18.11.2020

КТР настаивает на доработке законопроекта об отказе от методики расчета прожиточного минимума и МРОТ

На прошлой неделе Государственная Дума РФ в первом чтении приняла правительственный законопроект, который предполагает отказ от методики расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда, исходя из суммы потребительской корзины. Вместо этого расчет размеров прожиточного минимума и МРОТ предлагают основывать на их соотношении с размером медианного среднедушевого дохода и размером медианной заработной платы соответственно.

На внеочередном заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), где как раз рассматривался проект федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и ст. 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», профсоюзная сторона и работодатели одобрили концепцию документа. Однако стороны РТК обозначили замечания, которые считают необходимым внести в законопроект в виде пакета поправок ко второму чтению в Государственной Думе РФ. 

Среди них – сохранение аналитического расчета прожиточного минимума по потребительской корзине; внесение изменений в проект ФЗ, предусматривающих установление МРОТ, а также величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ на очередной год; рассмотрение в рамках РТК методик исчисления медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы в случае внесения в них изменений; и другие. 

Потребительской корзины не будет? 

Для претворения в жизнь идеи отказа от действующей методики расчета прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда предлагается внести изменения в ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и в ФЗ от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». 

Что касается прожиточного минимума, то в первую очередь из закона хотят исключить понятие «потребительская корзина» и изменить термин «прожиточный минимум» путем отказа его определения через потребительскую корзину. Вместо этого будет пониматься минимально необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина, которая условно считается от уровня медианной зарплаты. Одновременно с этим планируется ввести понятие «медианный среднедушевой доход», под которым подразумевается величина денежного дохода, относительно которой половина населения имеет значение среднедушевого дохода ниже данной величины, другая половина – выше данной величины, ежегодно исчисляемая Росстатом. 

Кроме того, согласно законопроекту, Правительство РФ сможет устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения в целом по стране на очередной год,  исчисляя его из величины медианного среднедушевого дохода по России за предыдущий год. При этом на уровне субъектов РФ прожиточный минимум на душу населения планируется устанавливать на очередной год самим субъектом в соответствии с коэффициентом соотношения величины прожиточного минимума на душу населения по стране и в субъекте РФ. 

МРОТ – по-новому

С 2021 года планируется изменить и существующую систему оценки МРОТ, при которой уровень МРОТ будет находиться в зависимости от медианной зарплаты. 

Одновременно, согласно законопроекту, МРОТ устанавливается в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на очередной год. Со следующего года планируется установить соотношение величины прожиточного минимума и величины медианного дохода в 44,2%, что в абсолютном выражении составит 11 653 рубля. Соотношение же медианного размера оплаты труда и медианной заработной платы в следующем году составит 42%, или 12 792 рубля. 

Как объясняется в Пояснительной записке к проекту закона, по сравнению с действующим МРОТ, составляющим 12 130 рублей, рост составит 5,5%. Вместе с ростом медианных доходов и зарплат эти цифры будут увеличиваться, а пересмотр процентных соотношений будет проходить не реже одного раза в пять лет. 

Кроме того, в ней говорится, что при предлагаемом Правительством РФ подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.

КТР настаивает на доработке законопроекта

В ходе обсуждения законопроекта на заседании РТК члены комиссии выразили множество замечаний и предложений. Так, в КТР отмечают, что проблема предлагаемого подхода в определении прожиточного минимума заключается в том, что он не оценивает доход, необходимый для достойного уровня жизни. 

– С одной стороны, в этом и есть преимущество существующей методики на основе потребительской корзины, – говорит первый заместитель председателя Российского профсоюза моряков Игорь Ковальчук. – С другой – сегодня к точности расчета и составу потребительской корзины есть масса вопросов. Например, продуктовая часть рассчитывается по действующим ценам на них, а приобретение непродовольственных товаров, включая ЖКХ, определяется в процентах к продуктовой части. Между тем, оплата услуг ЖКХ – это серьезная статья расходов для россиян.

Кроме того, по мнению КТР, законопроект предлагает заниженные соотношения медианного среднедушевого дохода и прожиточного минимума и соотношения медианной заработной платы и МРОТ. «Как следствие, приближенность окончательных размеров МРОТ и прожиточного минимума к действующим размерам МРОТ и прожиточного минимума оценивается не как руководство международным опытом, а как привязка предлагаемых соотношений к бюджетным ограничениям и экономической ситуации», – говорится в замечаниях, направленных КТР к законопроекту. 

Наконец, для расчета итоговых значений размера МРОТ и прожиточного минимума планируется использовать различный подход к источникам данных для расчета медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы. Если для расчета медианного дохода учитываются средства, полученные с учетом неофициальных доходов, то для расчета медианы зарплаты – только официальные, которые отражаются в Пенсионном Фонде РФ. «Получается, что медианную заработную плату будут считать по неполным данным, то есть без учета теневого сектора экономики, а медиану доходов – по полным, с учетом теневого сектора экономики, – отмечают в КТР. – В результате размер МРОТ может оказаться заниженным».

В связи с этим Конфедерация труда России отмечает необходимость внесения поправок в проект федерального закона, а также профсоюзная сторона РТК настаивает на усилении роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при рассмотрении обозначенных вопросов.

– На данном этапе мнение профсоюзов учтено в решении РТК лишь частично, – отметил первый зампредседателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Однако делать какие-либо выводы преждевременно. Основное чтение в Госдуме РФ – второе: к нему должен быть подготовлен пакет поправок. Соответственно, после прохождения законопроектом этого этапа в Госдуме РФ станет понятно, какие из замечаний и предложений профсоюзной стороны РТК нашли отражение в документе, а какие – нет.


↑ 

Наверх