Европейское агентство по безопасности мореплавания EMSA провело исследование о том, как повлияла пандемия COVID-19 на работу морских судов в первом полугодии 2020 года. Авторы взяли во внимание важный показатель – количество судозаходов в порты Европы, дифференцировали флот по типам судов и сравнили цифры с информацией за аналогичный период прошлого года. Данные оказались неутешительными: увеличение в текущем году отмечено только в сегменте танкеров-химовозов – на 11%. По всем остальным типам судов снижение составило от незначительных 4% до катастрофических 94%.
Наиболее пострадавшей группой остаются круизные и пассажирские суда, их заходы в Европу сократились на 94% и 57% соответственно. Естественно, в первую очередь это потери портов туристических стран – Хорватии, Испании, Португалии и Франции.
Единственным европейским портом, который в карантин улучшил свои показатели по судозаходам, оказался греческий Пирей. Это может быть связано с тем, что сегмент контейнеровозов в пандемию пострадал в значительно меньшей степени, чем другие типы судов.
В относительном равновесии так же преодолели первое полугодие танкеры, балкеры и сухогрузы – они потеряли только 4%, 5% и 9% соответственно. Среди портов, которые на фоне французского Марселя или испанской Барселоны более благоприятно пережили первую волну коронавируса, отмечены Роттердам и Вильгельмсхафен.
Отдельной строкой в исследовании выделены морские перевозки из Европы в Китай и обратно. Анализ свидетельствует: торговля морем по этому маршруту в пандемию коронавируса сократилась на 26% (из Китая в Европу) и на 47% в обратном направлении. При этом авторы исследования подчеркивают: падение началось именно с марта, поскольку за два первых месяца текущего года, напротив, наблюдался рост грузопотока из Китая.