14.12.2020

В плену с зарплатой: что гарантируют морякам новые поправки КТМС

26 декабря вступают в силу поправки 2018 года к Конвенции о труде в морском судоходстве (КТМС), гарантирующие похищенным членам экипажей выплату зарплаты за все время нахождения в пиратском плену и репатриацию.

Для этого, в частности, в Стандарт А 2.1, где речь идет о трудовых договорах моряков, добавили пункт 7. Он гласит, что страны, подписавшие Конвенцию, должны требовать, чтобы трудовой договор моряка продолжал оставаться в силе, когда он находится в плену на борту судна или в другом месте в результате актов пиратства или вооруженного разбоя против судов, независимо от истечения срока его действия или от того, заявила ли та или другая сторона о приостановлении или прекращении его действия.

Аналогичные изменения были внесены в Стандарт А 2.2, касающийся зарплаты: новый пункт 7 предполагает, что в случае нахождения членов экипажей в пиратском плену их заработная плата и другие выплаты, причитающиеся в соответствии с трудовым договором, соответствующим коллективным соглашением или применимым национальным законодательством, как это предусмотрено пунктом 4 стандарта (он касается мер, направленных на обеспечение возможности моряков передавать заработки своим семьям), должны осуществляться в течение всего периода нахождения моряка в плену вплоть до его освобождения и репатриации или вплоть до дня его смерти.

Последнее же изменение в Конвенции коснулось Руководящего принципа B 2.5.1, в котором был изменен текст пункта 8. Речь в нем идет о том, что право моряка на репатриацию может быть утрачено, если он не заявляет о своих правах на нее в разумно приемлемый срок, который определяется национальным законодательством, нормативными правовыми актами или  коллективными договорами. Однако в текст внесли правку, согласно которой это не распространяется на моряков, находящихся в плену в результате актов пиратства или вооруженного разбоя против судов – в таком случае они должны быть репатриированы после освобождения независимо от того, сколько времени прошло с их захвата.

Поправки являются закономерным ответом на рост числа случаев пиратства, сперва набравшего обороты в водах близ Сомали – пик нападений пришелся на 2008-2012 годы, – а сегодня процветающего в Гвинейском заливе: в последнее время практически не проходит и недели без известия о новой попытке нападения или похищении членов экипажей.

Инициатором внесения изменений в Конвенцию выступила Международная федерация транспортных рабочих (МФТ).

Впервые вопрос был поставлен еще в феврале 2016 года на заседании специального Трехстороннего комитета Международной организации труда, затем к проблеме вернулись в апреле 2017 года на заседании рабочей группы МОТ, где от лица работников выступала МФТ, от работодателей – Международная федерация судовладельцев (МФС), а также присутствовали представители государств. Предложенные МФТ изменения в КТМС были поддержаны судовладельцами, в том числе российскими, и представителями разных государств. В результате поправки, касающиеся прав и гарантий моряков в пиратском плену, были приняты на 107 Международной конференции труда МОТ 5 июня 2018 года, причем за них проголосовало абсолютное большинство стран, а воздержались только три государства – Чили, Ирак и Швейцария.

Отметим, что в коллективных договорах МФТ интересы моряков, попавших в плен, были защищены и раньше. Так, в частности, в стандартном соглашении в пункте 20 говорится о том, что в случае, если моряк попал в плен или по другим причинам не может продолжить рейс в результате пиратской атаки или захвата судна, статус его занятости и материальные права согласно колдоговору должны оставаться в силе, пока член экипажа не будет освобожден и не прибудет домой или пока все контрактные обязательства компании не истекут. Это включает в себя, в том числе, полную выплату зарплат и другие преимущества.

Хотя компании часто и так выплачивали зарплаты членам экипажей за время, проведенное ими в пиратском плену, важно, что теперь это обязательство судовладельцев закреплено в международном законодательстве. Благодаря чему никакие обстоятельства не должны помешать морякам получать зарплату, находясь в плену, а значит, меньше беспокоиться о финансовом благополучии своих семей.

Однако принять норму на международном уровне – это только половина дела, после этого она еще должна быть имплементирована в национальное законодательство стран. С этой целью Российский профсоюз моряков в конце сентября направил соответствующие предложения в Минтранс и Минтруд.

Так, в настоящее время в Трудовом кодексе предусмотрены лишь отдельные случаи, запрещающие увольнять работников по инициативе работодателя, и нахождение моряка в плену в их число не входит. Кроме того, трудовое законодательство не предусматривает порядка переоформления и продления срочного трудового договора, за исключением некоторых отдельных категорий граждан, к которым члены экипажей, опять же, не относятся. Продление срочного трудового договора с моряком, попавшим в пиратский плен, исходя из норм Статьи 58 ТК РФ, приведет к тому, что условие о срочном характере трудового договора утратит силу, и он будет считаться заключенным на неопределенный срок.

Поэтому РПСМ предложил внести в 57 статью Кодекса торгового мореплавания соответствующий нововведенным поправкам в КТМС пункт 6, в котором будет закрепляться запрет на расторжение трудового договора в период нахождения члена экипажа в плену в результате актов пиратства или вооруженного разбоя против судов независимо от истечения сроков его действия. Кроме того, в нем должно содержаться уточнение, что в случае, когда срочный трудовой договор, заключенный  на определенный срок или на один рейс, заканчивается в период нахождения члена экипажа в плену, его действие должно продлеваться до даты окончания репатриации моряка после освобождения.

Соответствующие изменения также необходимо внести в Примерную форму трудового договора, заключаемого работодателем (судовладельцем) и работником (моряком) для работы в составе экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, утвержденную приказом Минтруда России от 20.01.2015 № 23н. Обсудить возможные изменения РПСМ предложил в ходе заседания Межведомственной комиссии по подготовке к реализации в РФ Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Однако, несмотря на поддержку правительством России внесения Поправок 2018 года в КТМС, ответа на это профсоюз все еще не получил, а заседание комиссии так и не состоялось.

– Мы надеемся учесть новые требования КТМС в тексте Федерального отраслевого соглашения по морскому транспорту на 2021–2023 годы – тем более, что при заключении действующего соглашения стороны не пришли к единому мнению как раз по вопросам пиратства. Профсоюзы предлагали внести в документ пункт, согласно которому моряки смогли бы отказываться от рейсов в опасные в военном и эпидемиологическом отношении зоны, а также зоны пиратских действий, без риска потерять работу или подвергнуться каким-то санкциям. Кроме того, за время пребывания в таких зонах мы предлагали выплачивать членам экипажей двойной оклад. Однако согласия тогда достичь не удалось, – отметил первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук.

По его мнению, новые поправки – однозначно положительное изменение в КТМС, которое дает важные гарантии морякам в случае попадания в плен. Однако Конвенция может только позаботиться о правах членов экипажей, защитить же их от царящей в некоторых регионах угрозы она не в силах. Чтобы решить этот вопрос нужны глобальные меры: «Вопрос прекращения пиратских нападений не решается с помощью КТМС. Он относится скорее к полномочиям Совета безопасности ООН, – отметил первый заместитель председателя РПСМ. – Необходимо чтобы прибрежные государства приняли действенные меры против разгула преступности в Гвинейском заливе. Альтернативой является установление международного режима охраны гражданских судов военно-морскими силами с использованием вооруженной охраны на борту. В Сомали такой подход позволил переломить ситуацию с пиратством и показал свою эффективность».

↑ 

Наверх