24.09.2020

Арктическая экспедиция обследовала затонувший пароход «Челюскин»

Экспедиция к судну, раздавленному льдами и затонувшему в 1934 году в Чукотском море, была организована Северным флотом (СФ) и Русским географическим обществом (РГО). С помощью многолучевого эхолота исследователям удалось осуществить трехмерную акустическую съемку парохода и впервые произвести его видеосъемку с помощью необитаемого подводного аппарата «Марлин - 350». Отмечается, что ранее получить качественные снимки «Челюскина» еще не удавалось.

– Район, где на глубине 50 метров затонуло судно, находится недалеко от Берингова пролива, здесь очень мощное течение и мутная вода, – говорится в сообщении Северного флота. – На видеоизображении отчетливо видны носовая и средняя части судна, прямоугольные иллюминаторы. Название парохода на носу и на корме не сохранилось. По съемкам специалистами затонувший объект опознан, как пароход «Челюскин».

В настоящее время ледокол СФ «Илья Муромец», на борту которого находятся участники экспедиции, направляется к острову Врангеля. Там предполагается изучить места, связанные с гидрографической экспедицией Северного Ледовитого океана 1910–1915 годов в восточных районах Чукотского моря. Отметим, что экспедиция по архипелагам Арктики стартовала в августе этого года и должна продлиться до октября. Она посвящена сразу нескольким памятным датам – 75-летию Великой Победы, 110-летию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, 120-летию Русской полярной экспедиции и 145-летию со дня рождения известного исследователя Арктики Владимира Русанова. На протяжении пути будут проводиться исследования и наблюдения в интересах научной группы РГО.

История парохода «Челюскин» – одна из самых нашумевших морских катастроф. Так, 2 августа 1933 года, взяв на борт 112 человек, он вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов. За путешествием парохода, которое должно было стать новой страницей в покорении Арктики, следила вся страна.

Первые льдины встретились «Челюскину» в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар, однако при помощи ледокола судно преодолело сплошные льды и продолжило движение самостоятельно. Уже 1 сентября был достигнут мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. Вместе с экипажем он дрейфовал в течение почти пяти месяцев.

4 ноября 1933 года благодаря удачному дрейфу вместе со льдами пароход вошел в Берингов пролив. До чистой воды оставалось всего несколько миль, и экипаж надеялся на положительный исход. Однако течение неожиданно изменилось, и «Челюскин» стало относить назад, в северо-западном направлении. Все это время льды методично подтачивали борт судна, и экипаж был готов к самому печальному варианту развития событий и эвакуации. 13 февраля 1934 года стало окончательно ясно, что она понадобится. В тот день в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. За это время команда организовано выгрузила на лед все необходимое: аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, радио.

На льду обосновались 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, причем один из них, дочь геодезиста Васильева Карина, родилась уже во время похода. Еще восемь человек покинули пароход ранее – около острова Колючин. Через два дня после крушения в Москве была образована специальная комиссия, которую возглавил Валериан Куйбышев. Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации, в спасении принимали участие 16 самолетов и 7 лучших полярных летчиков. Всего ими было осуществлено 24 крайне непростых в таких условиях рейса, последний из которых состоялся 13 апреля 1934 года. Все 104 человека, проведшие на льдине в условиях полярной зимы около двух месяцев, включая начальника экспедиции Отто Шмидта, были спасены.

В честь челюскинцев в СССР назвали ряд географических объектов, а семеро летчиков, участвовавших в спасательной операции, проводившейся с 5 марта по 13 апреля 1934, стали первыми Героями Советского Союза.

По материалам Interfax

↑ 

Наверх