03.06.2020

Профсоюз – единственный эффективный способ защитить свои права

Несколько дней назад появилась информация о пропавшем третьем помощнике капитана судна «Gravity» (ИМО 9626986, флаг Либерии). Сперва все решили, что это суицид, а позже – что, возможно, он исчез после конфликта на национальной почве, который произошел на борту. 

– Ситуации, когда моряки пропадают с судна – нередки, – говорит правовой эксперт Калининградской региональной организации Российского профсоюза моряков Петр Дзендзелюк (на фото). – Часто причина остается неизвестной вплоть до выплаты компенсации, так как это – самые плохо расследуемые случаи. Все потому, что по закону судно является территорией государства, под флагом которого оно ходит. То есть когда происходит ситуация, которая требует юридического анализа происшествия, например, дознания или следствия, то получается, что имеющие на это прямые полномочия органы власти не имеют возможности исполнить свои обязанности. 

Так, в случае совершения преступления на борту, капитан должен связаться с правоохранительными органами государства флага, получить четкие инструкции по сбору материала, необходимые для определения состава уголовного дела, такие, например, как сбор улик и объяснения экипажа, фиксация фактов и т. д. Но капитан – не следователь, а уголовный процесс – дело непростое. Так что со стопроцентной долей вероятности такое дело до суда не дойдет и развалится по самым примитивным обстоятельствам – из-за отсутствия состава или процессуальных нарушений в ходе расследования.

– Тогда в работу вступают полицейские близлежащего порта захода, но тут рассчитывать на рвение раскрыть дело не стоит, – поясняет П. Дзендзелюк. – Для них это – рутинная ситуация, которой они будут заниматься «для галочки», ведь преступление произошло не на подведомственной территории, а, значит, в план по раскрываемости не попадет. Опять же здесь столько подводных камней, что проще отработать формально. Исключение составляют дела, связанные с транспортировкой наркотиков.

Представим, что гражданин страны «А» нанес тяжкий вред здоровью другому моряку, гражданину страны «Б», и уголовное дело будет открыто, то встает вопрос – как моряку из страны «Б» взыскивать деньги за ущерб с человека из страны «А»? Понесет ли виновный наказание – большой вопрос. 

– В нашей практике был случай, когда на борту траулера под флагом Белиза матрос, гражданин Испании, ударил старпома, гражданина РФ, молотком по голове. Дело было в Антарктиде, – рассказывает правовой эксперт КРО РПСМ. – После рейса следствие велось в России и привлечь к ответственности, уехавшего к себе иностранца, не удалось. Судовладельца из оффшора тоже, а человек остался инвалидом.

Когда речь идет об исчезновениях моряков, то здесь сценарий обычно разворачивается иначе. 

– На судно приезжает страховой комиссар, берет с членов экипажа объяснения и составляет отчет таким образом, что из него будет ясно только то, что это – суицид, а не несчастный случай, – объясняет Петр Дзендзелюк. – Такой отчет непременно попадет в страховую компанию, а та до последнего будет утверждать, что моряк сам пошел на этот шаг, то ли потому, что психически был не здоров, то ли ради солидной денежной выплаты в пользу своей семьи.

За последние годы признание пропавших без вести моряков «самоубийцами» страховые компании поставили на четкий поток. При этом факт суицида устанавливается без  доказательств: когда нет никаких подтверждений, что это именно суицид, а не несчастный случай. Причина примитивна – быстро, просто и отлично экономит деньги страховщиков.

Здесь решающую роль в вопросе о выплате компенсации родственникам будет играть именно национальный профсоюз, членская организация Международной федерации транспортников. Стоит отметить, что типовой текст проформы коллективных договоров МФТ тоже имеет уточнение по части выплат за потерю жизни: страховая компания заплатит за все, кроме суицида. Лишь в тексте Модельного соглашения для норвежских судовладельцев таких уточнений нет. 

– В любом случае крайне важно, чтобы судно работало под коллективным договором МФТ, подписанным компанией и национальным профсоюзом. Так профсоюз сможет оказать давление на судовладельца и страховую компанию. Для всех остальных это будет, как в ситуации с полицейским в порту захода – закрыть дело и поставить галочку,  – говорит Петр Дзендзелюк. – К тому же, если есть коллективный договор, то даже в случаях, когда моряк ушел из жизни умышленно, его семья получит помощь, благодаря профсоюзу. Такие примеры есть. На сегодняшний день профсоюз – это, пожалуй, единственный эффективный способ защитить свои права и обезопасить себя от львиной доли проблем и неприятностей, с которыми может столкнуться абсолютно каждый. 

По материалам КРО РПСМ

↑ 

Наверх