09.06.2020

Закону Джонса – 100 лет

5 июня Международная федерация транспортников (МФТ) и тысячи моряков отпраздновали столетие Закона Джонса – американской нормы, согласно которой груз может быть доставлен из одного порта США в другой только на борту судна, построенного в Америке, идущего под американским флагом, принадлежащего американскому судовладельцу и с американцами в экипаже. Преувеличить его роль для морских специалистов США трудно – именно благодаря ему местные верфи и экипажи, работающие на внутренних торговых путях США, обеспечены безопасной и хорошо оплачиваемой работой. Однако он также оказал влияние на морскую отрасль по всему миру.

– Закон Джонса – это важная основа не только судоходства Соединенных Штатов, но и национальной и экономической безопасности страны, – рассказал президент Международного союза моряков (SIU) Майкл Сакко. – Это источник работы с достойной зарплатой для огромного числа сотрудников на борту и на берегу.

Защиту и преимущества, которые Закон Джонса дает экипажам внутреннего плавания в США, высоко оценили аффилированные МФТ морские профсоюзы по всему миру. Акт стал своеобразным стандартом, к которому стремятся моряки и их представители в разных странах, поскольку он защищает права и возможности членов экипажей работать в сфере национальных грузоперевозок  с более высокой зарплатой и хорошими условиями труда. Кроме того, устанавливая такие высокие стандарты, Закон Джонса также помогает поднять зарплаты и улучшить условия занятости в международных перевозках.

На протяжении существования Закона было предпринято несколько попыток его уничтожить в иностранных интересах. Однако профсоюзы США, моряки, их объединения, социальные партнеры и МФТ решительно защищали его от всех нападок.

Председатель целевой группы МФТ по каботажу и президент SIU в Канаде Джеймс Гивен сказал: «МФТ поздравляет американских моряков и их профсоюзы со столетней годовщиной Закона Джонса. Мы и дальше будем полностью поддерживать  наших сестер и братьев в деле его защиты от зарубежных компаний, которые хотят использовать суда под иностранными флагами, что поставит под угрозу уровень зарплат и условия труда, которых удалось добиться в длительной борьбе. Исследование Seafarers’ Rights International, проведенное в 2018 году, показало, что более 90 стран имеют законы, так или иначе ограничивающие права иностранных государств во внутренних водах для защиты национального судоходства. Однако закон Джонса все еще является «флагманом» каботажного права, и профсоюзы моряков во всем мире добиваются, чтобы интересы членов экипажей в своей стране, работающих на внутренних путях, не были подорваны судами под удобным флагом. Давайте продолжим поднимать эту планку для моряков и судоходной отрасли».

Отметим, что Российский профсоюз моряков (РПСМ) давно говорит о том, что в России нет достаточно сильных законов, защищающих права наших моряков и дающих им первостепенное право на работу. Кроме того, существующие законы, ограничивающие участие теплоходов под иностранным флагом в каботаже, подвергаются изменениям. Например, в марте прошлого года вышло распоряжение правительства, которое позволило 28 судам под иностранными флагами перевозить сжиженный газ и газовый конденсат по СМП до 30 декабря 2043 года. А в марте этого года в 4 статью КТМ решили внести пункт 5, согласно которому правительство будет наделено полномочиями принимать решения об использовании судов под иностранными флагами при некоторых видах работ, на осуществление которых преимущественное право имеют суда под флагом РФ. В частности, среди них – каботаж, ледокольная проводка, поисковые и спасательные операции, подъем затонувшего в море имущества, гидротехнические, подводно-технические работы, а также морские ресурсные исследования, разведка, разработка. К сожалению, при этом не учитываются интересы и проблемы с занятостью российских моряков на национальном морском рынке труда. На суда под иностранным флагом, вполне вероятно, станут нанимать более дешевых зарубежных работников, и все больше членов экипажей будут вынуждены искать возможности трудоустроиться за рубежом.

По материалам МФТ

↑ 

Наверх