24.11.2020

Опрос Lloyd's Register: как судовладельцы поддерживают моряков в пандемию?

Регистр Ллойда (Lloyd's Register) поделился основными результатами онлайн-опроса, который запустил 25 июня, в День моряка. Его целью было оценить эффективность принятых в связи с пандемией COVID-19 мер поддержки моряков и получить представление об уровне медицинской и социальной помощи членам экипажей. Ключевые выводы исследования Регистр призывает использовать как руководство к действию – для повышения безопасности и благополучия работников морской отрасли, благодаря труду которых мировая торговля продолжает функционировать в этот сложный период.

Отметим, что в опросе, проводившемся в сотрудничестве с Палатой судоходства Великобритании, благотворительной организацией «Mission to Seafarers» и ресурсом Safety at Sea, приняли участие самые разные представители морской отрасли. Так, 34% опрошенных составили члены экипажей судов, а 66% – береговой персонал. Наибольшая доля респондентов – 17% – граждане Великобритании, 13% – Индии, 9% – Греции и столько же австралийцев.  Опрос охватил большую часть секторов морской отрасли: 17% опрошенных составили работники сектора сухогрузов, 16% – представители танкерного сектора и 8% – контейнерного.

Признание и оценка роли моряков

В целом, результаты опроса показывают, что многие из тех, кто выполняет жизненно необходимую работу в морской отрасли, не чувствуют, что их труд оценили по достоинству. На вопрос, согласны ли они с утверждением «Я чувствую, что мой вклад ценят», только 8% моряков ответили однозначно утвердительно, и всего 13% отметили, что у них есть ощущение значимости собственной роли во время пандемии COVID-19.

Психическое и физическое благополучие

Одним из пунктов опроса была просьба оценить по 10-бальной шкале уровень своего психического и физического благополучия во время пандемии. Полученный средний результат составил 6,29 балла, что свидетельствует о том, что хотя многие компании оказали морякам значительную поддержку во время пандемии, возможности для улучшений в этой области далеко не исчерпаны. Также в ходе опроса были выявлены заметные различия в поддержке сотрудников, работающих на море и на суше. Серьезную озабоченность вызвало психическое здоровье моряков, обеспечения их интернетом и поддержкой на время лечения. Об этом красноречиво говорят цифры. Так, 75% моряков заявили, что из-за пандемии они были лишены регулярных визитов берегового персонала. 54% членов экипажей считают, что в пандемию им недостаточно помогают справляться со стрессом и усталостью. Немалое число (11%) моряков ответили «совсем нет» на вопрос: Согласны ли они с утверждением «Я могу сосредоточиться на текущих задачах». 20% опрошенных тружеников флота категорически не согласны с утверждением «Я сегодня проснулся отдохнувшим», а 16% уверенно ответили отрицательно на утверждение «Я доволен и у меня хорошее настроение».

Решение проблемы смены экипажа

В связи с тем, что около 400 000 моряков в настоящее время застряли на судах из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, причем некоторые провели на борту уже больше года, проблему смены экипажа затронули в своих ответах несколько респондентов, один из которых сказал: «Мы работаем для того, чтобы у каждого из вас была вода, еда, топливо, автомобили и т. д. В это трудное время нам нужна поддержка, но все про нас забыли и бросили нас».

СИЗ и Протоколы безопасности на период пандемии COVID-19

Только чуть больше половины опрошенных моряков (54%) указали, что были в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты (СИЗ), требуемыми в связи с пандемией COVID-19. Около 5% респондентов признались, что на борту их судов были коллеги с диагнозом COVID-19.

Доступ к профессиональной психологической поддержке

На вопрос о том, как судовладелец поддерживал их на протяжении пандемии, 50% моряков и 32% берегового персонала ответили, что работодатель обеспечил им доступ к профессиональной психологической помощи – то есть у них был кто-то, кто мог им ее оказать и дать персональный совет.

Всего этой возможностью воспользовались 30% членов плавсостава и 17% членов берегового персонала. Причины, по которым моряки предпочитали не обращаться за помощью, заключались в первую очередь в стигматизации вопросов психического здоровья. В частности, некоторые из них указали, что боялись в будущем лишиться работы, если станет известно, что у них были проблемы психологического характера. Другие отвечали, что, по их мнению, в этом нет необходимости, или что они не думают, что это будет эффективно.

Поддержка на время лечения

5% опрошенных заявили, что на их судне или на рабочем месте были люди с подтвержденным диагнозом COVID-19. Еще 1% рассказали, что коронавирус диагностировали у них лично. Один респондент написал: «Я сам получил положительный результат теста на COVID-19. Из 95 членов экипажа почти у трети результаты оказались положительными. Многих из них, представителей определенных национальностей, после выздоровления уволили». На вопрос о том, что они думают о возвращении на работу после выявления у них коронавируса и прохождения карантина, один моряк написал: «Cо стороны компании поддержки не было никакой. Ни одного письма с вопросом о моем самочувствии. Меня оставили в номере бразильского отеля на три недели, не выпускали из комнаты, кормили три раза в день, рацион был очень скудный. У меня не было доступа к Wi-Fi, телевидению или телефону».

Конечно, не везде дела обстоят так невесело, и многие судоходные компании действительно проявляю заботу о своих сотрудниках во время и после карантина. Однако подобные сообщения вызывают беспокойство. В этой связи Джоанн Стоукс, менеджер Регистра Ллойда по человеческому фактору, которая оценивала результаты опроса, отметила, что целесообразно обновить положения Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве в части обязанностей компаний перед моряками в период прохождения ими карантина, чтобы гарантировать должное обращение с ними. Любой, кто возвращается на работу после длительного перерыва или болезни, должен получать поддержку от своего работодателя. Однако, как справедливо заметила Стоукс, для моряков поэтапное возвращение к работе невозможно. Поэтому особое внимание следует обратить на тех, кто возвращается в море после болезни, чей уровень усталости, скорее всего, в первое время будет выше обычного. Склонность к ошибкам у таких моряков, также, вероятно, вырастет, поэтому нужно подумать о дополнительной поддержке или увеличении часов отдыха для них.

По мнению Джоанн Строукс, среди основных выводов из опроса нужно особенно выделить важность признания роли моряков как ключевых работников и необходимость поддержки морального духа экипажа. «Также нужно обеспечить более эффективный и легкий доступ к медицинским услугам и работать над преодолением предвзятого отношения к проблемам психического здоровья, – добавила она. – Кроме того, необходимо наладить коммуникативный процесс, чтобы помочь людям понять логику, лежащую в основе тех или иных решений, и оказывать более эффективную поддержку в лечении заболеваний».

Также она подчеркнула, что компании должны взять на себя ответственность за регулярное предоставление обновленной информации о принимаемых мерах предосторожности в отношении COVID-19, и о том, что они делают для безопасной посадки на борт и высадки на берег членов экипажа. Эту информацию можно публиковать на веб-сайте и рассылать семьям в информационных бюллетенях. «Важно, чтобы моряки имели возможность свободно общаться со своей семьей, без ограничений доступа к интернету во время нахождения в море», – заключила Стоукс.

В целом, как считают авторы опроса, возможность общаться с близкими в период пандемии имеет ключевое значение для поддержания морального духа и психического здоровья экипажа. Согласно результатам, в этой сфере есть, над чем работать. Так, 13% моряков отметили, что интернет на борту не позволяет им разговаривать с друзьями и семьей, а еще 19% указали что качество связи не позволяет им даже эффективно выполнять рабочие задачи. Так же на эти вопросы ответили 6% и 7% сотрудников берегового персонала соответственно.

Ник Браун, директор подразделения торгового и оффшорного флота Регистра Ллойда, также подчеркнул: «Жизненно важно, чтобы мы защищали преданных своему делу людей, которые поддерживают работу глобальной цепи поставок. Вызывает беспокойство, что моряки не чувствуют, что их труд ценят и признают их важную роль в период пандемии. Полученные результаты рисуют тревожную картину отношения к работникам морского транспорта. Я твердо уверен, что существует прямая связь между моральным духом тружеников флота и безопасностью отрасли. В опросе затронуты многие важные области, требующие улучшения, однако особенно хочется подчеркнуть необходимость того, чтобы моряков признали ключевыми работниками, независимо от их национальности».

Генеральный секретарь «Mission to Seafarers» Кэнон Эндрю Райт также отметил, что в работе организация столкнулась с тем, что многие члены экипажей в течение пандемии жаловались капелланам на высокую степень изолированности: «В настоящее время перед международным сообществом и отраслью стоит задача принять меры, чтобы избежать серьезного кризиса психического здоровья и потенциальных проблем с безопасностью. Не будет преувеличением сказать, что от этого зависят жизни».

– В целом, результаты опроса во многом предсказуемы: есть судовладельцы, которые в принципе справляются с возникшими в связи с распространением коронавируса проблемами, такими как репатриация членов экипажей, обеспечение их необходимыми средствами защиты, нормальной связью, с помощью которой они могут поддерживать контакт с родственниками, и есть те работодатели, которые эти проблемы в силу разных причин не решают, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – COVID-19 шествует по планете уже около года, пандемия была объявлена ВОЗ еще в марте, и с тех пор прошло много месяцев, но ситуация в судоходной отрасли, и в первую очередь со сменой экипажей и обеспечением моряков всем необходимым для поддержания их здоровья и достойного уровня жизни, все еще не стабилизировалась.  Перед морскими работодателями действительно стоят нелегкие задачи, однако от сложившейся ситуации не должны страдать моряки, на плечах которых лежит бесперебойное функционирование глобальной экономики.

По материалам missiontoseafarers.org и marineinsight.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх