04.08.2020

Почему морячки меньше удовлетворены своей работой?

В судоходной отрасли исторически было больше мужчин. Сейчас формально во многих странах у девушек есть возможность получать морские профессии, однако несмотря на это и сегодня их число на борту судов не превышает 2%. К тому же, как показывают исследования, многие из них менее довольны своей работой, чем их коллеги-мужчины.  В причинах «несчастий» морячек и факторах, которые отталкивают женщин от выбора морской специальности, разбирался портал «Safety4Sea».

Насколько морячки удовлетворены своей работой

То, что женщины составляют менее 2% от всей занятой в судоходной отрасли рабочей силы, подтверждается в том числе недавним опросом, проведенным ресурсом «Safety4Sea». В нем приняли участие в общей сложности 9 768 моряков, из них женщины составили чуть более 1%.

В ходе опроса выяснилось, что мужчины-моряки в большей степени довольны своей профессией: если их уровень удовлетворенности составил 83,1%, у женщин этот показатель был равен всего 75,6%. «Вероятно, это  говорит о том, что пребывание на борту в течение нескольких месяцев не совсем согласуется с социальной ролью женщин, а значит, морская карьера может не казаться им столь  привлекательной», – отметил ресурс.

Исследование показало, что наиболее довольными в профессиональном плане являются девушки-судоводители из числа комсостава от 26 до 35 лет, работающие на газовозах не старше 5 лет: уровень удовлетворенности этой группы – 97,5%. Меньше всего работа радует  женщин-членов рядового состава машинного отделения в возрасте от 46 до 55 лет, работающих на сухогрузах, находящихся в эксплуатации от 6 до 10 лет. Их уровень удовлетворенности составляет всего 25,3%.

Проблемы, с которыми сталкиваются женщины-моряки

Согласно результатам исследования, проведенного Международной ассоциаций морской медицины (IMHA), Международной федерацией транспортников, Международной морской благотворительной организацией ISWAN и Обществом морских госпиталей (Seafarers Hospital Society), из 1,25 миллионов действующих моряков женщины также составляют всего 1-2%, при этом большинство из них заняты в круизном секторе. Они входят в состав экипажей только 87 000 судов.

Исследование показывает, что девушки на борту нередко сталкиваются с дискриминацией и есть области, в которых их специфические потребности чаще всего игнорируются. Охрана здоровья – одна из таких сфер.

По данным ITF Seafarers, после трудоустройства морячки также могут получать более низкую заработную плату, даже если они выполняют ту же работу, что и коллеги мужского пола. Недавний анализ статистического департамента Международной организации труда ILOSTAT показал, что в среднем разрыв в оплате труда в 115 странах, по которым имеются данные, составляет 14% в пользу мужчин, а в традиционно «мужских профессиях» – и того больше.

Последние данные по ЕС также свидетельствуют, что разрыв в оплате труда мужчин и женщин составляет 16%. Получается, что женщины примерно 2 месяца в год работают бесплатно. За последнее десятилетие эти цифры практически не изменились.

Вдобавок девушки могут быть лишены возможности пользоваться средствами или оборудованием, которые доступны их коллегам-мужчинам, что также является формой дискриминации.

Среди множества проблем, с которыми женщины сталкиваются на борту, две оказывают наиболее негативное воздействие.

Запугивания и домогательства

Эти проблемы затрагивают представителей морских профессий обоих полов. Подобное недопустимое поведение, которое позволяют себе как коллеги, так и начальство, является распространенной причиной проблем со здоровьем. Конечно, с запугиванием и домогательствами на рабочем месте сталкиваются представители разных профессий, однако для тех, кто работает в море, вдали от семьи, друзей и поддержки, это может стать настоящей проблемой.

И особенно остро она стоит для морячек, которым подчас приходится сталкиваться с сексуальными домогательствами или даже насилием в рейсе. Так, по данным опроса IMHA 2015 года, в котором приняли участие 595 женщин, более 18% из них когда-либо подверглись сексуальным домогательствам на борту.

Отметим, что сексуальное домогательство обычно определяют как нежелательное поведение сексуального характера, которое является оскорбительным, смущающим, пугающим или унизительным. Мужчины-моряки от них тоже не защищены, однако большинство известных случаев касается девушек.

Права, обеспечивающие охрану материнства

Многие сложности связаны, в том числе, с беременностью. Если женщина забеременеет и захочет взять декретный отпуск, ее права будут отличаться в зависимости от того, где она работает. Так, если она трудоустроена под флагом своей страны, на нее будут распространяться ее законы и любые другие права, гарантированные профсоюзными коллективными договорами. Если же она работает на судне под удобным флагом, то на нее будут распространяться нормы этого государства флага, которые могут вообще не предусматривать никаких материнских прав.

Тем не менее, если на борту есть коллективный договор МФТ, особых проблем возникать не должно: соглашения предусматривают, что беременные морячки должны быть репатриированы за счет компании и получить компенсацию в размере заработной платы за два месяца.

Временные рамки репатриации могут варьироваться в зависимости от района плавания и срока беременности. Если теплоход занят в каботажных перевозках или на борту есть врач, то на таких судах женщины могут работать и на поздних сроках беременности. Если же речь идет о теплоходах дальнего плавания или высокоскоростных судах, то риски гораздо выше. Нужно отметить, что материнство может быть основным препятствием, из-за которого женщины отказываются от выбора профессии моряка.

Сегодня практически повсеместно девушки перед выходом в рейс сдают тест на беременность, и  особенно распространена такая практика в круизном секторе. Безусловно, это нарушает Конвенцию Международной организации труда 2000 года об охране материнства. Реакция компании на беременность морячки при этом может быть любой – от высадки с судна за свой счет до предложения перейти на береговую работу или разрешения продолжать трудиться на борту.

Конвенцию МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве на сегодняшний день подписали 97 государств, из которых 54 предоставляют пособия по беременности и родам в рамках своей системы социальной защиты.

Некоторые судовладельцы работают над тем, чтобы вовлечь девушек в работу на борту. В частности, в начале 2020 года компании Maersk, Maersk Tankers, DFDS Group, Norden и Torm выступили с инициативой по привлечению женщин в судоходную отрасль, в рамках которой была разработана специальная хартия. Подписавшие ее судовладельцы обязуются выработать стратегию или план по увеличению доли женщин в компании, выдвинуть инициативы по их поддержанию, разработать и установить целевые показатели доли девушек в компании и назначить ответственным за это одного из руководителей высшего звена.

4 причины, по которым женщины отказываются от морских специальностей

Помимо вышеупомянутых проблем, которые в значительной степени способствуют сокращению числа женщин-моряков, существует четыре основных причины, по которым девушки не идут работать в море:

1. Недостаток осведомленности

Многие практически ничего не знают о морских профессиях, поскольку никто не пытается «рекламировать» судоходство как отрасль, где можно построить блестящую карьеру. Чтобы решить эту проблему, преподавателям нужно больше рассказывать учащимся о привлекательных сторонах морской профессии. Кроме того, в высших учебных заведениях должна быть разработана программа, призванная повысить осведомленность девочек о том, какие морские профессии они могут получить и какую построить карьеру.

2. Неблагожелательное отношение и дискриминация

Женщины-моряки считают, что у них мало шансов продвинуться по карьерной лестнице, помимо других трудностей. Поэтому компании должны обеспечить равное представительство девушек в морской отрасли и гарантировать им те же возможности, что и мужчинам. Не в последнюю очередь важны равная оплата труда и защита женщин от дискриминации по признаку пола.

3. Недостаток практикумов и тренингов

Очень маленькое количество морских семинаров и практикумов – еще одна причина, по которой женщин-моряков так немного. Такие мероприятия могут помочь им больше узнать о морском судоходстве и повысить для них привлекательность карьеры в этом секторе. С этой же целью компаниям полезно развивать практику наставничества.

4. Гарантии занятости

Это фактор, имеющий принципиальное значение. Женщины, как и большинство людей, предпочитают рабочие места со стабильным источником дохода и запланированной пенсией. К тому же, хотя судоходная отрасль открывает большие возможности трудоустройства, она вместе с тем не обеспечивает равные условия найма для мужчин и женщин. Для устранения этой проблемы необходимо принимать решительные меры по усилению политики, направленной на защиту трудовых и социальных прав морячек.

– Женщинам, выбравшим морскую профессию, всегда приходится нелегко: мало того, что работа в море сама по себе непростая, им, к тому же, сложнее трудоустроиться и нередко приходится сталкиваться с насмешками и дискриминаций, не говоря о ряде других проблем, – отметили в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Многие девушки даже не рассматривают идею о том, что могут работать на борту, и это связано не только с низкой осведомленностью широкой общественности о профессии, но и с устоявшимся образом моряка – в народном сознании практически всегда мужчины. Эти трудности невозможно преодолеть без информирования людей и целенаправленной политики судовладельцев, исключающей неравенство на борту. Однако и каждый член экипажа может внести свою лепту, сам не подвергая издевательствам морячек и останавливая подобное поведение со стороны своих коллег-мужчин.

По материалам Safety4sea

↑ 

Наверх