РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
По оценкам страховых экспертов, примерно 4/5 всех морских аварий обусловлены человеческим фактором, а если рассматривать его влияние более широко, можно сказать, что этот показатель составит более 90%. Человеческий фактор, или человеческая ошибка, остается главной проблемой безопасности и основной причиной многих страховых случаев, будь то телефонные разговоры членов экипажа или чрезмерное доверие технике, усталость или неэффективная корпоративная культура. По этой причине качество профессиональной подготовки экипажа и общая культура безопасности приобретают все большее значение с точки зрения оценки рисков.
Исследование «Культура приспособления, Оценка применения действующей морской нормативно-правовой базы в отношении часов работы и отдыха», подготовленное группой экспертов из Всемирного морского университета, вызывает глубокую тревогу. Оно показывает, что правила учёта часов работы и отдыха нарушаются повсеместно, соответствующие нормы игнорируются, как и требования к минимальному безопасному уровню комплектования экипажа. Кроме того, государства флага соревнуются между собой, предоставляя самые «льготные условия» соответствия требованиям, судовладельцы наказывают моряков, если те высказывают недовольство, системы управления безопасностью погрязли в бюрократии, а лидеры отрасли закрывают на всё это глаза. В докладе делается вывод о том, что «в определенной степени все заинтересованные стороны в отрасли, похоже, знают о существовании культуры приспособления».
Это «фактическое попустительство» необходимо искоренить, пока ещё не поздно.
Моряки открыто признают, что в табеле учёта рабочего времени они пишут то, что нужно, а не то, что есть на самом деле. «Люди совершенно не боятся указывать ложные данные, они даже не считают это ошибкой – записать не то количество часов работы или отдыха, которое было фактически... Всё дело в культуре безопасности… можно проследить явную зависимость между количеством аварий и подобными вещами».
Авторы предполагают, что основным фактором, способствующим подобной практике, является стремление судовладельцев к оптимизации прибыли, а также поощрение конкуренции между исполнителями услуг, включая моряков.
Моряки утверждают, что для инспекций, проверок и аудитов судовладельцы выбирают наиболее сговорчивых партнеров. Один из респондентов так описал тактику судовладельцев: «Если вы не будете делать то, что я хочу, я найду кого-нибудь другого, кто это сделает». Это касается и классификационных обществ, и государств флага, и … судовых менеджеров.
Это подтверждает комментарий одного из высокопоставленных правительственных чиновников: «Когда мы расследуем аварии, мы видим, что есть «работа, которая фактически сделана, и есть работа, которая сделана только в воображении». Разница между тем, как система управления безопасностью разрабатывается компанией и тем, как работа выполняется, становится все больше, больше и больше».
Безопасный уровень комплектования экипажа, соблюдение норм, предотвращающих усталость, строгий контроль за достоверностью сведений – всё это не выгодно судовладельцам, и они используют любую «лазейку», чтобы на всем этом сэкономить.
Авторы исследования утверждают, что «отрасль устраивает возможность на законных основаниях применять опасные методы работы, такие как режим рабочего времени и отдыха «6 через 6» и при этом контролировать расходы на экипаж.
На основании результатов данного исследования был выработан ряд рекомендаций: например, проводить учебно-разъяснительную работу с инспекторами государства флага, сотрудниками государственного портконтроля и менеджерами компаний, чтобы они усвоили, что недостаточное количество отдыха вредит безопасности судна, производительности труда, а также здоровью работников.
Подделка записей должна расцениваться как серьезное нарушение соответствующих требований и свидетельство несоответствия МКУБ; судоходные компании должны установить «контакт» со своими экипажами, чтобы включить стабильные условия найма в контракты моряков; и они должны способствовать внедрению «культуры доверия и беспристрастности», чтобы укрепить обратную связь со своими работниками.
Возможно, наиболее яркой иллюстрацией того, как в судоходной отрасли обстоят дела с поддельными записями в табелях учёта рабочего времени, является недавно разработанный свод рекомендаций, призывающих трудовые и морские сообщества рассмотреть возможность применения «этических, справедливых и эффективных санкций» с целью искоренения практики систематических нарушений отчётности.
Долгосрочные контракты и защита моряков должны быть нормой, а не исключением; взаимная заинтересованность всех сторон имеет решающее значение для успешного внедрения культуры доверия и укрепления связи между моряками и их компаниями, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – На деле же получается, отношение участников судоходной отрасли к морякам как ключевым работникам не подтверждается их действиями.
lloydslist.maritimeintelligence.informa.com
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх