26.06.2020

Мексиканский залив стал очень опасным

Всплеск пиратских нападений  у побережья Мексики,  переориентация целей морских преступников – со стационарных платформ на торговые суда, а также неблагоприятные  социально-экономические  условия, – всё вместе это может свидетельствовать о формировании   новой пиратоопасной зоны в Мексиканском заливе.

Согласно отчетам Морской администрации США (MARAD), в этом регионе в период с 4 по 14 апреля 2020 года было совершено четыре  вооруженных ограбления. Это на 300% больше, чем  за весь 2019 год, когда согласно данным Центра сообщений о пиратстве Международного морского бюро было зарегистрировано всего одно пиратское нападение.

Казалось бы, 4 инцидента —  не так уж много, однако учитывая, что прирост составил 300%, то повод для беспокойства явно есть. Именно поэтому MARAD и  Gard P&I Club выпустили предупреждение об угрозе безопасности для судов, следующих через этот регион.  Частично этот всплеск нападений  можно объяснить тем, что о них просто перестали замалчивать. Эксперты хотя и согласны с тем, что раньше  Мексиканский залив был «темным пятном»  с точки зрения сообщений о пиратских инцидентах, однако не считают  улучшение отчетности основной причиной роста числа нападений. По их мнению, увеличение числа нападений может быть связано с изменением форм и стратегий преступной деятельности в регионе.

Гай Уилсон-Робертс (Guy Wilson- Roberts), старший аналитик  Risk Intelligence, пояснил, что нападения, происходящие в Мексиканском заливе, совершаются в районе  двух крупны портов: Сьюдад-дель-Кармен и Пуэрто-Дос-Бокас. Преступники «облюбовали» эти порты, потому что там находится в общей сложности около 100 морских нефтяных и буровых платформ. Раньше главной целью морских пиратов была кража оборудования с платформ, которое  они потом перепродавали на черном рынке, отметил Уилсон-Робертс. «Существенное изменение, которое мы наблюдаем в действиях пиратов в этом году, заключается в том, что они все чаще нападают на суда или буровые установки, на которых есть люди, тогда как в прошлом году они «отдавали предпочтение» автономно работающим морским объектам, на которых не было экипажа», – подчеркивается в заявлении Разведывательного и эксплуатационного центра  Ассоциации взаимного страхования военных рисков норвежских судовладельцев (Intelligence and Operations Centre (IOC),  Norwegian Shipowners’ Mutual Warrisks Insurance Association). «С борта преступники забирают всё, что представляет какую-то ценность, включая личные вещи членов экипажа, ноутбуки, телефоны и украшения». Такие перемены в поведении пиратов могут  указывать на то, что  в настоящее время эти вещи легче или выгоднее сбывать на черном рынке.

О личности преступников, совершивших эти грабежи, практически ничего не известно, поскольку никого из них задержать не удалось, несмотря на наличие военно-морской базы в соседней Фронтере и присутствие военно-морских сил оперативного реагирования в этом регионе. Сообщалось, что нападения совершались небольшими группами с использованием скоростных катеров. В Dryad Global полагают, что преступники  сами являются моряками или связаны с морской отраслью, поскольку очевидно, что они явно не новички в морском деле. В IOC разделяют эту точку зрения и добавляют, что вряд ли  нападавшие на морские суда связаны с мексиканскими наркокартелями, скорее всего это обозленные  местные жители, которые пострадали от упадка нефтяной отрасли и местного рыбопромыслового сектора. Уилсон-Робертс добавил, что в провинции Кампече, где расположен  Сьюдад-дель-Кармен, отмечается самый низкий уровень картельной активности во всей Мексике. Причиной для беспокойства является то, что нападавшие на суда были вооружены, что вызывает опасения за безопасность экипажа. По словам Уилсона-Робертса, на записях с видеокамер одного из  подвергшихся в этом году нападениям судов видно, что преступники были в масках, вооружены пистолетами и угрожали экипажу. Кроме того, сообщалось о выстрелах на борту после высадки пиратов на суда.

Сравнивая ситуацию в Мексиканском заливе с более ранними пиратскими инцидентами в Западной Африке, партнер  Dryad Global Мунро Андерсон (Munro Anderson) заявил, что нам, возможно,  ещё предстоит увидеть, как пираты начнут захватывать моряков в заложники и требовать выкуп.

Как бы там ни было, некоторые сходства с ситуацией в Западной Африке определенно есть. Так, Мексика, как и страны Западной Африки, испытывает экономический спад и тяжело переживает падение цен на нефть, плюс положение усугубляется сокращением глобального спроса на нефть из-за пандемии COVID-19. Этим можно объяснить изменения в «тактике» пиратов и всплеск нападений в Мексике, а также увеличение числа похищений моряков в Западной Африке.

Согласно данным глобальной консалтинговой фирмы Control Risks Мексика и Нигерия являются  «горячими точками» в плане похищения людей с целью  выкупа, при этом жертвами похищений становятся не только местные жители, но и иностранные путешественники и туристы. Таким образом, возможно, что те, кто сегодня просто грабит суда, завтра начнут похищать моряков с целью получения выкупа. «Нападавшие были хорошо вооружены и, как сообщалось, держали моряков в заложниках, пока грабили суда, чтобы заставить выполнять свои требования», – предупреждают в IOC.

Несмотря на то, что риск распространения случаев киднэппинга с суши на море действительно присутствует, генеральный директор Risk Intelligence Ханс Тино Хансен (Hans Tino Hansen) отмечает, что совершить похищение людей на море гораздо сложнее, чем на суше, к тому же, чем более явной будет угроза, тем больше вероятность того, что суда  усилят меры самозащиты, как они это делают в Сомали и в Гвинейском заливе. Наконец, не стоит сбрасывать со счетов вмешательство официальных властей;  Хансен считает, что если ситуация с  безопасностью судов и экипажей в регионе серьезно ухудшится и начнёт угрожать национальным интересам Мексики, то её правительство направит свои правоохранительные и военно-морские силы на борьбу с этой угрозой. «Целый набор факторов  будет определять соотношение риска и прибыли для потенциальных похитителей и, соответственно, либо  понижать, либо повышать  их мотивацию к совершению этих преступлений», – заключил Хансен. 

– Участившиеся инциденты в Мексиканском заливе – тревожный звонок для моряков, – отмечают в Российском профессиональном союзе моряков (РПСМ). – Это говорит о том, что членам экипажей ни в коем случае нельзя терять бдительность в этих водах и следует оперативно реагировать на любую подозрительную активность.

Safetyatsea.net

Перевод ЦИА РПСМ

 

↑ 

Наверх