07.07.2020

Решить проблемы в обеспечении защиты прав моряков

Европейская комиссия опубликовала отчет об исследовании социальных аспектов морского транспорта в Евросоюзе. Его результаты подчеркивают сложность индустрии и необходимость создания особой защиты для моряков, – говорится в заявлении Европейской федерации транспортников, выпущенном после обнародования документа.

В докладе «Мобильность и транспорт» рассматриваются тенденции, с которыми сталкивается отрасль. В целом их можно назвать пресловутыми, так как морские профсоюзы ЕФТ говорили о них десятилетиями, но Европейская комиссия признала только сейчас. Трудности привлечения женщин и молодежи, влияние цифровых технологий и автоматизации, социальный демпинг и недобросовестная конкуренция, проблемы с контролем и соблюдением национальных и международных трудовых стандартов, а также слабость существующего отраслевого социального диалога на уровне ЕС – вот проблемы, которые обозначили специалисты в отчете.

Тем не менее, его результаты особенно важны теперь, когда в период covid-19 моряки столкнулись с откровенным ущемлением прав и неадекватным социальным обеспечением. Так, федерация не раз обращала внимание, что в некоторых государствах порта моряки рассматриваются как нежелательные проблемные визитеры, которым можно отказать в сходе на берег и доступе к врачебной помощи, а не профессиональные ключевые работники. И именно кризис показал, что это не голословное заявление.

Но особенно неожиданно и остро встал другой вопрос – ответственность за репатриацию членов экипажей. Периоды службы работников флота, продолжающиеся дольше 11 месяцев, главным образом говорят о неспособности государств флага и государств порта вести выполнять свои обязательства. 

– Всегда существовавшие проблемы в обеспечении защиты прав моряков, широко распространенные преимущественно на судах под удобными флагами, усугубились covid-19, – отмечено в сообщении ЕФТ. – Мы видим, что государства «удобства» не заинтересованы в принятии надлежащей юрисдикции по важным социальным вопросам, касающейся их судов. Рекомендации социологического исследования предоставляют европейским и национальным властям, а также партнерам возможность признать и преодолеть все известные проблемы. 

В связи с этим ЕФТ призывает Европейскую комиссию взять на себя ведущую роль в содействии дальнейшему обмену и сотрудничеству между всеми заинтересованными сторонами. По мнению профсоюзов, ввиду сложности и технического характера рассматриваемых вопросов необходимо создать специальные рабочие группы. «К решению проблем нужно подойти всесторонне, а Европа может подать пример», – уверены в ЕФТ.

Кроме того, Европейская федерация транспортников подчеркивает своевременность публикации «Мобильность и транспорт» и указывает на возможность для реальных изменений: «Результаты отчета вместе с уроками, извлеченными из кризиса covid-19, предоставляют нам все необходимые инструменты для разработки действительно социально устойчивой стратегии морского транспорта. Особенно это актуально в связи с новой транспортной политикой ЕС, которая будет опубликована в конце 2020 года: власти должны тщательно интегрировать в нее все выводы исследования и представить всеобъемлющую дорожную карту для консультаций». 

ЕФТ отмечает, что со своей стороны готова к совместной работе в принятии сбалансированных решений: «Давайте удостоверимся, что выводы отчета не игнорируются».

В Российском профсоюзе моряков – членской организации ЕФТ – уверены, что успешная реализация зависит от готовности всех заинтересованных сторон внести свой вклад в социально устойчивое будущее судоходства.


↑ 

Наверх