17.09.2020

Инициировать рассмотрение проблемы репатриации и смены моряков на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

С таким предложением Российский профсоюз моряков обратился в министерство транспорта РФ. В письме отмечается, что тема репатриации и смены моряков с предложением государствам-участникам принять конкретные меры в этом направлении могла бы стать одним из пунктов видеовыступления Президента Российской Федерации Владимира Путина, запланированного на 22 сентября 2020 года на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

– По нашему мнению, эта проблема могла бы стать предметом рассмотрения и Советом Безопасности ООН, – заявил председатель РПСМ Юрий Сухоруков. 

В частности, РПСМ отмечает, что тема репатриации и смены моряков является важнейшей в связи с необходимостью обеспечения перемещений грузов и товаров по миру, включая медицинское оборудование, лекарства, средства гигиены, так как более 80 процентов их перевозится морским транспортом.

– Нынешний кризис смен моряков на мировом флоте, психологическое состояние и здоровье многих членов экипажей и капитанов судов, вынужденных по много месяцев работать без отпуска, напрямую влияет на безопасность международного судоходства, –отметил председатель РПСМ Юрий Сухоруков.

По мнению профсоюза, отрасль находится под угрозой серьезных аварий и катастроф вследствие усталости моряков. Именно поэтому, с учетом продолжающейся пандемии COVID-19, ситуацию необходимо рассматривать на самом высоком уровне международного сотрудничества.

В частности, РПСМ предлагает государствам участникам сессии рассмотреть возможность организации смен экипажей в портах с наибольшим количеством заходов судов, находящихся на морских путях с интенсивным судоходством. Кроме того, для безопасной смены экипажей в портах и в соответствующих аэропортах оборудовать специальные защищенные терминалы, обеспечить «зеленые» коридоры при перемещении от борта судна или гостиницы до терминала в аэропорту и посадки в самолет, организовать регулярные авиаперелеты (в том числе чартерные при необходимости) из/в эти аэропорты для репатриации и прибытия моряков. Как известно, Международной морской организацией уже разработаны рекомендации по безопасной посадке моряков на суда и репатриации списывающихся членов экипажей, которые могут быть использованы с учетом национальных требований и особенностей.

Напомним, что нынешний кризис затронул порядка 600 тысяч работников торгового флота. По оценке Международной федерации транспортников (МФТ), основанной на последних данных с судов, во всем мире на местах продолжают оставаться около 300 тысяч членов экипажей и столько же моряков находятся на берегу в ожидании работы. Основными причинами остаются карантинные меры, введенные правительствами для борьбы с распространением пандемии, и существенное сокращение международных авиарейсов.

Добавим, что проблема репатриации и смены моряков также обсуждалась в рамках работы морской секции Международной федерации транспортников, и в настоящее время Российский профсоюз моряков проводит консультации с коллегами из профсоюзов, объединяющих моряков США, Великобритании и Франции. В преддверии Генеральной Ассамблеи ООН они также готовят обращения к своим правительствам с предложением вынести эту проблему на площадку Генассамблеи ООН.

Кроме того, 10 сентября за подписями глав Международной организации труда, Международной морской организации, Конференции ООН по торговле и развитию, Международной организации по миграции, Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, Международной организации гражданской авиации, Глобального договора ООН и Верховного комиссара по правам человека вышло совместное заявление с призывом к правительствам государств-членов ООН незамедлительно признать моряков ключевыми работниками, содержащее конкретный перечень предлагаемых эффективных действия по устранению препятствий для проведения смены экипажей. В нем отмечено, что это позволит сектору судоходства предотвратить гуманитарный кризис, обеспечить безопасность на море и способствовать экономическому восстановлению после пандемии.

К сожалению, на сегодняшний день лишь 19 стран формально признали моряков ключевыми работниками и обязались ввести визовые, пограничные и карантинные преференции для них. Однако ситуация пока не находит своего кардинального решения.

Тем временем, РПСМ приветствует изменение, внесенное 12 сентября 2020 года в распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 года № 635-р, разрешающие въезд в страну иностранным морякам для смены членов экипажей судов в российских портах, что также будет способствовать преодолению кризиса смен в международном судоходстве.

– В ожидании второй волны коронавируса, а по заявлениям Всемирной организации здравоохранения она неизбежна, только такие кардинальные меры могут обеспечить в ближайшем будущем бесперебойную цепочку мировых поставок, позволят избежать аварий и катастроф на море, сохранить жизнь и здоровье моряков, благополучие их семей, – подчеркнул председатель Российского профсоюза моряков Юрий Сухоруков.


↑ 

Наверх