18.06.2020

Банкет в Габоне, или как траулер из плена убежал

44 года назад, летом 1976 года, у берегов Габона произошла странная история, которая могла бы послужить причиной волны напряженности между СССР и странами НАТО. Попал в нее рыболовецкий траулер из Севастополя «Балаклава», совершавший промысловый рейс в Атлантическом океане. Судно занималось выловом скумбрии в нейтральных водах и ее заморозкой на борту, когда у берегов Габона с рыбаками произошло ЧП, справиться с которым получилось только с помощью советских дипломатов и щедрого банкета.

Габонские пограничники и секретные документы

Бывший помощник капитана судна 80-летний Юрий Феофанович Авилов считает тот рейс «Балаклавы» одним из самых сложных в своей жизни. Траулер 6,5 месяцев работал в акватории Атлантического океана, на 115 процентов выполнил план по вылову скумбрии и уже готовился брать курс на Севастополь, когда неожиданно на борт пришла срочная радиограмма: «Для улучшения показателей необходимо продлить рейс». В угоду новой задаче пришлось срочно менять карту маршрута, растягивать командировку и с тоской думать о встрече с Родиной. Так «Балаклава» продолжила путь вдоль берегов бывшей колонии Франции – Экваториальной Гвинеи.

В СССР рыболовные суда выполняли не только гражданские, но и военные задачи. Авилов говорит, что членам экипажа приходилось подписывать бумаги о неразглашении государственной тайны и, более того, если на судне хранились секретные документы, а враг стоял «у ворот», их надлежало уничтожить любым способом.

– В 1976 году курс «Балаклавы» не преследовал никаких «секретных целей». Из-за простой ошибки штурмана мы нарушили государственную границу, – вспоминает Авилов.

После этого к судну-нарушителю стал приближаться корабль береговой охраны. По громкой связи пограничники сообщили, что на траулер высадятся официальные представители республики. Как действовать в подобных ситуациях знали все. Инструкции были жесткими: условный сигнал по радиограмме в Главк, Москву, штаб ВМФ. Авилов закрылся в каюте, чтобы сжечь документы.

– Она, мягко говоря, совсем не велика, да и порядком заставлена, – вспоминает Авилов. – Стеллажи с книгами, рундук, стол, сейф, стул, диван, холодильник, умывальник. Дефицит кубатуры мешает сжечь в короткие сроки почти 13 кг документов. Незаметно открываю иллюминатор, высовываюсь, свежий ветер помогает разгореться бумагам. Слава Богу, одной задачей стало меньше…

Месье Тома и пограничники

Через мгновение на борт «Балаклавы» поднялись представители Республики Габон. Удивлению советских моряков не было предела – рядом с африканцами они увидели тучного француза, месье Тома, который оказался главным капитаном порта, а по совместительству – руководителем морской базы ВМФ Порт-Жантиль.

– Он стал тыкать в карту, указывая нам, что мы пересекли границу территориальных вод Габона, – вспоминает Юрий Феофанович. – Пока мы с ним разговаривали, из Москвы пришла радиограмма: «Все это провокационные инсинуации под редакцией патрона экс-колонии Франции. Пишите морской протест». А в конце приписка: «Сволочи, прошляпили ситуацию, оргвыводы для вас будут сделаны в полной мере».

«Балаклаву» отбуксировали в лагуну. На берегу команду встретил темнокожий мужчина, комендант порта, который согласился взять с советских моряков минимальную компенсацию за нарушение границы в размере 2000 долларов. Представители местных властей думали, что у советского капитана в сейфе хранится как минимум 15 тысяч долларов, которые в цивилизованном мире ежемесячно получали представители его профессии. Но на самом деле в  его сейфе могла мышь повеситься… Капитан и парторг «Балаклавы» попросили время, чтобы выйти на связь с московским начальством.

Помощь «Припятьлеса»

Однако ответ из Москвы уже прозвучал – помощи ждать было неоткуда. Но тут в лагуну зашел лесовоз «Припятьлес» – советское судно, которое, согласно документам, находилось в чартерном рейсе. В порту он отдал якорь неподалеку от «Балаклавы».

– Переговорив с капитаном лесовоза, мы кратко изложили свою горестную ситуацию. Нам разрешили занять искомую сумму в валютном отделе у «Северного морского пароходства», капитан лесовоза подписал гарантийные письма, — рассказывает Авилов.

На следующий день капитан «Балаклавы» отправился в город, к офису фирмы «Sacopao», через которую были переведены 2000 долларов. Получив деньги и расплатившись с габонскими властями, советские рыбаки поспешили вернуться на судно и отчалить домой.

Женская кофточка и попойка до беспамятства

– Стоило нам только покинуть лагуну, как в небе появился вертолет, – вспоминает Юрий Феофанович. – И тут – дежавю. Все тот же патрульный катер и сигнальные флаги: «Следовать за мной, вы задержаны». При этом меня и капитана берут в заложники, пересадив на малый десантный корабль, где нас встречает уже знакомый француз месье Тома. На ломанном английском он сказал: «Был дан приказ догнать вас и держать, пока не отдадите 100 000 долларов». Причины никто не объяснял.

Все последующие часы команда провела у радиоприемника в надежде услышать русскую речь, и раз «морское начальство» отказывало в помощи, попробовать попросить о ней у соотечественников. И вот внезапно женский голос, умоляет своего собеседника прикупить женские кофточки в магазинах Либервиля…

– Мы просто вклинялись в личный разговор, – рассказывает рыбак. – Как оказалось, собеседником девушки оказался 2-ой секретарь дипломатической миссии Союза в Габоне. Итогом этого общения стало обещание секретаря доложить о нашем бедственном положении консулу и как-то поспособствовать облегчению участи команды «Балаклавы».

В итоге был найден необычный выход из ситуации – экипаж и дипломаты решили устроить габонским властям праздник, напоить их до бесчувствия и сбежать.

– Мы поставили в известность капитана Порт-Жантиля месье Тома, губернатора, и всех, кого могли, о нашем желании устроить габонским властям праздник. Убедительно врали им о том, что у нашего хорошего сотрудника день рождения, он отмечает его на чужбине, и очень бы хотелось встретить его ярко, – говорит Авилов.

Выпивку и закуску обеспечили работники Посольства. Месье Тома перед банкетом говорил, что если кто-то заметит передвижение судна к выходу из бухты, то береговая охрана откроет огонь на поражение. Спустя 5 часов гуляний, никто уже не мог стоять на ногах – советские моряки отправили гостей на берег.

А еще спустя час, без огней, траулер «Балаклава», вышел из бухты и на полной скорости благополучно добрался до границ нейтральных вод. В марте 1977 года затянувшийся рейс, наконец, закончился, и команда оказалась дома.

Когда экипаж вернулся в Севастополь, капитану и парторгу на страницах личных дел выписали мягкое наказание. Несмотря на эту историю, последовавшие за ней партийные разборки и запрет на 6 месяцев выходить в рейс, загранпаспортов и должности рыбаков не лишили. Более того, Авилову и капитану – Ковалишину Владимиру Петровичу – была объявлена благодарность от девятого Главного Управления Комитета Государственной безопасности при Совете Министров СССР.

По материалам sevastopol.kp.ru

↑ 

Наверх