РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Кризис смены экипажей нарастает, о чем свидетельствует новый конфликт, разгоревшийся на т/х «Contamines» (флаг Маршалловых островов, ИМО: 9743277). Когда судно встало к причалу в Панаме в начале этой недели, члены экипажа – россияне и украинцы – отказались продолжать работу: у некоторых контракты, срок которых продлевался уже дважды, давно истекли, о чем они сообщили в Международную федерацию транспортников в первых числах июля.
Как выяснили координатор сети МФТ по Латинской Америке и Карибскому бассейну Хуан Вильялон и инспектор МФТ в Панаме Луис Фруто, возможность сменить экипаж у южнокорейского судовладельца была – и не единожды. Однако компания лгала морякам об отсутствии свободных авиарейсов и кормила обещаниями репатриировать их в следующем порту захода. Так моряки и продолжали работать, веря на слово недобросовестному судовладельцу, который к тому же перестал выплачивать зарплату в полном объеме.
На запросы координатора МФТ – что происходит, управляющая компания – ADK Maritime, Сингапур – не реагировала, тогда к решению проблемы подключился инспектор МФТ в Панаме Луис Фруто. Он проинформировал морскую администрацию порта и государственный портовый контроль (PSC) о ситуации на «Contamines», в итоге было решено в случае необходимости проинспектировать пароход: многочисленные нарушения Конвенции о труде в морском судоходстве были достаточным основанием для ареста и задержания судна, что давало экипажу шанс на свободу. Моряки со своей стороны также должны были сделать свой выбор: то есть прекратить работу.
24 июля на пути в Панаму экипаж «Contamines» уведомил компанию о прекращении работы по прибытии в порт, обосновав свое заявление положениями Конвенции о труде в морском судоходстве. Напомним, в соответствии с КТМС, моряк имеет право быть репатриированным в свою родную страну после истечения срока действия первоначального контракта или может его продлить до совокупного максимального срока пребывания на борту судна – 11 месяцев. Кроме того, судам не разрешается работать с экипажем, у которого истек срок действия контрактов.
В ответ на заявление моряков компания ответила только через несколько дней и сообщила, что прорабатывает варианты перелета. Однако, когда 31 июля судно наконец прибыло в Панаму, агент известил экипаж, что новая смена и репатриация будут произведены в следующем порту захода судна – на Бермудах. Возмущенные моряки сказали компании свое твердое: «Нет» и отказались работать.
Тогда на борт поговорить с экипажем поднялся инспектор регистра Маршалловых островов, под флагом которого ходит «Contamines». Вместо того, чтобы привлечь компанию к ответственности за продление контрактов, срок которых приблизился к 11-месячному международному максимуму, или расследовать невыплаченную зарплату и встать на защиту измученных долгим рейсом моряков, он попытался изменить их решение, заставляя остаться на борту. Но в этот раз, после нескольких недель обмана и ложных обещаний, экипаж уже ничему не поверил.
В свою очередь, чтобы предотвратить запланированный транзит «Contamines» через Панамский канал, на следующий день Панамская морская администрация и PSC в присутствии инспектора МФТ Луиса Футо задержали судно. Моряки по-прежнему находились на борту, а у компании по-прежнему не было плана, как доставить их домой, поскольку, судя посему, она этого делать не собиралась, как и не собиралась уступать морякам. ADK Maritime сфабриковала документы, свидетельствующие о том, что они купили билеты для экипажа: якобы вылет на родину состоится с Ямайки на следующей неделе.
Однако морская администрация Панамы выяснила, что это очередная ложь и арестовала пароход , пока не будет произведена полная репатриация экипажа. К 6 августа судовладелец полностью расплатился с долгами по заработной плате и предоставил в администрацию подтверждающие документы, и только на следующий день четверо членов экипажа, включая старшего механика (гражданина Панамы) и старпома, снялись с борта и устроились в гостинице в ожидании рейса.
Судовладелец, неправый со всех сторон, на «прощание» из-за отказа моряков работать урезал их зарплату настолько, что при списании они смогли получить всего лишь завтрак в гостинице, но не окончательный расчет, хотя задержка репатриации – практически полностью вина компании.
Наконец после прибытия смены 11 августа оставшиеся члены экипаж, которые находились на борту почти год, покинули судно и улетели домой. А между тем ADK Maritime продолжает возмущаться и обвинять моряков в том, что они отказались работать в такой трудной ситуации.
– Эта ситуация – наглядный пример для других моряков. Экипажи должны понимать, что если они готовы постоять за себя, то МФТ и профсоюзы встанут вместе с ними. Однако поддержка со стороны МФТ и профсоюзов может прийти только тогда, когда члены экипажа открыто потребуют репатриации и громко об этом заявят, преодолев свой страх, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. – Если бояться привлечь к себе внимания из-за возможных проблем с трудоустройством в будущем, то в море можно застрять неизвестно, насколько. Коронавирус не отступает.
Наверх