа, которая фактически сделана, и есть работа, которая сделана только в воображении». Разница между тем, как система управления безопасностью разрабатывается компанией и тем, как работа выполняется, становится все больше,  больше и больше».

Безопасный уровень комплектования экипажа, соблюдение норм, предотвращающих усталость, строгий контроль за достоверностью сведений – всё это не выгодно судовладельцам, и они используют любую «лазейку», чтобы на всем этом сэкономить.

Авторы исследования утверждают, что «отрасль устраивает возможность на законных основаниях применять опасные методы работы, такие как режим рабочего времени и отдыха  «6 через 6» и при этом  контролировать расходы на экипаж. 

На основании результатов данного исследования был выработан  ряд рекомендаций: например, проводить учебно-разъяснительную работу с  инспекторами государства флага, сотрудниками государственного портконтроля и менеджерами компаний, чтобы они усвоили,  что  недостаточное количество отдыха  вредит безопасности судна, производительности труда, а также здоровью работников.

Подделка записей должна расцениваться как серьезное нарушение соответствующих требований и свидетельство несоответствия МКУБ; судоходные компании должны установить «контакт» со своими экипажами, чтобы включить стабильные условия найма в контракты моряков; и они должны способствовать внедрению «культуры доверия и беспристрастности», чтобы укрепить  обратную связь со своими работниками.

Возможно, наиболее яркой иллюстрацией того, как в судоходной отрасли обстоят  дела с поддельными записями в табелях учёта рабочего времени, является недавно разработанный свод  рекомендаций, призывающих трудовые и морские сообщества рассмотреть возможность применения «этических, справедливых и эффективных санкций» с целью искоренения практики систематических нарушений отчётности.

Долгосрочные контракты и защита моряков должны быть нормой, а не исключением; взаимная заинтересованность всех сторон имеет решающее значение для успешного внедрения культуры доверия и укрепления связи между моряками и их компаниями, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. –  На деле же получается, отношение участников судоходной отрасли к морякам как ключевым работникам не подтверждается их действиями.

lloydslist.maritimeintelligence.informa.com

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх