14.09.2020

Плюсы и минусы профессии моряка

Работа в море всегда была тяжелой, однако этот год поставил перед офицерами и рядовым плавсоставом новые сверхтрудные задачи. Вспышки коронавируса на борту, отсутствие возможности схода на берег в большинстве портов, кризис смены экипажей, недостаточное внимание к проблемам моряков со стороны государств мира и, следовательно, медленные подвижки в сложившейся ситуации – все это только часть проблем, с которыми пришлось столкнуться труженикам флота. Несмотря ни на что, члены экипажей продолжают выполнять свою работу, чтобы мир не погрузился в гуманитарную катастрофу.

Сколько в мире моряков?

По данным китайского Бюро по морским делам, первое место по их количеству занимает Китай, где по состоянию на 2018 год было зарегистрировано  1,58 млн морских специалистов. При этом обладателями 15% (239 тыс.) капитанских и офицерских дипломов являются  женщины, что делает страну неофициальным лидером в вопросе расширения прав и возможностей женщин в море. По последним данным Международной палаты судоходства (ICS) за 2015 год, общее количество моряков в мире тогда составляло 1,648 млн человек. То есть прирост числа членов экипажей в Китае был довольно интенсивным.

По данным на 2018 год, топ стран, предоставляющих экипажи, выглядел следующим образом: после Китая шли Филиппины с 460 тысячами морских специалистов, третье место занимала Индия (208 799 тысяч моряков), затем Россия (приблизительно 180 тысяч) и Украина (120 тысяч). А значит, уже на тот момент общая численность моряков в мире превышала 2,5 млн, и сегодня она продолжает расти. Профессия остается востребованной.

COVID-19 и его последствия

Судоходная отрасль пока только выбирается из пропасти, куда ее отбросила пандемия COVID-19. В нефтегазовом секторе, например, не обошлось без громких банкротств (компании Hornbeck Offshore, Noble Corp. и другие), а владельцы VLCC танкеров отдавали суда для использования в качестве нефтехранилищ, однако сейчас по мере стабилизации цен на нефть отрасль постепенно восстанавливается. Рынок сухогрузов тоже сильно пострадал из-за закрытия портов и отмены рейсов по всему миру. Большинство заказов на новые суда в настоящее время либо отменены, либо отложены, однако перевозки возвращаются к прежнему объему, и на фоне этого появляются вакансии для моряков.

Плюсы и минусы работы в море

Надо сказать, что все последние месяцы внимание общественности было сосредоточено, и вполне оправданно, на негативных аспектах работы в море. Однако у нее, конечно, есть немало положительных сторон: хорошая зарплата, полноценный отпуск, возможность увидеть мир и развиваться в профессии, достаточно легкий переход к работе на суше.

Однако есть и минусы. В первую очередь, это риски для здоровья; сокращение количества рабочих мест на судах, из-за чего каждый член команды из года в год выполняет все больше обязанностей, что способствует росту уровня усталости и стрессов; долгая разлука с семьей; рутина и скука на борту; бюрократия в работе – членам экипажей приходится заполнять все больше и больше чек-листов и отчетов.

Учитывая все плюсы и минусы морской карьеры, можно сказать, что морская профессия – это по-прежнему хороший выбор. Работа остается интересной и финансово выгодной, несмотря на ряд недостатков, со многими из которых можно и нужно бороться ради счастливой жизни на борту.

Чтобы работа была в радость, а у члена экипажа были хорошие перспективы, важно приобретать дополнительные навыки, чтобы быть востребованным как в море, так и на берегу; регулярно проходить медицинский осмотр и брать в рейс необходимые лекарства; научиться превращать одиночество на судне в уединение и проводить свободное время в рейсе с пользой, развивая новые навыки или занимаясь любимым хобби.

– Сегодня в связи с пандемией коронавируса профессия моряка видится многими исключительно в черных тонах: многие члены экипажей остались на борту без возможности репатриироваться, под грузом многомесячной усталости и часто – даже без возможности получить необходимую медицинскую помощь в полном объеме, – отметили в Российском профсоюзе моряков. – Притом, надо сказать, что из-за особенностей профессии эти риски есть в ней всегда – множество членов экипажей попадают в такие ситуации каждый год, когда их бросают недобросовестные судовладельцы. Однако существует еще больше обратных примеров, когда проверенный работодатель заботится о своих экипажах, моряки не знают проблем с зарплатами, условиями труда и полностью довольны своей работой даже во время пандемии. У профессии есть множество плюсов, если удастся попасть на борт к судовладельцу, который доказал свое ответственное отношение к экипажам. В свою очередь Российский профсоюз моряков всегда готов ответить на все вопросы членов экипажей про потенциальных работодателей.

По материалам Seanews и Maritime Zone

↑ 

Наверх