15.07.2020

«Женщине не прощают ошибок, требуют знаний, несоответствующих занимаемой должности»

По данным Международной федерации транспортников, от 1,5 млн моряков, занятых в судоходной отрасли, женщины составляют всего 2%. Большинство из них, 94%, работают на «пассажирах»: паромах и лайнерах. При этом их берут на должности в сфере обслуживания, то есть, по сути, они занимаются тем же, что могли бы делать на берегу. И только оставшиеся 6%, вопреки распространенному мифу, что женщина на борту – к беде, – это женщины, которые входят в состав экипажей грузовых судов: они твердо решили работать и зарабатывать на торговом флоте. Юлия и Диана – из их числа.

Через тернии к звездам 

– После окончания девятого класса я подала документы в морской колледж на судовождение, – рассказывает Юлия. – Тогда я еще не знала о том, что эта профессия из себя представляет. Просто хотела носить форму. 

Это было в 2011 году. Тогда девушек для сдачи экзаменов допускали только с разрешения директора. 

– Мне дали добро, но комиссия завалила на экзамене по математике. Через год я попыталась поступить снова, и на этот раз все получилось, – говорит девушка. 

После первой практики Юлия поняла, что не ошиблась с выбором и твердо решила идти до конца. У нее была цель – окончить колледж и стать помощником капитана.

– Мама поддерживает меня всегда, даже когда отчаяние достигает предела. Она – мой маяк. Самое трудное для нее было привыкнуть к отсутствию связи во время длительных переходов в море, – делится она.

На флоте Юлия уже семь лет. С первой практикой у нее проблем не возникло – направил колледж. После нее она два года работала на грузовом судне, а когда получила диплом вахтенного помощника капитана, год искала работу.

– Компании отказывались брать на работу без согласия капитана. Однажды, когда меня не взяли даже на портовый ледокол, выйдя из отдела кадров, от отчаяния и несправедливости я разрыдалась посреди улицы. Только через несколько месяцев меня приняли на замену основного третьего помощника на время стоянки судна, – вспоминает девушка. –  Так начался мой путь на мостик.

За эти годы Юлия успела поработать матросом на торговом судне, третьим помощником капитана на ледоколе и четвертым помощником капитана на научно-исследовательском судне. На НИСе в экипаже работали 70 человек: женщины – в научной службе и обслуживающем персонале, в штурманском составе – только Юлия. 

– Мы ходили в Антарктиду: этот опыт – одно из самых значимых событий моей морской жизни. Я и представить не могла, что смогу поработать в таком длительном рейсе, – рассказывает Юлия. – Никакого равноправия между мужчинами и женщинами на судне не было: женщине не прощают ошибок, требуют знаний, несоответствующих занимаемой должности. 

Она отмечает, что зачастую капитан агрессивно воспринимает нахождение женщины на мостике и не доверяет работу, которую она в принципе должна выполнять. «Нужно из кожи вон вылезти, чтобы доказать, что ты – специалист», – говорит Юлия.  

Кроме того, она считает, что к женщинам в принципе относятся несерьезно, а порой – просто жестоко: «Женщины на флоте не защищены от психологического и физического насилия и открытой дискриминации».

Юлия убеждена: красный диплом и идеальные документы ничего не значат. 

– Если капитан отказывается принимать на судно женщину, она останется без работы, – заявляет она.

Что касается зарплаты, то Юлия не уверена, что получала столько же, сколько мужчины, хотя эту тему в экипаже не обсуждали и доходы не сравнивали: «По договору оклад у всех был фиксированный, а премиальная часть складывалась из разных факторов». 

При этом она считает, что работодатель не имеет права принимать на работу женщину, если на судне для нее не выделена отдельная каюта с санузлом.

Хотела стать пилотом, но выбрала профессию моряка

Диана Сычевская (на фото) мечтала о пилотировании воздушного судна и планировала поступать в Летную академию. Но, поняв, что цены на обучение космические, решила пробовать себя в другой сфере. Так в 2012 году она оказалась в латвийской мореходке.

– На мой выбор повлияла трагедия в семье – я поняла, что нужно все делать самой, так как за меня никто ничего не решит. Мягко говоря, мои родственники были в шоке и только со временем смирились: поняли, что свой выбор я уже сделала, – вспоминает она. 

На данный момент у Дианы уже есть диплом судоводителя с ограничениями, то есть она может работать только на речном флоте. Поэтому после окончания мореходки в 2016 году девушка сразу поступила в Латвийскую морскую академию на факультет судовождения. 

– Зимой я завершу этот трудный путь и получу свой долгожданный диплом судоводителя без каких-либо ограничений по тоннажу, – планирует она. 

Но уже сейчас Диана понимает, что найти работу будет нелегко. 

– Я бы даже сказала – безумно трудно, так как в компаниях на женщин смотрят большими глазами. Кто-то в лоб говорит, что с девушками не работает, другие не упустят возможности уколоть. Самое популярное, что я слышала, – «вы же понимаете, что вам там не место» или «вы все туда идете с одной целью», – недоумевает она. 

Тем не менее, первый раз Диана попала на судно в 2015 году. Как и все начинала с кадета. Практика прошла на сухогрузе, затем она перешла на танкеры: в 2018 году – на нефтяной, в 2019-м – на химовоз, где и прошла ее последняя практика. 

 – Это мое потенциальное рабочее место после окончания академии, – считает она. – Судно 2008 года постройки. Не буду лукавить, но его состояние так себе. 

Впрочем, по ее мнению, главное – не железо, а то, какие люди окружают. В последнем контракте ей безумно повезло с командой. 

– Никаких стереотипов и конфликтов на гендерной почве, – рассказывает она. – Хотя в 2018 году я столкнулась с этим. Мне было крайне неприятно то, в каком свете меня выставляли. Думаю, многие поймут, о чем я. 

Однако это уже в прошлом. 

Из морской жизни ей пока что больше всего запомнился переход экватора – по традиции команда устроила посвящение. 

– Знаю, что во многих компаниях к этому относятся без энтузиазма, но мне повезло. Меня посвятили от души – и морскую воду пила, и диплом получила, – вспоминает она.

В целом она считает, что девушкам на флоте тяжело, потому что не все мужчины могут принять их на командных должностях. 

Источник: korabel.ru

Фото: @l4dydee

↑ 

Наверх