25.08.2020

Морская медицина в России по-прежнему далека от общепринятых мировых стандартов

Конвенция «О труде в морском судоходстве» была ратифицирована нашей страной в 2013 году. В числе прочего, в ней большое внимание отводится охране здоровья моряков – как на борту во время работы, так и в межрейсовый период. Следующей ступенькой на пути к гармонизации отечественной морской медицины должны были стать так называемые «Манильские поправки» к конвенции ПДНВ, вступившие в силу в 2017 года. Однако воз и ныне там: до сих пор не разработан ни перечень медицинских учреждений или список врачей, уполномоченных проводить медосмотры, ни унифицированная форма медицинского сертификата, ни нормативные  документы о составе судовых аптечек.

Три года обсуждений
Условно требования обеих конвенций к состоянию морской медицины можно поделить на два больших блока: медицинское обслуживание плавсостава на берегу и охрану здоровья на борту судов.
– Кроме конвенциональных требований существует руководство Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и Международной морской организации, согласно которому в стране должен быть список аккредитованных врачей для проведения медосмотров моряков и выдачи им сертификатов установленного образца, – рассказывает член совета Международной ассоциации морской медицины Илона Денисенко. – У нас такого списка нет, в некоторых портах есть лишь список клиник, уполномоченных проводить медицинское освидетельствование плавсостава.
– Наш Минздрав считает, что медицинскую комиссию для моряков может проводить любая организация, имеющая на то лицензию, – продолжает тему первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. – Список организаций есть на сайте Росздравнадзора. Но информацию там найти очень сложно, моряки в нем не выделены в отдельную категорию, данные не на английском языке. Из-за отсутствия регулирования выдаваемые документы могут вызвать вопросы у властей в иностранных портах. Минздрав постоянно обещает исправить ситуацию, говорит, что работа ведется, но вот уже на протяжении нескольких лет ничего не меняется. 
Действительно, еще в апреле 2017 года Министерство здравоохранения подготовило проект приказа «Об утверждении порядка проведения медосмотра лиц, поступающих на работу на морские суда», однако документ, согласно базе данных Федерального портала проектов нормативных правовых актов, все еще находится в стадии общественных обсуждений. Оперативно получить комментарий в самом Минздраве не удалось.

Медосмотры: каждый по-своему
Илона Денисенко подчеркивает: Россия не единственная страна, в которой существуют подобные проблемы. «Третье издание руководства по судовой медицине далеко от идеала, – говорит эксперт. – В настоящее время идет работа над четвертым изданием, которое, как мы надеемся, будет современным, удобным и применимым во всех странах, в том числе и в вопросе аккредитации морских специалистов. Сейчас существуют серьезные различия в подготовке морских врачей, а в большинстве государств мира эта система вообще отсутствует. Например, в Болгарии или Румынии не существует понятия «аккредитации» специалистов по морской медицине. А вот в Испании, напротив, уникальная система: все врачи проходят постдипломное образование по морской медицине, сдают экзамен, после чего они включаются в реестр аккредитованных специалистов и получают доступ к единой компьютерной системе». 

Такое разнообразие подходов к проведению медицинского освидетельствования моряков ведет к многообразию форм выдаваемых сертификатов, большинство из которых попросту не признаются международным морским сообществом. Как рассказала директор  ФГБУЗ Новороссийского клинического центра Федерального медико-биологического агентства России (ФГБУЗ НКЦ ФМБА России) Нина Чугунова, в настоящее время существует более 60 видов морских сертификатов. Наиболее востребованы из них четыре: британский, норвежский, голландский и панамский, в полной мере отвечающие требованиям Международной морской организации. Поликлиника ФГБУЗ НКЦ ФМБА уже много лет работает с норвежскими сертификатами – право на их выдачу в Новороссийске постоянно подтверждается директоратом морского судоходства Норвегии. «Проблема российских морских сертификатов в том, что они не соответствуют условиям конвенции ПДНВ, – говорит директор ФГБУЗ НКЦ ФМБА России. – Отсутствует договоренность с ИМО о признании права медперсонала на выдачу сертификатов, нет утвержденного реестра медицинских организаций, имеющих право проводить медосмотры работников плавсостава под российским и зарубежными флагами, медицинский сертификат по форме не соответствует установленным правилам. Есть и ряд специфичных несовпадений: российские требования к функции зрения у моряков по цветоощущению менее жесткие, а перечень противопоказаний для допуска к работе не совпадает с международным».  

Все функции – в одном месте
Способствовать решению проблем морской медицины будет создание центров охраны здоровья моряков. Такие центры предлагается сформировать уже в ближайшее время на базе учреждений Федерального медико-биологического агентства в четырех крупных портовых городах страны: Санкт-Петербурге, Архангельске, Владивостоке и Новороссийске. В правительстве идею поддержали, обсудили на первом выездном заседании Морской коллегии, прошедшем в Архангельске в прошлом году, и включили инициативу в стратегию развития морской деятельности. В этом году в Новороссийске должно было состояться второе заседание специалистов по морской медицине, однако коронавирус и сюда внес свои коррективы.
– В задачи морского медицинского центра войдет огромный фронт работ: проведение медицинских осмотров моряков, медицинская подготовка командного состава, развитие телемедицинских технологий для оказания помощи в период рейса, разработка маршрутов медицинской эвакуации больных или пострадавших на судне и многое другое, – отмечает Нина Чугунова. – Таким образом, Россия примет выполнение международных обязательств в области охраны здоровья и безопасности мореплавания.  
В Новороссийске в рамках создания такого центра планируется объединение медицинских служб всех ведомств в единое информационное пространство, что повлечет модернизацию системы медобслуживания моряков. Это в целом послужит улучшению качества лабораторно-диагностических обследований, а также создаст базу для осуществления круглосуточных медицинских консультаций и возрождению телемедицины с использованием современных компьютерных технологий.  

Здоровой молодежи все меньше
Еще одной важной задачей центров охраны здоровья моряков станет организация научных исследований по вопросам состояния здоровья плавсостава. Как рассказал заместитель директора ФГБУЗ НКЦ ФМБА России по поликлиническому разделу работы Роман Калмаков, в настоящее время получить полную, достоверную и объективную информацию о заболеваемости моряков практически невозможно. Ведь моряк может по собственному усмотрению обращаться за помощью в любое медучреждение. «У нас просто может не быть с этим учреждением информационного обмена, – объясняет заведующий поликлиникой. –Из-за этого увидеть общую картину по структуре заболеваемости плавсостава зачастую проблематично».

Согласно тем данным, которые имеются на сегодняшний день, на флоте постепенно снижается доля абсолютно здоровых моряков. «Действительно идет омоложение плавсостава, однако вместе с тем «молодеют» и болезни, – говорит Роман Калмаков. – Сокращение численности экипажей ведет к увеличению нагрузки и росту заболеваемости. Задача медиков – своевременно выявить начало болезни и вернуть флоту здорового моряка».

В подтверждение своих слов врач приводит статистику по поликлинике: от 70% до 90% «прикрепленных» моряков обращаются в межрейсовый период за различной медицинской помощью.  Лидируют в этом списке капитаны и старшие помощники – они приходят в лечебное учреждение в несколько раз чаще остальных членов экипажей, в основном, с  заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем, что может быть связано с эмоциональным напряжением из-за высокой степени ответственности на борту. Механики  же чаще обращаются на берегу к врачам из-за осложнений, возникающих после перенесенных в рейсе простудных заболеваний.

Вредный состав
При этом не допустить развитие осложнений  и провести своевременное и качественное  лечение какого-либо заболевания, находясь в рейсе, не так-то просто, учитывая отсутствие порядка комплектования судовых аптечек. Игорь Ковальчук подчеркивает: в России до сих пор не принято ни одного нормативного документа, который регулировал бы их содержание. Зато существуют строгие ограничения на оборот наркосодержащих веществ, к которым относятся и болеутоляющие средства. «Оборот таких веществ в России запрещен без соответствующей лицензии, – говорит зампред РПСМ. – Оформлять ее нужно, по идее, на каждое судно, а выдают ее только лечебным учреждениям. Но ведь врачей на современном флоте нет, то есть это фактически неосуществимо. При этом в иностранных портах наличие в аптечке болеутоляющих средств – обязательное требование, без них невозможно помочь человеку, получившему травму».
– Существует так же требование о том, что аптечка должна комплектоваться только зарегистрированными в России лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, что приводит к несоответствию международным требованиям, – добавляет Роман Калмаков. – Ряд ранее действовавших в стране приказов, которыми устанавливался порядок комплектования судовых аптечек, в настоящее время отменен.

Коронавирус играет на нервах
Помимо традиционных «больных» вопросов морской медицины в настоящее время обострилась проблема психологической помощи членам экипажей, застрявшим на судах в период пандемии COVID-19.  Годом ранее ученые из Йельского университета провели исследование и обнаружили несколько факторов, которые усугубляют проблемы с ментальным здоровьем моряков. Среди них на первом месте – продление контрактов.
– Необратимые процессы расстройства психоэмоционального генеза наступают при длительности рейсов свыше 9 месяцев, – подчеркивает Роман Калмаков. – Поэтому оптимальный срок продолжительности рейсов должен не превышать 4 месяца. Это мнение разделяют и сами моряки. Работа на судне под постоянным воздействием целого комплекса вредных факторов способствует снижению адаптационных способностей организма и возникновению нервно-психических и психосоматических расстройств, что приводит к снижению безопасности мореплавания и росту аварийности.
Напомним, что в период пандемии около 300 тысяч моряков по всему миру вынуждены работать сверх нормальной продолжительности контрактов.  

"Профсоюная морская газета", ЮТО РПСМ






↑ 

Наверх