15.12.2020

Автоматизация на флоте – вопрос времени

Судоходство на пороге глобальных перемен: не за горами повсеместная эксплуатация безэкипажных торговых судов. Такое мнение высказал в ходе видеоконференции о будущем автономизации руководитель отраслевого центра Marinet, под эгидой которого реализуется пилотный проект БЭС-КФ, Александр Пинский. «Сейчас программное оборудование проходит этап опытной эксплуатации на судах трех наших партнеров – это «Совкомфлот», Pola Group и Росморпорт, – отметил он. – Параллельно ведется работа на законодательном уровне при поддержке Минпромторга, чтобы устранить правовые коллизии в отношении безэкипажного судоходства».

По мнению эксперта, нововведения призваны повысить безопасность мореплавания. «Например, обзорно-поисковая система в автоматическом режиме умеет идентифицировать окружающие судно объекты, за внутреннюю подсистему наблюдения отвечают видеокамеры, – рассказал он. – В отличие от человека автоматическая навигационная система не устает, при этом она точно так же собирает всю информацию по навигационной обстановке, аккумулирует эти данные и принимает решение в соответствии с разработанными алгоритмами». 

Роботы на судах заменят моряков? 
Руководитель проекта постарался развеять опасения участников конференции о замене квалифицированных морских кадров роботизированной техникой. «Просто работа моряков трансформируется, они не будут привязаны к судну много месяцев, сберегут здоровье, что особенно актуально в связи с текущей пандемией, – объяснил Александр Пинский. – Частично офицеры будут востребованы в комфортных офисах на берегу, откуда они с чашкой кофе в руках смогут осуществлять управление одним или даже несколькими судами. Другая часть трансформируется в своего рода «морской спецназ», который в случае возникновения форс-мажорных ситуаций будет высаживаться на безэкипажное судно и вручную устранять неполадки. Автоматизация убирает рутину из работы экипажа». По словам другого члена экспертной группы БЭС-КФ, ответственного за нормативно-правовое регулирование автономного судоходства, Виталия Клюева, прямую выгоду получат и судовладельцы. «В расходах судоходных компаний есть три составляющие: экипаж, топливо и прочие эксплуатационные затраты, – отметил В. Клюев. – Первая статья занимает порядка 30% в общем объеме расходов. Сократив экипаж по крайней мере вдвое, компании сэкономят около 15-20%». 

Однако участники разошлись во мнениях. 

Сергей Панюшкин, руководитель Columbia Shipmanagement (Новороссийск), согласился, что «автоматизация безусловно прогрессирует, на судах устанавливается новое, более совершенное навигационное оборудование, укомплектовываются машинные отделения. Все чаще используются электронные двигатели, системы очистки выхлопных газов и многое другое. Но я не вижу целесообразной работу безэкипажных судов в ближайшей перспективе, потому что слишком высока цена риска в эпоху сплошной компьютеризации и кибератак». 

Дмитрий Бардовский, старший помощник, также сомневается в инициативе: «Слишком сложна система управления судном, а при автоматизации этого процесса увеличиваются риски. Неужели кто-то отпустит танкер с грузом без экипажа? Например, если неправильно выбрать курс относительно волны, то может выбить винт, и машина просто встанет. Это ведь не поломка даже, а аварийная остановка. А заведется ли машина потом? Если на борту экипаж, то моряки в ручном режиме все тут же устранят, машина запустится заново, и судно продолжит движение. Как будет автоматика отслеживать яхточки и маленькие лодки? В районе мыса Доброй Надежды часто проходят регаты. Бывают переходы, когда связь пропадает на пару часов, как это повлияет на роботизированное оборудование? В процессе управления судном столько нюансов, поэтому я думаю, что моряки на судне всегда будут нужны». 

Роман Вдовин, руководитель Bernhard Schulte Shipmanagement (Новороссийск), отметил:  «У нас есть суда дедвейтом 50 тысяч тонн, которые имеют высокий класс автоматизации. Это позволяет работать экипажам без электромехаников. Но суда, на которых не будет моряков вообще – нет, это невозможно, по крайней мере, в ближайшей перспективе. В любой автоматике может однажды произойти сбой». 

Капитан Евгений Бояркин со своей стороны четко заявил: «В полную автоматизацию на флоте я не верю, потому что в процессе управления судном может случиться все, что угодно. Например, засорятся топливные фильтры в машинном отделении, что тогда? Судно остановится?» 

В Российском  профсоюзе моряков также сомневаются, что полностью безэкипажные суда – дело ближайшего будущего. Так, Игорь Холявка, технический инспектор Южной территориальной организации РПСМ согласился: да, «теоретически, конечно, возможно создать полностью автономное судно, если направить на это все лучшие умы страны и сделать это самоцелью. Но не думаю, что это будет экономически целесообразно. Прежде всего, потому что установка такого огромного количества электроники на пароходе в пропорциональной степени повышает риски отказов системы. Вспомним весельную шлюпку: при полном отсутствии автоматизации единственным фактором риска был сердечный приступ гребца. Чем больше судно будет зависеть от автономного управления, тем больше таких факторов отказа. При колоссальных экономических затратах, которые потребуется от компании для оснащения автономного судна, грузоподъемность такого танкера должна будет быть максимальной, 300 тысяч тонн и   больше. А если на переходе в корпусе такого судна появится трещина? Никем не замеченная вовремя, она станет причиной катастрофы на море. И экологический ущерб от разлива такого количества нефти будет в разы превышать сомнительную экономию на экипаже». 

Начальник отдела плавсостава ООО «СКФ Менеджмент Сервисиз» (Новороссийск) Алан Татаров уверен, что несмотря на заманчивость такой перспективы, в этой области пока больше вопросов, чем ответов: «Любая автоматика работает с некоторыми погрешностями, при управлении судном случаются различные внештатные ситуации, и чтобы их решить, необходимо быстро среагировать и принять единственное правильное решение. Сомневаюсь, что даже самые передовые технологические разработки будут на такое способны в ближайшие годы». 

4-й механик Дмитрий Костенко высказался «за живое общение на судах»: «Мне кажется, что без рук человека невозможна работа сложнейших механизмов». Согласен с ним и курсант Илья Облогин: «Сейчас судоходство и так максимально автоматизировано. Если вообще пустить безэкипажное судно, то как будут решаться форсмажорные ситуации? Машина не умеет работать нелогично, а человек может в критической ситуации отойти от логики и тем самым предотвратить катастрофу».

А  электромеханик Андрей Деев уверен: «Автоматизация на флоте неизбежна, как и везде вокруг нас. Это вопрос времени». 

По материалам Профсоюзной морской газеты, ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх