29.07.2020

«Работай или за борт». За что в Греции на 253 года осудили ижевских моряков

В греческой Агрении прошел суд над жителями Удмуртии Иваном Возниковцевым и Константином Семеновым. Россиян обвинили в нелегальной перевозке мигрантов, что в Греции приравнено к торговле людьми и назначили наказание 253 года тюрьмы – каждому. Ни один довод защиты судья не принял во внимание. Родственники и правозащитники просят МИД России вернуть моряков на родину и пересмотреть уголовное дело по российским законам. Они считают, что Семенов и Возниковцев сами стали жертвами организации торговли людьми.

Приговор – за день

Суда Иван Возниковцев и Константин Семенов ждали долгие 11 месяцев. В переполненной и одной из самых суровых тюрем Греции «Коридаллос», где содержатся особо опасные преступники. При этом рассмотрение их дела в суде с вынесением приговора заняло всего один день. И этот день может перечеркнуть всю дальнейшую жизнь не только самих ижевчан, но и их родных и близких.

Возниковцев и Семенов, обычные ижевчане, водитель и экскаваторщик, ранее не судимые, без вредных привычек и с положительными характеристиками с места работы, получили по 253 года тюрьмы каждый. Суд Греции посчитал их виновными в незаконной перевозке мигрантов. На борту яхты «Бегущая по волнам», матросами на которую устроились ижевчане, береговая полиция Греции обнаружила 23 мигранта. За каждого суд обычно назначает от 7 до 12 лет заключения. Местное правосудие, назначив два с половиной века тюрьмы, посчитало работяг из Ижевска циничными торговцами людьми, а не простаками, клюнувшими на заманчивое объявление в интернете о наборе моряков на яхту для перевозки туристов. Хотя заработок, который посулил работодатель парням  – 2 тысячи евро – на черном рынке перевозчиков живого товара даже не дотягивает до гонорара за одного нелегально перевезенного мигранта. По словам главного редактора интернет-портала «Русские Афины» Павла Онойко, обычно вознаграждение составляет до семи тысяч долларов за нелегала.

Но как мигранты оказались на борту яхты, которой управляли россияне?

«Наших ребят намеренно обманули. Они устраивались на яхту для перевозки туристов. И в первый же выход в море работодатели угрозой заставили их взять на борт мигрантов», – говорит Алена Басова, подруга Константина Семенова, руководитель инициативной группы родственников российских моряков, осужденных или ждущих суда в Греции.

По ее словам, Семенов и Возниковцев сразу передали телефоны сотрудникам правопорядка, где была сохранена вся переписка с работодателями, их телефонные номера, а также их угрозы в адрес россиян. Ижевчане сотрудничали со следствием на всех этапах. Но как точно показания обвиняемых были зафиксированы в деле? При процедуре ознакомлении с уголовным делом все материалы можно было прочесть только на греческом языке. Переводом на родной язык россиян не обеспечили. До сих пор, по утверждению родственников, у осужденных нет на руках и приговора. Ни на русском языке, ни на непонятном им греческом.

«О какой объективности рассмотрения дела в суде может идти речь, если своего адвоката ребята увидели только за 10 минут до судебного заседания? Он не понимал по-русски, и на суде общался со своими подопечными через переводчика. О чем можно вообще говорить?», – возмущена Алена Басова.

Двое против всех

Когда россияне устраивались возить на яхте туристов – меньше всего думали о корысти. Константин Семенов мечтал оплатить учебу талантливой дочки в элитном лицее. Иван Возниковцев копил деньги на лечение тяжело больной мамы-инвалида. И две тысячи евро за сезон экскурсий по морю казались многообещающим спасением от безденежья. Но первый же рейс стал последним.

«Им дали координаты, куда ребята должны были перегнать яхту, однако она оказалась неисправной. Вполне вероятно, что это было сделано намеренно. Экипаж попросили дотянуть до Греции, там должны были передать инструменты, детали. Но вместо ремонтных комплектов к ним на лодке прибыли сначала трое человек, а потом пришвартовались другие лодки с мигрантами. Россиянам это не понравилось, они заподозрили неладное и сказали работодателю, что отказываются везти людей. На что им пригрозили расправой», – рассказал вице-президент российского отделения международного комитета защиты прав человека Иван Мельников.

По словам родных, ижевчанам поступали угрозы, что за невыполнение команды их выкинут в открытое море. Неизвестно, какие установки получили мигранты, которые уже преодолели опасное для жизни путешествие из Африки, Афганистана, мечтающие только об одном – любыми путями попасть в Европу. Россиянам ничего другого не оставалось, как принять на борт мигрантов. Они стали подавать сигнал бедствия и тут же были задержаны береговой полицией Греции.

«В этом случае у россиян есть все составляющие статуса жертвы организации торговли людьми. Злоупотребление уязвимым положением, вербовка с обманом, мошенничество, создание долговой кабалы. Если за них заплатили за дорогу, питание, за обучение навигации, значит, они уже обязаны эти деньги отработать. Плюс проявление насилия со стороны работодателя. Им говорили: «Прыгайте за борт, если не хотите выполнять команду». А все документы россиян оставались у капитана», – говорит эксперт по противодействию торговле людьми, консультант Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Вера Грачева.

«Мы уже обращались и в ОБСЕ и Совет Европы, но эти организации не могут признать россиян жертвами торговли людьми. Потому что это дело национального законодательства. Россия – единственная страна ОБСЕ, которая не является участницей данной конвенции. Соответственно у россиян нет такого международного статуса. Когда человека признают таковым, то полагается или сильно рекомендуется освобождать его от уголовной ответственности за те правонарушения, которые он совершает по принуждению», – говорит эксперт по международному праву.

«Действительно, согласно практике граждане Турции и ЕС, которые введены в заблуждение, либо под угрозами вынуждены нарушать закон, освобождаются от уголовного наказания. Конвенция четко декларирует именно такой порядок действий», – уточняет Иван Мельников.

Россия, помоги!

Родные Возниковцева и Семенова надеялись, что на благополучный исход дела могло бы повлиять присутствие на суде представителя консульства России в Греции, но этого не случилось. Представителей российской стороны также не было и при задержании моряков, и при допросах.

«И все же, по заключенным международным соглашениям России с Грецией мы вправе просить, чтобы Греция вернула на родину нашего гражданина при отбытии наказания. В этом случае мы надеемся на правовую оценку российского суда. Более того, наши соотечественники уже написали в прокуратуру Греции с просьбой возбудить уголовные дела на реальных организаторов этой преступной схемы», – уточняет Иван Мельников.

Родные Ивана Возниковцева и Константина Семенова надеются, что им удастся вернуть моряков в Россию для объективного рассмотрения дела.

«Мы не видим смысла подавать кассационную жалобу. Как показывает опыт ребят, попавших в подобную ситуацию и ожидающих апелляции порядка четырех лет, они также не имеют доступа к правосудию, получают документы на греческом языке. К тому же, практика такова, что апелляционный суд оставляет первое решение в законной силе», – говорит Алена Басова.

В соцсетях девушка создала группу родственников российских моряков, попавших в тюрьмы Греции по обвинению в нелегальной перевозке мигрантов. В группе «Помогите вернуть ребят домой!!! Нам нужна помощь!!!!» состоят близкие 22 россиян. Но по данным правозащитников сегодня в тюрьмах Греции их не меньше 26. В группе открыт сбор средств на оплату частных адвокатов, которым удается в большинстве случаев «отбить» своих клиентов от самых тяжелых пунктов обвинения. И если не оправдать окончательно, то свести тюремный срок к минимальному, до трех или даже двух лет заключения.

Пока же единственная перспектива осужденных – возвращение в застенки Коридаллос. Но для одного из них это почти смертный приговор.

«Из-за крайне тяжелых условий заключения и неоказания медицинской помощи у Константина Семенова значительно ухудшилось состояние здоровья, ему требуется медицинская помощь. По этому поводу мы обращались в том числе к уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой. Она просила свою греческую коллегу навестить россиянина в следственном изоляторе, однако этому помешала пандемия. Но мы очень надеемся на то, что это все-таки произойдет, и Константину будет оказана необходимая помощь», – говорит правозащитник Иван Мельников.

– Перевозка нелегальных мигрантов – больная тема для многих европейских стран, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Законы Греции, появившиеся на этом фоне, довольно бесчеловечны. По незнанию в подобную ситуацию может попасть любой, поэтому никогда не стоит слепо доверять «выгодным» предложениям о работе за границей, сперва не разузнав подробностей о работодателе.

По материалам «Аргументы и Факты. Удмуртия»

↑ 

Наверх