09.07.2020

«Оплошностей нам не прощают»

Сегодня морская отрасль является одной из самых изолированных от участия в ней женщин. Их роль, как правило, более заметна на административных должностях, в то время как мужчин в судоходстве можно смело назвать мобильными работниками. В большинстве случаев на женщин смотрят сквозь призму стереотипов, а не как на специалистов своего дела. Мария Нищева и Лилия Свинцова развеивают миф о том, что профессия моряка – не женское дело и рассказывают, как к ним относится мужская часть экипажа. 

В море вместо таможни

Мария Нищева поступила в колледж на судоводителя в 2008 году. По ее признанию, так вышло совершенно случайно, ведь она собиралась получить высшее образование по специальности «Таможенное дело». 

– Мне не хватило несколько баллов до бюджетного места. Тогда я решила год переждать в колледже, а следующим летом снова поступать. Но после первой же практики на буксире забыла про свои планы – осталась в мореходке, – рассказывает она. – Мама некоторое время переживала, но в итоге смирилась. Она знает мой характер и понимает, что запрещать мне бесполезно, – говорит девушка.

Колледж Мария окончила в 2011 году с рабочим дипломом. Работать начала еще в период обучения – в одну из практик ушла матросом на судне река-море, ходившем в Каспийском и Черном морях. Следующие несколько контрактов тоже отработала в этой должности. 

На фото: Мария Нищева (@sea_squirrel)

– Попасть на судно после обучения оказалось очень трудно – никто не хотел брать на работу девушку, но я не сдавалась, – вспоминает она. – В 2013 году меня занесло на парусный флот – взяли на должность 4-го штурмана на борт УПС «Крузенштерн». В результате под парусами ходила вплоть до 2016 года. Сейчас я третий год работаю на рыболовном судне старшим помощником капитана и по совместительству – в учебно-тренажерном центре инструктором по конвенционной подготовке специалистов РЛС/САРП/ЭКНИС.

Судно, на котором работает Мария, 1987 года постройки. Помимо нее в экипаже еще 40 человек. 

– По зарплате не обижают, и тот факт, что я женщина, никак не сказывается на работе и оплате труда, – заявляет она. – При этом также никаких поблажек и предвзятого отношения. Раньше, когда работала матросом, конфликты случались. Практически каждый пытался ткнуть носом в то, что я «баба». Нынешний экипаж меня уважает, выполняет все распоряжения. Да и сама я стала жестче – могу пресечь, если понадобится.

Несмотря на то, что у Марии Нищевой с командой складываются хорошие отношения, она считает, что в целом в современном мире женщинам на флоте до сих пор тяжело. И вовсе не потому, что эта работа физически и психологически сложная. 

– Общество еще не готово полностью принять женщин в подобных отраслях. Многие – и мужчины, и женщины – мыслят слишком стереотипно, привыкли навешивать ярлыки и осуждать, – рассуждает она. – Нужны ли нам особые условия? На мой взгляд, все зависит от самой женщины и ее прихотей и воспитания. Если она привыкла спать на перине, то это одна история. А есть женщины, которые могут спокойно жить в спартанских условиях и ничего сверх этого не требуют.

«Оплошностей нам не прощают»

В отличие от Марии Нищевой Лилия Свинцова выбрала море осознанно. Она со школы знала, что поступит в речное училище.

– У нас семейная династия в третьем поколении, – объясняет она. – С пятого класса мама брала меня с собой в навигацию каждый год. Уже в 11 лет я первый раз побывала в Арктике. 

После выпускного класса Лилия поступила в Якутское речное училище на судовождение, а на следующий год переехала в Нижний Новгород, где перевелась в речное училище им. И. П. Кулибина.

– Меня, кстати, не хотели зачислять, так как девушек не брали, и моей маме пришлось просить ходатайствовать Ленское объединенное речное пароходство, чтобы помогли в поступлении, – делится девушка. 

Свою первую практику она там и прошла, правда, на судно попала со второго раза. 

– В первый раз меня отправили на СК2018, где капитан даже не дал мне ступить на трап, отправив обратно в отдел кадров, – вспоминает Лилия. – Через некоторое время меня взял к себе другой капитан, у которого моя мама начинала работу на грузовом флоте. В этом году у меня уже седьмая по счету навигация.

На фото: Лилия Свинцова (@svintsovaaaa)

За это время Лилия Свинцова успела поработать на разных судах – от танкера-полуторника до «пассажира». 

– Сейчас я работаю третьим помощником капитана на «Волго-Доне». Судно 1972 года постройки – далеко не новое, к тому же оно больше года не было в эксплуатации, – говорит она. – Экипаж пока что всего 12 человек, мы находимся в стадии «притирки», но конфликтов на гендерной почве тут не было, и надеюсь, не будет. Что касается зарплаты – многие мои знакомые, работающие в аналогичной должности, получают примерно столько же. Хотя по опыту могу сказать, что женщинам на флоте все-таки сложнее, поскольку оплошностей нам не прощают. В плане условий труда меня все устраивает, единственное – хотела бы иметь душ в каюте. 

Источник: korabel.ru


↑ 

Наверх