18.11.2020

Будущее уже здесь

Сегодня морская отрасль переживает период беспрецедентных изменений и потрясений: физические явления, технологический прогресс, политические изменения – все оказывает влияние на перевозки, работу портов и труд моряков. Причем со временем они будут становиться все ощутимее. Торе Мортен Олсен, президент морского направления компании Marlink, уверен, что потенциал цифровизации и необходимость декарбонизации означают, что судоходной отрасли нужно внедрять защищенные и регулируемые IT-решения. Однако, по его мнению, для начала необходимо переосмыслить отношение к технологиям, которые будут продвигать современные идеи. Поэтому всем компаниям, которые хотят сохранить свои конкурентные позиции и повысить эффективность эксплуатации судов, помимо плана по цифровизации и обеспечению устойчивости, потребуется план по соблюдению требований кибербезопасности.

Три ключевые проблемы

Судоходство переживает период стремительного внедрения цифровых инструментов и услуг, что вполне естественно, ведь любая технология, которая обещает более высокую эффективность и снижение затрат, получает быстрое распространение. Однако с этим процессом сопряжены определенные трудности, которые необходимо решать.

Во-первых, цифровизация требует комплексного подхода. Вместо того, чтобы рассматривать бизнес-единицы или активы как отдельные элементы, необходимо, чтобы компании провели полную трансформацию – сверху вниз, чтобы весь бизнес и бизнес-модель функционировали при поддержке общих цифровых инструментов, процессов и сервисов. 

Исследование, проведенное по заказу Marlink, показало, что значительная часть морской отрасли считает себя «готовой к переходу на цифру». Например, две трети компаний заявили, что под этим они, в числе прочего, подразумевают наличие четкой основательной стратегии для спутниковой связи и IT-решений. Однако только 30% из них считают, что продвинулись вперед в реализации своих стратегий перехода на цифру. В других отраслях промышленности, где происходит цифровизация, этот показатель приближается к 60%.

Вторая трудность – устойчивость. После цифровой трансформации бизнес должен стать гораздо более эффективным, однако при этом будет необходимо соответствовать более строгим нормам и показателям производительности, чтобы отвечать запросам фрахтователей и потребителей. В краткосрочной перспективе это означает повышение эффективности в целях сокращения выбросов и экономии затрат, в долгосрочной –  внедрение новых технологий и видов топлива, не все из которых пока доступны.

Третий фактор – кибербезопасность. Эта тема продолжает вызывать озабоченность в отрасли, несмотря на прогресс в повышении осведомленности о киберрисках. Не так давно службы безопасности настаивали на необходимости выделения ресурсов для создания кибербезопасной бизнес-инфраструктуры, основанной на прогнозируемых угрозах, а не на уже полученном печальном опыте. Все изменила серия недавних  хакерских взломов, в том числе на крупнейшую в мире судоходную компанию. Стало очевидно: жертвой может стать кто угодно, никто не защищен на 100%, а потенциальные убытки – колоссальные. 

Основные составляющие цифровой трансформации  

Постоянная потребность в сокращении затрат и поддержании конкурентоспособности заставила самих участников отрасли сломать стереотип о том, что в морской отрасли внедрение новых технологий происходит медленно.

Первым кирпичиком, на котором строится цифровизация, является возможность подключения, которая стала доступна повсеместно, при этом динамика рынка расширяет выбор услуг и снижает затраты для конечных пользователей. Выбор вариантов подключения становится более обширным – от сетей VSAT с  L-диапазоном до сетей 4G с расширенными возможностями подключения, облачными хранилищами, позволяющими прямо на борту работать с приложениями, обрабатывающими данные.

Около половины владельцев и менеджеров судов, принявших участие в опросе Marlink, назвали новую и более качественную связь между судном и берегом самой ценной из новых технологий, а второй по значимости инновацией – стандартизированные сети и IT-инфраструктуру на борту судна. Общая интеграция судовых систем и берегового оборудования заняла третье место по значимости.

Второй кирпичиr – точные и актуальные данные. Десять лет назад судовладельцы ломали голову над тем, как можно применять такую технологию как «интернет вещей». Сегодня же стало очевидно, что она работает не только в отношении дорогостоящих грузов, но и в отношении различных компонентов судна, включая корпус и главный двигатель, предоставляя данные и информацию об эксплуатационной готовности и техническом состоянии. Низкая стоимость и более ценные данные не просто повысили прозрачность для всех заинтересованных сторон: судовладельцы и фрахтователи быстро поняли, что наличие большего количества данных о самом рейсе может снизить расходы на рейс и стимулировать сокращение загрязнения и выбросов парниковых газов.

Наконец, необходимость повышения энергоэффективности – на фоне все еще неустойчивой кривой цен на топливо она привела к неудержимому увеличению содержания и объема приложений по управлению рейсами. С помощью цифровых систем любого современного ходового мостика можно существенно усовершенствовать маршруты судов, избегая непогоды или зон риска, более точно планировать переход и время прибытия, загружать данные навигационных карт, а также получать обновления по безопасности.

Декарбонизация

Цифровизация в конечном итоге создаст два уровня на рынке морских перевозок, разделив его на тех владельцев и операторов судов, которые имеют лучший доступ к последней информации, и тех, у кого его нет. Разница между этой относительно новой позицией и тем временем, когда использовались простые, но эффективные средства проверки времени прибытия или отправления судов заключается в том, что практически каждый может заплатить за доступ к данным о местоположении судов, портовом трафике, погоде и другой информации. Это тоже имеет значение: пройдет чуть больше десятка лет, и новые требования в отношении эффективности снижения загрязнения окружающей среды заставят отрасль внедрить новые методы работы, среди которых наиболее очевидным является перевод судов на новые виды топлива. Это позволит судовладельцам соответствовать установленным Международной морской организации (ИМО) целевым показателям углеродоемкости.

В этой ситуации сбор, анализ и интерпретация каждого бита данных, поступающих от  судовых систем, приобретает решающее значение, по сути от этого будет зависеть выполнение природоохранных требований. Данные о выбросах, производимых судами, будут сообщаться автоматически, и на основании этих данных будут выносить решения не только регуляторы и службы экологического контроля, но и другие участники рынка, например, кредиторы, которые предоставляют капиталы судоходным компаниям.

Критическое значение киберзащиты 

Новые технологии и потребность в устойчивости – две фундаментальные силы, оказывающие влияние на морскую отрасль; еще одна – потребность обеспечить безопасность IT-сетей, от которых зависят первые две. 

ИМО приняла поправки, связанные с обеспечением кибербезопасности, к Международному кодексу управления безопасностью (МКУБ), а танкерный сектор уже сделал аналогичные требования частью новой, третьей версии Программы управления танкерами и самооценки (TMSA). И если МКУБ представляет собой обязательные требования,  то TMSA – своего рода «лицензия на работу» для владельцев судов, которые перевозят опасные грузы. Первый требует наглядного подтверждения того, что меры по обеспечению кибербезопасности действительно были приняты, а второй – продемонстрировать, что у судовладельцев есть последняя доступная операционная система и другие обновления программного обеспечения, а также специальные патчи безопасности. 

Соблюдение добровольных рекомендаций в области кибербезопасности до сих пор зависело от человеческого фактора, то есть от желания или нежелания человека следовать разумным, но необязательным правилам. Именно это отсутствие прозрачности в отношении того, насколько соблюдаются меры кибербезопасности, стремятся изменить новые требования, которые будут носить императивный характер. 

По оценкам Marlink, по крайней мере 50% обновлений программного обеспечения по-прежнему выполняются вручную, с помощью физических носителей данных, таких как компакт-диски.

Поддерживая изменения

Несколько лет назад в Marlink осознали, что по мере совершенствования морской связи, потребности судовладельцев будут смещаться в сторону более глубоких отношений с партнерами, которые могли бы поддержать их стратегии цифровизации и декарбонизации и предоставить им соответствующие интегрированные решения.

В основе стратегии внедрения цифровых технологий в компании лежит IT-Link, которая позволяет судоходным компаниям разрабатывать, тестировать и развертывать IT-решения в масштабах флота. Кроме того, технические решения компании позволяют судовладельцам перепоручать выполнение ряда задач специалистам на суше, освобождая от них членов экипажа. Специалисты на берегу могут разрабатывать и внедрять необходимые программы, тестировать их на надежность и делиться ими со всеми судами из состава флота компании одним щелчком мыши.

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что способность берегового персонала поддерживать и устранять неполадки IT-сетей, а также предоставлять экипажу инструменты, необходимые для демонстрации киберустойчивости и соответствия требованиям, поможет морякам сосредоточиться на безопасных операциях, а не отвлекаться на технологии.

Другими словами, экипажу больше не нужно беспокоиться о подтверждении, что в системах установлены последние обновления: на интуитивно понятной приборной панели IT-Link отображается сразу все аспекты ее состояния, и инспекторы могут увидеть все, что требуется. 

В отличие от некоторых поставщиков приложений для управления активами, Marlink считает, что данные из судовых систем являются собственностью судовладельца, а информация о состоянии  активов – то, на основании чего они должны иметь возможность действовать, будучи уверенными в их защищенности и конфиденциальности.

Наконец, использование передовых облачных технологий позволяет передавать данные с гораздо более высокой степенью сжатия и большей продуктивностью. 

Это означает, что большее количество поставщиков морской информации может оцифровать свои продукты и повысить доступность высококачественных данных и приложений для  моряков. Это позволяет таким сервисам, как IT-Link, передавать обновления для систем безопасности, а также дает возможность предоставлять дополнительные приложения и цифровой контент для обеспечения безопасности и   оптимизации маршрутов.

Будущее уже здесь

Несмотря на потрясения и сбои, курс дальнейшего развития судоходной отрасли определен. В среднесрочной перспективе, когда судовладельцы будут связаны с более сложными требования к IT-сетям, они смогут пользоваться расширенным доступом к облачным приложениям и хранилищам, увеличивая возможности подключения своих судов и внедряя «виртуальные» системы и приложения.

Поскольку долгосрочная тенденция предполагает, что затраты на капитальные вложения, операционные затраты и соответствие требованиям IT со временем будут снижаться, то в результате это принесет выгоду. Так, достигнутое в результате цифровой трансформации улучшение показателей производительности и энергоэффективности судов в сочетании с совершенствованием экологического профиля судоходства продвинет отрасль к ее цели – цифровизации, декарбонизации и кибербезопасности.

Источник: rivieramm.com

Перевод: ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх