02.10.2020

Ливанский суд подал запрос в Интерпол на арест бывшего капитана судна «Rhosus»

Криминализация моряков все еще остается для судоходной отрасли одной из самых серьезных проблем. В этом можно убедиться на примере Бориса Прокошева, который в 2014 году будучи капитаном судна «Rhosus» доставил в Бейрут селитру – груз, ставший причиной мощного взрыва, прогремевшего в порту два месяца назад. По сообщению мировых СМИ, вчера ливанский суд подал запрос в Интерпол на арест Бориса Прокошева и Игоря Гречушкина – владельца судна. Бывший капитан предполагает, что в этой ситуации его могут сделать «крайним».

Напомним, вечером 4 августа в порту Бейрута прогремел взрыв. Власти связывают произошедшее с ненадлежащим хранением 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), которую выгрузили здесь с теплохода «Rhosus». В 2013 году балкер под флагом Молдавии перевозил опасный груз из Батуми в Мозамбик и сделал внеплановый заход в Бейрут. Там теплоход задержали портовые власти из-за технических нарушений эксплуатации. В это время экипаж, состоящий из граждан России и Украины, обратился в Международную федерацию транспортников и рассказал, что работодатель – кипрская компания Teto Shipping – с самого начала контрактов не выплачивала морякам зарплату. 

Только летом 2014 года дело сдвинулось с мертвой точки: директор Департамента наземного и морского транспорта Абдель Хафиз Кайсси сообщил, что ливанские компетентные органы начали рассматривать проблему репатриации экипажа «Rhosus» в сочетании с вопросом продажи судна и его взрывоопасного груза. В этой связи соответствующий судебный орган изучил дело с привлечением всех заинтересованных сторон – представителем экипажа юридической компанией Baroudi & Associates, экспертами Минтранса и Минюста, портовым агентом М. Багдади. В итоге суд все же выдал разрешение на выгрузку селитры, однако портовый агент продолжал затягивать репатриацию моряков, потому что категорически отказывался нанимать технический экипаж из местных. Спустя некоторое время ливанцев на выгрузку селитры все же нашли, а моряков отпустили домой. К августу 2020 года опасный груз вопреки правилам так и не был утилизирован, что привело к взрыву, масштабным разрушениям и человеческим жертвам. 

На сегодняшний день, по данным splash247, в ходе расследования произведено более 20 арестов. Как гром среди ясного неба – запрос ливанской стороны в Интерпол об аресте россиян: бывшего капитана и владельца судна. 

– Интерпол ордер о моем аресте не выдавал, по крайней мере ко мне из российского национального центрального бюро Интерпола МВД РФ никто не обращался, обвинений не предъявлял, – прокомментировал ситуацию Борис Прокошев. – В любом случае, если дальнейшие действия будут разворачиваться в правовом поле, то мне опасаться нечего: никаких правонарушений я не совершал. А от произвола, как известно, никто не застрахован. 

Тем временем в эфире радио Sputnik адвокат, специалист по международному праву Мария Ярмуш рассказала, как может развиваться ситуация: «Если такой запрос поступил, и российские граждане, в отношении которых есть запрос из Ливана, находятся за пределами РФ, то их местонахождение будет быстро установлено, и их передадут по запросу этой страны для проведения расследования и привлечения к уголовной ответственности. Если российские граждане находятся на территории РФ, то, согласно Конституции РФ, Россия никогда своих граждан по запросу иностранного государства не выдаст. Но при этом может потребовать доказательство вины и провести расследование здесь, если сочтет необходимым привлечь их к уголовной ответственности». 

В Российском профсоюзе моряков отмечают, что криминализация – серьезная проблема, с которой сталкиваются моряки по всему миру в связи с глобальным характером судоходства. 

– Экипаж нельзя рассматривать как часть арестованного или брошенного судна, – уверены в РПСМ. – К грузу команда также не имеет никого отношения. Ее задача – доставить его из одного пункта в другой в целости и сохранности. Все остальное на совести судовладельца, грузоотправителя и грузополучателя. У моряков есть право профессионально выполнять свою работу без страха быть несправедливо обвиненными. 


↑ 

Наверх