22.06.2020

Они сражались за Родину

Сегодня, 22 июня, Россия отмечает День памяти и скорби. Великая Отечественная война, начавшаяся 79 лет назад, коснулась всех, и каждый по-своему приближал победу: кто-то – на поле боя, другие – не покладая рук работали на заводах и фабриках. Не оставались в стороне и моряки торгового флота, доставлявшие провизию и вооружение в разные части огромной осажденной страны. Экипаж танкера «Кремль» так же, как и миллионы советских граждан, с первых дней Великой Отечественной войны самоотверженно сражался за Родину. Моряки перевозили горючее, вооружение и войска для фронта.

Мобилизованный танкер

Танкер «Союз водников СССР» был построен на судостроительном заводе им. А. Марти в Николаеве в 1930 году. Теплоход сразу вошел в состав Черноморской главной конторы Совторгфлота, затем – пароходства «Совтанкер», а в 1938 году получил новое имя – «Кремль». 

С первых дней Великой Отечественной войны экипаж танкера активно включился в перевозки горючего, вооружения и войск для фронта, а уже 3 ноября 1941 года при выходе из Севастополя под командованием капитана Г. Яковлева теплоход подорвался на мине.

В танках судна, направлявшегося в Туапсе, было пусто, однако на борту находилось около трех тысяч военных летчиков и наземного обслуживающего авиационного персонала, собранных в одну сводную воинскую часть, которую направляли на Кавказ за новыми самолетами. Здесь же находились более тысячи человек – эвакуированные севастопольские рабочие с семьями. При этом командование флотом рискнуло отправить «Кремль» в дальний переход без охранения, в одиночку, «чтобы не привлечь внимания противника».

На траверзе мыса Сарыч танкер потряс мощный оглушительный взрыв – в его правый борт попала торпеда. Положение танкера спасли четкие действия капитана Г. Яковлева и старшего механика Б. Харченко, которые устранили полученные повреждения и привели судно в пункт назначения и своей постоянной приписки – Туапсе. 

Уникальный случай

После ремонта летом 1942 года «Кремль» снова ввели в эксплуатацию. Однако на нем так и не закончили работы по устранению боевых повреждений: в затопленном состоянии оставался сухогрузный трюм, носовое помповое отделение, танк № 1. Поврежденным оставался и форпик. Из-за этого грузоподъемность судна уменьшилась до 7 тысяч тонн, но несмотря ни на что, моряки продолжали совершать боевые рейсы, один из которых чуть не стал трагическим. 

31 марта 1943 года у мыса Пицунда по «Кремлю» была выпущена торпеда с подводной лодки в левый борт – она попала в танк с бензином. Боевой снаряд разворотил палубу и борт. Столб бензина поднялся высоко в воздух и затем рухнул вниз на судно. Если бы возник пожар, что казалось неизбежным, все моряки и танкер сгорели бы. Но судьба дала им шанс: масса бензина, поднятая взрывом, падая, потушила пламя. Так экипаж спасся от нависшей смертельной опасности. Моряки сумели устранить основные повреждения механизмов и довели судно своим ходом до порта Батуми. Этот случай считается единственным в своем роде. 

Ветеран войны и флота

В апреле 1944 году, когда восстановили Черноморское нефтеналивное пароходство «Совтанкер», пароход снова вошел в его состав, и в октябре судно поставили на капитальный ремонт – на завод в румынской Констанце, где сохранился плавучий док. По завершению работ «Кремль» снова оказался в строю действующего флота, и экипаж продолжал выполнять ответственные рейсы.

Уже после войны в 1947 году «Кремль» впервые в истории советского танкерного флота успешно совершил рейс в Антарктику к китобойной флотилии «Слава». 

В 1963 года после 30-летнего плавания ветеран был переоборудован под бункеровочную базу в порту Одесса, затем переведен в порт Жданов, а спустя семь лет его вывели из эксплуатации. В 1983 году «Кремль» отбуксировали в Картахену (Испания), где началась его разборка на металлолом.

– Героизм наших моряков – это пример мужества и несгибаемой воли: под угрозой смерти они доставили в порт груз, который был нужен стране. Такие события важно помнить, ведь это еще одна возможность почтить подвиг советских людей: они, не жалея себя, сражались с врагом, и отвоевали для нас право на мирную жизнь, – отмечают в Российском профсоюзе моряков.

По материалам river-forum.ru и kchf.ru

↑ 

Наверх