20.08.2020

Все больше экипажей отказываются продлевать контракты

Кризис смены экипажей нарастает, о чем свидетельствует новый конфликт, разгоревшийся на т/х «Contamines» (флаг Маршалловых островов, ИМО:  9743277). Когда судно встало к причалу в Панаме в начале этой недели, члены экипажа – россияне и украинцы  – отказались  продолжать работу: у некоторых  контракты, срок которых продлевался уже дважды,  давно истекли, о чем они сообщили в Международную федерацию транспортников в первых числах июля.

Как выяснили координатор сети МФТ по Латинской Америке и Карибскому бассейну Хуан Вильялон  и инспектор МФТ в Панаме Луис Фруто,  возможность сменить экипаж у южнокорейского судовладельца была  –  и не единожды. Однако компания лгала морякам об отсутствии свободных авиарейсов и кормила обещаниями репатриировать их в следующем порту захода. Так моряки и продолжали работать, веря на слово недобросовестному  судовладельцу, который к тому же перестал выплачивать зарплату в полном объеме.

На запросы координатора МФТ – что происходит, управляющая компания – ADK Maritime, Сингапур  – не реагировала, тогда к решению проблемы подключился  инспектор МФТ в Панаме Луис Фруто. Он проинформировал морскую  администрацию порта и государственный портовый контроль  (PSC) о ситуации на «Contamines», в итоге было решено в случае необходимости проинспектировать пароход:  многочисленные нарушения Конвенции о труде в морском судоходстве были достаточным основанием для ареста и задержания судна, что давало экипажу шанс на свободу. Моряки со своей стороны также должны были сделать свой выбор: то есть прекратить работу.

24 июля на пути в Панаму экипаж «Contamines»  уведомил  компанию  о прекращении работы по прибытии в порт, обосновав  свое заявление положениями Конвенции о труде в морском судоходстве. Напомним, в  соответствии с КТМС,  моряк имеет право быть репатриированным в свою родную страну после истечения срока действия первоначального контракта или может его продлить  до совокупного максимального срока пребывания на борту судна – 11 месяцев. Кроме того, судам не разрешается работать с экипажем, у которого истек срок действия контрактов.

В  ответ на заявление моряков  компания ответила только через несколько дней и  сообщила, что прорабатывает варианты перелета. Однако, когда 31 июля судно наконец прибыло в Панаму, агент известил экипаж, что новая смена и репатриация будут произведены в следующем порту захода судна –  на Бермудах. Возмущенные моряки сказали компании свое твердое: «Нет» и отказались работать.

Тогда на борт поговорить с экипажем поднялся инспектор регистра Маршалловых островов, под флагом которого ходит «Contamines». Вместо того, чтобы привлечь компанию к ответственности за продление контрактов, срок которых приблизился к  11-месячному международному максимуму, или расследовать невыплаченную зарплату и встать на защиту измученных долгим рейсом моряков, он попытался  изменить их решение, заставляя остаться на борту. Но в этот раз, после нескольких недель обмана и ложных обещаний, экипаж уже ничему не поверил.

В свою очередь,  чтобы предотвратить запланированный транзит «Contamines»  через Панамский канал, на следующий день  Панамская морская администрация и PSC в присутствии инспектора МФТ Луиса Футо  задержали судно. Моряки по-прежнему  находились на борту, а у компании по-прежнему не было плана, как доставить их домой, поскольку, судя посему, она этого делать не собиралась, как и не собиралась уступать морякам. ADK Maritime сфабриковала документы, свидетельствующие о том, что они купили билеты для экипажа: якобы вылет на родину состоится с Ямайки на следующей неделе.

Однако морская администрация Панамы выяснила, что это очередная ложь и арестовала пароход , пока не будет произведена полная репатриация экипажа.  К 6 августа судовладелец  полностью расплатился с долгами по заработной плате и предоставил в администрацию подтверждающие документы, и только на следующий день четверо членов экипажа, включая  старшего механика (гражданина Панамы) и старпома, снялись с борта и устроились в гостинице в ожидании рейса.

Судовладелец, неправый со всех сторон,  на «прощание» из-за отказа моряков работать урезал их зарплату настолько, что при списании они смогли получить всего лишь завтрак в гостинице, но не окончательный расчет,  хотя задержка репатриации – практически полностью вина компании.

Наконец после прибытия смены  11 августа оставшиеся члены экипаж, которые находились на борту почти год, покинули судно и улетели домой. А между тем  ADK Maritime продолжает возмущаться  и обвинять моряков в том, что они отказались работать в такой трудной ситуации.

–  Эта ситуация – наглядный пример для других моряков. Экипажи должны понимать, что если они готовы постоять за себя,  то МФТ и профсоюзы встанут  вместе с ними. Однако поддержка со стороны МФТ и профсоюзов может прийти только тогда, когда  члены экипажа открыто потребуют репатриации и громко об этом заявят, преодолев свой страх, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков. –  Если бояться  привлечь к себе внимания из-за возможных  проблем  с трудоустройством в будущем, то  в море можно застрять неизвестно, насколько. Коронавирус не  отступает.


↑ 

Наверх