РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
По сравнению с относительным успехом в борьбе с поддельной регистрацией, ложная регистрация представляет собой более сложную задачу. Это обусловлено тем, что её намного легче осуществить: этот «приём» не подразумевает подделку документов с целью официального признания ИМО, вместо этого судно просто выдаёт себя за другое. Этот способ включает передачу ложных данных через транспондер автоматической идентификационной системы (АИС) судна, использование которой для большинства международных судов является обязательным в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (SOLAS), или мошенническое использование регистрационных документов.
Передача ложных идентификационных данных с помощью транспондера АИС – относительно простая операция, поскольку они вводятся вручную. Это позволяет часто менять их, что затрудняет отслеживание перемещений судна.
Флаг Северной Кореи |
Кроме того, судно, пытающееся подделать «личность», может подобрать уникальные идентификаторы, законно присвоенные другому судну. Так, грузовое судно под флагом Северной Кореи «TAE YANG» подделало передаваемые с помощью АИС идентификационные данные танкера «KRYSPER SINGA» под флагом Монголии. В результате в системе АИС появилась информация о том, что «KRYSPER SINGA» посетил Северную Корею, в то время как на самом деле это судно стояло у берегов Сингапура. Только с помощью снимков, спутниковых и наземных, удалось установить, что транслируемый АИС сигнал из Северной Кореи на самом деле исходил не от «KRYSPER SINGA», а от судна «TAE YANG». Если бы соответствующие надзорные органы приняли во внимание только сигналы АИС, то невиновное судно «KRYSPER SINGA» могли привлечь к ответственности за нарушение санкций Организации Объединенных Наций в отношении Северной Кореи.
Что касается использования поддельных документов, то они, конечно, фигурируют как в случае с поддельной регистрацией, так и в случае с ложной регистрацией. Однако есть различие, пусть и не очень значительное, в контексте их применения: поддельные документы при ложной регистрации используются не для того, чтобы представить их в ИМО для подтверждения факта регистрации под тем или иным флагом, а чтобы судно могло взаимодействовать с третьими сторонами, в своих целях.
Объясним на примере. Балкер «WISE HONEST» был задержан Индонезией в 2018 году за незаконный экспорт угля из Северной Кореи. На момент задержания он был зарегистрирован в Северной Корее. Тем не менее, согласно судебным документам, первоначально судно предоставило индонезийским властям документы, указывающие на то, что судно зарегистрировано под флагом Сьерра-Леоне. Фактически так оно и было, но только в период с августа 2015 года по май 2016 года. Власти обнаружили на борту два комплекта документов, один – подтверждающий регистрацию в Сьерра-Леоне, а другой – под флагом Северной Кореи. Хотя неясно, были ли обнаруженные в 2018 году на борту «WISE HONEST» документы, подтверждающие его регистрацию под флагом Сьерра-Леоне, комплектом документов с истекшим сроком действия, выданным судну в 2015 году, или подделкой. Этот случай демонстрирует легкость, с которой законно оформленные документы могут быть использованы для незаконной деятельности.
Продолжение следует.
По материалам hellenicshippingnews.com
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх