РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Продолжение семейной династии – одна из наиболее популярных
причин для выбора морской профессии молодыми людьми в Новороссийске. За ней
идут стремление хорошо и честно зарабатывать и желание увидеть мир. Однако бывает,
что на флот приводит счастливый случай. Именно так попал в «Новошип» моторист
«SCF Shanghai» Григорий Борисов.
Помогли на проходной
– Я связал свою жизнь с морем совершенно случайно, –
рассказывает о себе Григорий. – В своем родном городе в Ростовской области я
работал в магазине детских игрушек. В 20 лет меня все устраивало. А потом вдруг
пришла в голову мысль что-то поменять. Как раз на юге начинался курортный
сезон, и я решил ехать искать работу в Новороссийск.
Приехав в «танкерную столицу» России, Григорий имел весьма
смутное представление о работе в море. Он только знал, что моряки хорошо
зарабатывают. Поэтому идея устроиться на флот показалась молодому человеку
очень привлекательной, и по незнанию он сразу пошел трудоустраиваться прямо в
порт. «Охранник на КПП покрутил пальцем у виска и объяснил, что идти надо в круинговую
компанию, – смеясь, вспоминает Григорий. – Он показал на здание через дорогу и
отправил туда. Это был головной офис Новороссийского морского пароходства».
На проходной сотрудница объяснила, что сначала нужно
получить соответствующие документы и пройти практику, и даже подсказала, как
доехать до «Новошип-тренинг». Григорий записался на курсы матроса-моториста и
принялся осваивать новые навыки – так началась его долгая дорога к профессии.
После успешного окончания курсов ему предложили пройти
практику на танкере «NS Pride». «Зарплата была небольшой, но возвращаться в
родной город по личным причинам мне совсем не хотелось, – говорит Григорий. –
Так в 2014 году я впервые попал на флот. Мне очень повезло с экипажем, большой
привет ребятам. Отдельное спасибо старшему механику Александру Дергунову и
форсунщику дяде Саше».
Пароход тогда работал в венесуэльском тайм-чартере, в
Карибском бассейне. Практикантов поощряли за хорошую работу увольнительными на
берег. «Наблюдая за красивым звездным небом, за движением синего Карибского
моря, экзотической природой и разноцветными домами столицы Кюрасао города
Виллемстад, я влюбился в морскую работу и понял, что хочу связать с ней свою
жизнь, – рассказывает моряк. – Так у меня появился стимул развиваться
профессионально, чтобы вырваться из своего маленького вымирающего городка».
Все успеть
После успешного прохождения практики моториста пригласили
работать на судах «SCF Novoship». Одновременно Григорий поступил в ростовский
Институт водного транспорта им. Г. Я. Седова на заочное отделение. Ему удалось
отложить деньги, полученные на практике, и он смог сразу оплатить первый курс
обучения. Все следующие 6 лет моторист работал на танкере «SCF Shanghai» и
параллельно учился. «Мне не хотелось менять пароход, потому что тут постоянный
хороший коллектив, – говорит моряк. – Капитаны Михаил Кулий и Валерий Рожин
собрали основной «костяк» экипажа, готовый сплоченно работать и проходить береговые
проверки. Повара готовят отменно, что дополнительно способствует хорошему
настроению. Боцманы тоже знатоки своего дела – всегда подсказывают, как
работать эффективно и безопасно при швартовке и работе на высоте».
Сейчас многие стараются сразу поступить в ВУЗ, чтобы
получить очное образование. Но, по мнению Григория, работая в рядовой должности
и параллельно обучаясь заочно, знания усваиваются лучше, и курсант приобретает
бесценный опыт. «Прочитав материал, который задают на будущий семестр, можно
изучить механизмы, потрогать их руками, поучаствовать в ремонте, – считает
моторист. – Плюс есть возможность задать вопросы опытным механикам. А при очном
обучении несколько лет уделяется только теории, и когда курсанты выходят на
практику, им приходится многое вспоминать, приспосабливаться к новым
механизмам, ведь в учебниках часто рассматривается устаревший материал,
например, мало адекватной информации про станцию обработки балластной воды или
про очищение выхлопных газов главного двигателя от вредных выбросов».
За годы работы в море Григорий научился планировать свою
жизнь. Он уже получил рекомендации на выдвижение в должность четвертого
механика и продолжит работать на танкерах группы SCF. «Я хочу стать старшим
механиком, передавать опыт и культуру работы молодым специалистам, – делится
моряк. – Важную роль играет и возможность достойного заработка, ведь основной
своей задачей на будущее я ставлю обучение детей в хорошем институте».
Вирус многим добавил проблем
Пандемия COVID-19 пока не затронула работу моториста – ему
повезло списаться до того, как в мире ввели карантинные ограничения, а уходить
в рейс он рассчитывает в августе. «Но возникает тревога за моих товарищей,
которые сейчас находятся на пароходе, – говорит Григорий. – Смена экипажа у нас
проходит чаще всего в Сингапуре. У ребят подходит конец контракта, знаю, что
после 5 месяцев работы вдали от дома каждый день становится труднее. Тем более,
когда не знаешь точную дату возвращения домой, к своим близким. Эта
неизвестность очень удручает».
Да и тем, кто готов уйти в рейс, коронавирус добавил немало
проблем, считает моряк: «Под конец отпуска у многих возникают финансовые
трудности, а закрытые границы и прерванное авиасообщение между странами
усугубляют ситуацию».
По материалам «Профсоюзной морской газеты» ЮТО РПСМ
Наверх