09.09.2020

Пиратство в XXI веке: тренды, которые важно знать

Пиратство существует так же давно, как и морская торговля: у многих это слово вызывает в памяти парусные суда, Веселого Роджера, сокровища, корсаров и буканьеров семи морей. В XXI веке, однако, морским разбойникам ближе полуавтоматическое оружие, чем сабли, а их главное сокровище – не золотые дублоны, а захваченные заложники и технические новинки. О современных тенденциях пиратства рассказала консалтинговая компания Schillings.

Согласно Международному морскому бюро (IMB), пиратство можно определить как «акт высадки на любое судно с целью совершения кражи или любого другого преступления, с намерением или возможностью использовать силу для реализации этой цели». Битва за искоренение пиратства идет полным ходом, но в последние годы появилось несколько положительных трендов. Воды Сомали, например, являются, пожалуй, самым известным местом «работы» современных пиратов, во многом благодаря широкому освещению в прессе происходящих здесь событий в 2000-х годах. С тех пор в регионе значительно уменьшилось число пиратских инцидентов, в первую очередь вследствие кооперации между военно-морскими силами разных стран. Считается, что решающим фактором послужили также согласованные усилия по улучшению мер безопасности на борту судов, в особенности использование вооруженной охраны. В принципе, снижение количества нападений – глобальный тренд; число инцидентов в последние годы сокращается по всему миру.

Но 2020 год может изменить этот тренд. Центр сообщений о пиратстве Международного морского бюро сообщил о 98 случаях пиратства только за первую половину 2020 года. Для сравнения – в 2019 году за то же время их было 78.

Новая эра, новая тактика?

Традиционный образ действий пиратов слабо менялся с течением времени. Он включает в себя нападение на судно сзади, обычно ночью, используя крюки и веревки для поднятия на борт до того, как кто-нибудь поднимет тревогу. Чтобы снизить риски, судам рекомендовалось не бросать якорь в зонах высокого риска пиратства. Моряков информировали об опасностях, которые ожидают их даже при дрейфе в таких регионах.

Однако есть области, в которых пираты эволюционировали – в частности, теперь они нацеливаются на суда на все большем расстоянии от побережья. Обычно атаки совершаются в 45-75 морских милях от суши. Но есть инциденты, которые произошли намного дальше – в 400 морских милях от берега. В этих случаях небольшие суда работают в связке с материнским теплоходом, который перевозит топливо, необходимые продукты и боеприпасы. К тому же атаки все чаще происходят в дневные часы.

Жертвы пиратства обычно просто оказываются не в том месте и не в то время. На широких просторах океана злоумышленники могут просто выбрать первое судно, на которое наткнутся. Были инциденты, когда пираты использовали для этого данные из открытых источников и современные технологии, в частности, онлайновые отслеживающие приложения и аппаратуру для наблюдения. Невозможно точно сказать, насколько распространено использование этих технологий, но в одном из зафиксированных случаев захвата судна в 2017 году в Южно-Китайском море пираты мониторили систему Marine Traffic и использовали приложение Ship Finder, чтобы следить за перемещениями теплохода, на который они собирались напасть. Также есть неофициальные данные о том, что сомалийские разбойники искали информацию о теплоходах и защитных мерах по противостоянию злоумышленникам, применяемых на борту. В настоящее время в свободном доступе онлайн есть множество приложений по отслеживанию судов, которые содержат большое количество деталей о потенциальной цели: например, фотографии теплоходов, их типы и предполагаемые маршруты. Это очень ценная информация, и нетрудно представить, как пираты могут начать все чаще использовать ее для выбора целей и планирования вектора атаки.

Также есть предположения, что могут существовать информаторы, которые предоставляют доступ к данным о судах и тем самым позволяют пиратам определять местоположение конкретных целей, на которых может быть ценный груз. Члены экипажей некоторых захваченных судов рассказывали, что злоумышленники, казалось, знали конкретные детали о теплоходе, включая его планировку.

И все же главным трендом является похищение с целью выкупа, поскольку намного проще, быстрее и зачастую выгоднее захватить только членов экипажа вместо целого судна, которое может быть сложно транспортировать и контролировать. В наибольшей степени это получило распространение в Гвинейском заливе, где огромным риском является применение насилия к морякам. Между январем и июлем этого года 77 моряков были взяты в заложники или похищены, согласно отчету IMB за полгода. 49 из них были захвачены в Гвинейском заливе. Морские пираты, орудующие в этом регионе, как и сомалийские пираты до них, как известно, имеют сильные связи со своими партнерами на берегу, особенно с теми, кто базируется в дельте реки Нигер – бандами, которые известны похищениями с целью выкупа. Это дает им уникальный доступ к рынкам, которые получают прибыль от деятельности пиратов.

Пиратство все еще уходит корнями в испытанную и многократно опробованную модель, но есть свидетельства его дальнейшего развития от простых вооруженных ограблений. Тесные отношения с береговыми группами показывают, что операции злоумышленников выходят за рамки региональных границ. Современные технологии продолжат способствовать тому, что потенциал и возможности пиратов будут улучшаться, а, значит, морякам необходимо быть всегда начеку и следить за существующими трендами.

Где самые горячие точки?

Существует четыре традиционных очага пиратства: Аденский залив, связанный с деятельностью сомалийских пиратов в 2000-х годах; Юго-Восточная Азия; Мексиканский залив и, наконец, Гвинейский залив, который, по имеющимся данным, является местом большей части морских похищений. Сегодня существуют опасения, что экономический спад, обусловленный пандемией коронавируса, может послужить всплеску пиратства в других регионах мира, когда люди начнут искать альтернативные способы заработать.

Отметим, что в совершенно разных частях света рост пиратства можно объяснить одними и теми же факторами. Среди них: коррупция; слабая система обеспечения правопорядка и нестабильное правительство, вследствие которых власти не могут ответить на угрозы; экономические условия, которые привели к тому, что часть людей стала заниматься незаконной деятельностью. Пиратство может быть очень прибыльной «работой».

Эти факторы, скорее всего, только усугубятся пандемией коронавируса, так как у сферы безопасности сейчас другие приоритеты, а экономика находится не в лучшей форме. Это нашло отражение в числе нападений со времени повсеместного введения ограничений и изоляции: 32 из 49 похищений в Гвинейском заливе в первой половине этого года произошло между маем и июлем.

Мексиканский залив

Сотрудники служб морской безопасности заявляют, что атаки снова начались в этом регионе из-за царящей здесь нестабильности. Доступные силы безопасности во время пандемии в первую очередь сфокусированы на береговых проблемах. Когда Мексика открыла свою нефтяную промышленность для международных инвестиций, это привело к тому, что сектор начал восприниматься как прибыльная мишень. Хотя участие частного сектора было свернуто с тех пор, как Лопес Обрадор стал президентом в 2018 году, нападения все еще происходят как на судах, так и на платформах, связанных с нефтяной промышленностью Мексики: у членов экипажей крадут деньги, личные вещи и техническое оборудование.

Есть данные, что 24 июля группа вооруженных пиратов напала на оффшорное вспомогательное судно, которое оперировало возле платформы ODIN Offshore у города Коацакоалькос, штат Веракрус. Атаки в заливе продолжились летом, вследствие чего правительство США в июне выпустило предупреждение об опасности в регионе, в особенности подчеркивая риски в заливе Кампече.

Азия

Число случаев пиратства и вооруженных ограблений в Азиатских водах более чем удвоилось в первой половине 2020 года по сравнению с прошлым годом. С января по июнь стало известно о 51 случае, в то время как в тот же период 2019 года их было только 28.

Наиболее серьезный инцидент в Азии произошел в январе, когда пираты высадились на борт рыболовного траулера у восточного побережья малазийского штата Сабах и похитили восьмерых членов экипажа. Шесть месяцев спустя пятеро рыбаков все еще остаются в заложниках.

Полугодовая статистика была опубликована Информационным центром Регионального объединения по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем в Азии (ISC ReCAAP) 16 июля. Большая часть инцидентов в Сингапурском проливе в этом году имели место в темное время суток и произошли на балкерах, хотя были и случаи с танкерами и буксирами. ReCAAP связал рост числа инцидентов с недостатком действий со стороны правоохранительных органов, патрулирования и наблюдения.

Гвинейский залив

Эти воды у берегов Западной Африки становятся все более опасными для торгового судоходства, о чем говорит наибольшее число похищений в мире. Хотя в Азии нередко происходит больше пиратских инцидентов, в основном это кражи. В Гвинейском же заливе, особенно в регионе дельты реки Нигер, острой опасности подвергаются именно экипажи.

«Насилие по отношению к морякам довольно распространено и значительно, – отмечает Сайрус Моди, помощник директора Службы расследования коммерческих преступлений Международной торговой палаты. – Целью в большинстве случаев является захват членов экипажей, а атаки намного более жестокие, чем в других частях света».

«Направленное на моряков насилие – это растущий риск для работников, которые и так находятся под огромным давлением, – считает директор IMB Майкл Хоулетт. – В Гвинейском заливе пираты, вооруженные ножами и огнестрельным оружием, нападают на членов экипажей любых типов судов. Все уязвимы».

В общем счете, согласно данным IMB, за полгода в регионе было похищено 49 моряков. На берегу их держат в плену в среднем до шести недель. Попыткам уменьшить это число во многом мешает тот факт, что ни одна из стран региона не позволяет иметь на борту частную охрану. Только те, у кого есть меморандум о взаимопонимании с местными военно-морскими силами, которые в свою очередь обеспечивают безопасность, имеют право на охранную деятельность. Это, конечно, стоит дорого.

Аденский залив

Еще менее десятилетия назад внимание в вопросах безопасности было сосредоточено именно на этой точке: воды залива считались самыми опасными в мире. Сомалийские пираты систематически захватывали большие грузовые суда. Но сочетание скоординированных усилий ВМФ разных стран, совершенствование местных органов власти и усиление мер безопасности на борту теплоходов, в частности, наем вооруженного персонала, значительно уменьшили риски у побережья Восточной Африки.

Какова реакция властей?

Действенный ответ на морское пиратство требует сотрудничества государств. К настоящему времени три соглашения были заключены в разных частях света. Их члены согласились арестовывать, расследовать и судить пиратов, совершивших преступные действия в открытом море, а также подавлять вооруженные ограбления в собственных территориальных водах.

Так, в Азии действует Региональное объединение по борьбе с пиратством и вооруженным разбоем в Азии (ReCAAP), которое было основано в 2006 году. В Восточной Африке в 2009 году был принят Джибутийский кодекс поведения (Djibouti Code of Conduct). Наконец, в 2013 году 25 странами был подписан Кодекс поведения Яунде (Yaoundé Code of Conduct), призванный побороть незаконную морскую активность в Западной и Центральной Африке.

Сбор и распространение информации о морских преступлениях – одна из важнейших практических задач, которую выполняют международные соглашения, поскольку для эффективной координации сотрудничества между морскими органами безопасности критически важно иметь под рукой всю необходимую информацию об угрозе. К тому же наличие достоверных данных, регулярный обмен информацией может усилить взаимное доверие между ключевыми участниками.

В то время как региональные соглашения несомненно являются важной вехой в противостоянии пиратской активности, в разных регионах возникают проблемы с сотрудничеством в общем и в частности, с осуществлением положений конкретных соглашений. Среди них, например: обеспокоенность по поводу территориального суверенитета; недостаток национального потенциала; пробелы в сфере применения.

Заглядывая вперед, можно сказать, что морская безопасность не может рассматриваться в отдельности, поскольку она глубоко взаимосвязана с международными трендами.

Со своей стороны ради защиты от угрозы пиратства Schillings рекомендует операторам вступить во взаимодействие с профессиональными морскими советниками по безопасности, которые помогут лучше подготовиться к путешествию без рисков.

– Морякам же стоит взять на заметку существующие тренды в морском пиратстве, поскольку угроза нападений пока не идет на спад, а только возрастает, – отметили в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Изменить ситуацию в корне действия экипажа не смогут, а вот вовремя заметить опасность и предотвратить нападение вполне реально, если соблюдать особую осторожность и внимательно следить за происходящим рядом с судном в регионах с особенно сильным риском.

↑ 

Наверх