16.07.2020

Пандемия ставит под угрозу безопасность судоходной отрасли

Страховая компания Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS) выпустила ежегодный обзор состояния безопасности морских перевозок – «Safety & Shipping Review 2020». Так, в 2019 году мировой флот потерял 41 крупнотоннажное судно, что на 20% меньше, чем за предыдущий год, и почти на 70% меньше, чем за прошедшее десятилетие. В азиатских водах зафиксирована полная гибель 14-ти судов, что составляет более 33% от общего числа инцидентов. Таким образом, больше всего судов по-прежнему гибнет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В целом же количество подобных происшествий в 2019 году было рекордно низким.

Что касается региональной статистики, то Южный Китай, Индокитай, Индонезия и Филиппины находятся на первом месте по количеству потерь: 12 судов в 2019 году и 228 судов за последнее десятилетие. В водах  Японии, Южной Кореи и Северного Китая в прошлом году свое последнее пристанище нашли два судна, а по итогам десятилетия этот регион занимает третье место в мире – с 2010 года погибли 104 судна.

Катастрофы с грузовыми судами составили более трети всех происшествий за прошлый год – 15 единиц флота, и большинство приходится на регион Юго-Восточной Азии. 

Основной причиной гибели является затопление – 31, а каждого пятого случая – плохая погода. Самыми проблемными в плане безопасности на протяжении уже многих лет остаются секторы автомобилевозов и ролкеров: с каждым годом на 20% растет как количество погибших судов, так и менее серьезных происшествий.

При этом именно рост числа и величины страховых исков, связанных с инцидентами с судами типа ро-ро, вызывают беспокойство. 

– На ролкерах чаще, чем на других типах судов случаются пожары или проблемы с остойчивостью, – говорит капитан, директор подразделения Global Marine Risk Consulting в AGCS Рахул Ханна. – В ходе расследования аварий выяснилось, что перед отходом не все суда должным образом проводят расчеты для проверки остойчивости, к тому же данные, на основании которых они производятся, не всегда точны. Слишком часто коммерческое давление ставит под угрозу безопасность судов и их экипажей. Эту проблему необходимо решать и на берегу, и на борту. 

Несмотря на то, что общие потери судов уменьшились, число зарегистрированных транспортных происшествий с судами, а их было 2815, увеличилось по сравнению с прошлым годом на 5%. Среди причин лидируют повреждения оборудования и механизмов – 1044, то есть каждый третий инцидент.

Баптист Оссена, директор подразделения КАСКО страхования в AGCS, отметил следующее: «Мы не можем упускать из виду тот факт, что при значительном сокращении общих потерь, общее количество инцидентов растет из года в год, а ведь для того, чтобы серьезная авария переросла в катастрофу много не надо, поэтому расслабляться нельзя».

Что касается пожаров, то за прошедший год зарегистрировано 200 возгораний. Это на 13% больше, чем в 2018 году. К слову, только в 2019 году в результате пожаров погибли пять судов. Самая распространенная причина – недостоверная информация о грузе. В обзоре AGCS говорится, что это очень серьезная проблема, и решать ее нужно как можно быстрее. «Если этого не сделать, то в ближайшем будущем ситуация ухудшится, поскольку суда становятся больше, и, соответственно, увеличивается ассортимент перевозимых товаров», – говорится в обзоре.

Кроме того, ожидается, что пандемия коронавируса поставит под угрозу долгосрочные  улучшения безопасности в судоходной отрасли в 2020 году и в последующий период, поскольку сложные условия эксплуатации и резкий экономический спад представляют собой уникальный набор проблем.

Дело в том, что коронавирус пришелся на трудное для морской индустрии время, когда она вынуждена идти на беспрецедентные меры для сокращения выбросов и решать массу других неотложных вопросов, таких, как пиратство и кибербезопасность. В обзоре отмечается 400-процентный рост числа попыток кибератак на морской сектор после вспышки коронавируса.

– Судовладельцы столкнулись с дополнительными финансовыми трудностями из-за экономического спада, вызванного пандемией, причем как всегда расходы на оплату труда моряков и техническое обслуживание могут стать первыми пунктами в процессе оптимизации, – отмечают в Российском профсоюзе моряков. – Если это произойдет, то, безусловно, отрицательно скажется на уровне безопасности эксплуатации судов, а значит, существует риск того, что количество инцидентов с гибелью судов увеличится.   

Источник: seatrade-maritime.com

Перевод: ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх