РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
44 года назад, летом 1976 года, у берегов Габона произошла
странная история, которая могла бы послужить причиной волны напряженности между
СССР и странами НАТО. Попал в нее рыболовецкий траулер из Севастополя
«Балаклава», совершавший промысловый рейс в Атлантическом океане. Судно занималось
выловом скумбрии в нейтральных водах и ее заморозкой на борту, когда у берегов
Габона с рыбаками произошло ЧП, справиться с которым получилось только с
помощью советских дипломатов и щедрого банкета.
Габонские пограничники и секретные документы
Бывший помощник капитана судна 80-летний Юрий Феофанович
Авилов считает тот рейс «Балаклавы» одним из самых сложных в своей жизни.
Траулер 6,5 месяцев работал в акватории Атлантического океана, на 115 процентов
выполнил план по вылову скумбрии и уже готовился брать курс на Севастополь,
когда неожиданно на борт пришла срочная радиограмма: «Для улучшения показателей
необходимо продлить рейс». В угоду новой задаче пришлось срочно менять карту
маршрута, растягивать командировку и с тоской думать о встрече с Родиной. Так
«Балаклава» продолжила путь вдоль берегов бывшей колонии Франции –
Экваториальной Гвинеи.
В СССР рыболовные суда выполняли не только гражданские, но и
военные задачи. Авилов говорит, что членам экипажа приходилось подписывать
бумаги о неразглашении государственной тайны и, более того, если на судне
хранились секретные документы, а враг стоял «у ворот», их надлежало уничтожить
любым способом.
– В 1976 году курс «Балаклавы» не преследовал никаких
«секретных целей». Из-за простой ошибки штурмана мы нарушили государственную
границу, – вспоминает Авилов.
После этого к судну-нарушителю стал приближаться корабль
береговой охраны. По громкой связи пограничники сообщили, что на траулер
высадятся официальные представители республики. Как действовать в подобных
ситуациях знали все. Инструкции были жесткими: условный сигнал по радиограмме в
Главк, Москву, штаб ВМФ. Авилов закрылся в каюте, чтобы сжечь документы.
– Она, мягко говоря, совсем не велика, да и порядком
заставлена, – вспоминает Авилов. – Стеллажи с книгами, рундук, стол, сейф,
стул, диван, холодильник, умывальник. Дефицит кубатуры мешает сжечь в короткие
сроки почти 13 кг документов. Незаметно открываю иллюминатор, высовываюсь,
свежий ветер помогает разгореться бумагам. Слава Богу, одной задачей стало
меньше…
Месье Тома и пограничники
Через мгновение на борт «Балаклавы» поднялись представители
Республики Габон. Удивлению советских моряков не было предела – рядом с африканцами
они увидели тучного француза, месье Тома, который оказался главным капитаном
порта, а по совместительству – руководителем морской базы ВМФ Порт-Жантиль.
– Он стал тыкать в карту, указывая нам, что мы пересекли границу
территориальных вод Габона, – вспоминает Юрий Феофанович. – Пока мы с ним
разговаривали, из Москвы пришла радиограмма: «Все это провокационные инсинуации
под редакцией патрона экс-колонии Франции. Пишите морской протест». А в конце
приписка: «Сволочи, прошляпили ситуацию, оргвыводы для вас будут сделаны в
полной мере».
«Балаклаву» отбуксировали в лагуну. На берегу команду
встретил темнокожий мужчина, комендант порта, который согласился взять с
советских моряков минимальную компенсацию за нарушение границы в размере 2000
долларов. Представители местных властей думали, что у советского капитана в
сейфе хранится как минимум 15 тысяч долларов, которые в цивилизованном мире
ежемесячно получали представители его профессии. Но на самом деле в его сейфе могла мышь повеситься… Капитан и
парторг «Балаклавы» попросили время, чтобы выйти на связь с московским
начальством.
Помощь «Припятьлеса»
Однако ответ из Москвы уже прозвучал – помощи ждать было
неоткуда. Но тут в лагуну зашел лесовоз «Припятьлес» – советское судно, которое,
согласно документам, находилось в чартерном рейсе. В порту он отдал якорь
неподалеку от «Балаклавы».
– Переговорив с капитаном лесовоза, мы кратко изложили свою
горестную ситуацию. Нам разрешили занять искомую сумму в валютном отделе у
«Северного морского пароходства», капитан лесовоза подписал гарантийные письма,
— рассказывает Авилов.
На следующий день капитан «Балаклавы» отправился в город, к
офису фирмы «Sacopao», через которую были переведены 2000 долларов. Получив
деньги и расплатившись с габонскими властями, советские рыбаки поспешили
вернуться на судно и отчалить домой.
Женская кофточка и попойка до беспамятства
– Стоило нам только покинуть лагуну, как в небе появился
вертолет, – вспоминает Юрий Феофанович. – И тут – дежавю. Все тот же патрульный
катер и сигнальные флаги: «Следовать за мной, вы задержаны». При этом меня и
капитана берут в заложники, пересадив на малый десантный корабль, где нас встречает
уже знакомый француз месье Тома. На ломанном английском он сказал: «Был дан
приказ догнать вас и держать, пока не отдадите 100 000 долларов». Причины никто
не объяснял.
Все последующие часы команда провела у радиоприемника в
надежде услышать русскую речь, и раз «морское начальство» отказывало в помощи, попробовать
попросить о ней у соотечественников. И вот внезапно женский голос, умоляет
своего собеседника прикупить женские кофточки в магазинах Либервиля…
– Мы просто вклинялись в личный разговор, – рассказывает
рыбак. – Как оказалось, собеседником девушки оказался 2-ой секретарь
дипломатической миссии Союза в Габоне. Итогом этого общения стало обещание
секретаря доложить о нашем бедственном положении консулу и как-то
поспособствовать облегчению участи команды «Балаклавы».
В итоге был найден необычный выход из ситуации – экипаж и
дипломаты решили устроить габонским властям праздник, напоить их до бесчувствия
и сбежать.
– Мы поставили в известность капитана Порт-Жантиля месье
Тома, губернатора, и всех, кого могли, о нашем желании устроить габонским
властям праздник. Убедительно врали им о том, что у нашего хорошего сотрудника
день рождения, он отмечает его на чужбине, и очень бы хотелось встретить его
ярко, – говорит Авилов.
Выпивку и закуску обеспечили работники Посольства. Месье
Тома перед банкетом говорил, что если кто-то заметит передвижение судна к выходу
из бухты, то береговая охрана откроет огонь на поражение. Спустя 5 часов
гуляний, никто уже не мог стоять на ногах – советские моряки отправили гостей
на берег.
А еще спустя час, без огней, траулер «Балаклава», вышел из
бухты и на полной скорости благополучно добрался до границ нейтральных вод. В
марте 1977 года затянувшийся рейс, наконец, закончился, и команда оказалась
дома.
Когда экипаж вернулся в Севастополь, капитану и парторгу на
страницах личных дел выписали мягкое наказание. Несмотря на эту историю, последовавшие
за ней партийные разборки и запрет на 6 месяцев выходить в рейс,
загранпаспортов и должности рыбаков не лишили. Более того, Авилову и капитану –
Ковалишину Владимиру Петровичу – была объявлена благодарность от девятого
Главного Управления Комитета Государственной безопасности при Совете Министров
СССР.
По материалам sevastopol.kp.ru
Наверх