05.06.2020

Как карельских моряков с т/х «WL MUROM» вызволяли из петербургского обсерватора

Жесткие карантинные меры, введенные из-за пандемии коронавируса, многих застали вдали от дома. Возвращение на родину для огромного числа моряков превратилось в преодоление самых неожиданных препятствий – в том числе для членов экипажа судна «WL MUROM» (ИМО 9674385, флаг Мальты). Вернувшись из почти полугодового рейса, они оказались в обсервации под Санкт-Петербургом и на себе испытали, как на практике работают обещания правительства Карелии организовать доставку жителей республики из обсерваций Москвы и Санкт-Петербурга. 

Теплоход «WL MUROM» прибыл в петербургский порт 20 мая. Среди девяти моряков трое были из Петрозаводска. Дома они не появлялись почти полгода – экипаж ушел в рейс еще в декабре.

– Рейс проходил нормально, у нас не было никаких задержек из-за коронавируса, – рассказал Алексей, один из членов экипажа. – Последним портом захода был бельгийский Антверпен, после судно пришло в Петербург. К нам поднялась сотрудница Роспотребнадзора, у всех измерили температуру, исследований на коронавирус не делали. После нам в лоб сказали, что все мы должны ехать в обсерватор, хотя до этого были разъяснения, что экипажи возвращающихся судов проходят изоляцию по месту жительства, и мы были в полной уверенности, что самоизолируемся дома. Среди нас были двое петербуржцев – их отпустили домой. Остальных отправили в обсерватор.

По его словам, вместо этого можно было снять квартиру в Санкт-Петербурге и там провести две недели. Однако в таком случае нужно было оплачивать расходы на аренду квартиры и питание, поэтому морякам пришлось согласиться на обсерватор в пригороде Петербурга.

Условия жизни в нем, к счастью для членов экипажа, оказались неплохими:

– В интернете я посмотрел, какими бывают условия в других регионах. Например, в спортзале стоят раскладушки – и это названо обсерватором. По сравнению с этим у нас был почти пятизвездочный отель: кормили хорошо, был вай-фай, телевизор, балконы. Девушка-саксофонистка тоже сюда попала, каждый вечер концерты устраивала. Людей здесь с каждым днем становится все больше, так как постоянно прибывают самолеты с россиянами из Лондона, Майами, Гоа, Бали.

Во время пребывания в обсерваторе моряки были уверены, что после окончания карантина власти Карелии организуют им безопасный проезд домой. В противном случае, если бы они воспользовались поездом или другим транспортом, то пришлось бы вновь на две недели самоизолироваться дома.

Уверенности в том, что их не бросят, добавляло распоряжение главы Республики Карелия Артура Парфенчикова от 19 мая 2020 года, в котором было дано прямое поручение Минтрансу РК и Минздраву РК организовать доставку прибывающих из-за границы жителей республики в Карелию с соблюдением требований Роспотребнадзора. 20 мая на официальном сайте местного правительства появилось разъяснение, где сообщалось, что после прохождения обсервации из Москвы и Санкт-Петербурга граждан будут вывозить на специальных автобусах.   

Мать Алексея Ирина Николаевна заранее обеспокоилась тем, чтобы организовать проезд сына домой. Она обращалась в карельский Минтранс, Минздрав, администрацию Главы РК с просьбой предоставить морякам автобус до Петрозаводска. Ирина Николаевна призналась, что после этого перестала верить тому, о чем пишут СМИ, так как лично столкнулась с жесткой реальностью:

– То, что расписано на официальном сайте правительства Карелии, не соответствует действительности. Я написала Парфенчикову, а оттуда мое обращение переслали в Минтранс. Знаете, какой ответ я получила? Мне сообщили, что доставляют домой только из аэропорта, а из обсерватора люди должны добираться самостоятельно. Но ведь моряков никто ни о чем не спрашивал. Их посадили в машину и с мигалками, как преступников, доставили в обсерватор. Можно подумать, они бы убежали.

Особенно в официальном ответе, который подписал заместитель министра по дорожному хозяйству, транспорту и связи Виталий Спиридонов, ее поразила фраза о том, что решение об организации доставки жителей Республики Карелия из мест обсервации, находящихся на территории других регионов, принимается по каждому случаю индивидуально.

Даже тогда Ирина Николаевна не сдалась и продолжила настойчиво добиваться этого «индивидуального решения»:

– Я стала названивать в Минздрав, администрацию Главы РК, Минтранс. В Минздраве ко мне отнеслись хорошо, помощник Охлопкова (министра здравоохранения РК) постоянно мне звонил, но, видимо, они не располагают транспортом. Я, когда звонила, ссылалась на постановление губернатора. А мне отвечали – мол, вы не так поняли. В Роспотребнадзоре при этом подтвердили, что обязательно из обсерватора «чистеньких» должны доставить в Карелию.

Благодаря упорству Ирине Николаевне все же удалось пробить «бюрократический заслон». 3 июня у Алексея и его коллег заканчивалось время изоляции. В администрации Главы РК к этому времени пообещали предоставить автобус для доставки людей в Петрозаводск.

Накануне «освобождения» Алексей получил подтверждение, что их обязательно увезут, но все равно волновался. По его словам, в том же обсерваторе находился петрозаводчанин, с которым он постоянно переписывался в чате:

– В конце мая он выписался. За неделю до этого ему позвонили и сообщили, что в 10 утра его будет ждать автобус. Тот действительно приехал – отвез его до Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге. Дальше ему пришлось добираться до Петрозаводска поездом, где он подписал бумагу, что еще на 14 дней останется дома в самоизоляции.   

К счастью, 3 июня в обсерватор правда прибыл комфортабельный автобус. Всего в нем оказалось восемь пассажиров, которых доставили в Петрозаводск. Правда, для того чтобы государственная машина заработала в соответствии с распоряжением губернатора, матери моряка пришлось неделю осаждать органы власти.

– Мало того, что на территории нашей страны не действует единый порядок смены экипажей, в связи с чем в некоторых регионах моряков держат на судах, неправомерно и необоснованно используя их в качестве обсерваторов вопреки праву членов экипажей на охрану их жизни и здоровья, а также на отдых, или в лучшем случае направляют в береговые обсерваторы, – отмечают в Российском профсоюзе моряков (РПСМ). – Члены экипажей из других регионов  в связи с этим еще и дважды должны проводить 14 дней в самоизоляции – все это после многомесячного рейса. Конечно, это ненормальная и нелогичная ситуация, и легко представить, что будь у моряков и членов их семей чуть меньше настойчивости и знаний, все закончилось бы совсем иначе – даже несмотря на распоряжения властей.

По материалам сайта «Петрозаводск говорит»

↑ 

Наверх