РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Отраслевой центр «Маринет» и информационный портал PortNews провели видеоконференцию о
перспективах развития автономного судоходства. Высказаться пригласили экспертов
морской отрасли, отвечающих за правовое и техническое обеспечение. В числе
главных докладчиков были гендиректор «Маринет» Александр Пинский и координатор
группы по нормативному регулированию Виталий Клюев.
В настоящее время отраслевой центр осуществляет
экспериментальный проект БЭС-КФ по внедрению искусственного интеллекта на
нескольких торговых судах – танкере СКФ «Михаил Ульянов» и сухогрузе «Pola Anfisa»
(компании «Pola Rise»), а также теплоходах Росморпорта. Параллельно рабочая
группа, заручившись поддержкой Минпромторга, лоббирует законодательные
изменения, чтобы в российском правовом поле появилось само понятие «автономное
судоходство» для устранения правовых коллизий в существующих законодательных
актах, включая Кодекс торгового мореплавания: в частности, трансформации
понятий «экипаж», «ответственность капитана» и «роль судовладельца».
Как сообщили докладчики, до конца текущего года ожидается
окончание подготовительных работ, и с 2021 года автоматизация торговых судов
должна стать доступной для всех компаний. Таким образом, по замыслу авторов
проекта, судовладельцы смогут сэкономить более 30% своих финансовых ресурсов,
ведь самая обширная статья трат – это как раз расходы на зарплату экипажу и
репатриацию.
– Думаю, что на век тех, кто сегодня отучился в морских
учебных заведениях, обычных судов хватит, – прокомментировал развитие проекта
БЭС-КФ Виталий Клюев. – Но прогресс не стоит на месте, мы должны это понимать.
С введением автоматизации повысятся роли берегового персонала, сюда будут
активно привлекать морских офицеров. Не стоит также забывать и о нехватке
старшего комсостава – по данным IMO, дефицит на судах сегодня составляет
примерно 15-20%. Автоматизация решит эту проблему.
Однако у практиков, погруженных в отрасль, этот прогресс
вызывает больше вопросов, чем ответов. И самый главный из них – в любой
автоматике когда-то может произойти сбой. «Будет создан аналог «морского спецназа»,
который при возникновении спорных и опасных ситуаций на безэкипажном судне
высадится и устранит неполадки, – ответил Александр Пинский. – Автономизация
является естественной эволюцией судоходства, при этом моряки никуда не денутся
– капитаны и механики будут востребованы в центрах на берегу. Профессия просто
трансформируется, станет более квалифицированной и безопасной».
А вот что думают об автоматизации курсанты 4 курса
судоводительского факультета ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова: «Экипажи все равно будут
нужны на судах: механизмы ведь не вечные, их должен кто-то обслуживать, за ними
следить. А если нужны будут инженеры, чтобы контролировать работу механизмов,
то понадобится и повар, чтобы их кормить. Да, процесс автоматизации уже идет
полным ходом, но это абсолютно точно не заменит полностью моряков на судах».
По материалам ЮТО РПСМ
Наверх