21.05.2020

Психологическая деморализация как следствие форс-мажора, в который попали моряки, судовладельцы и весь мир

Пересиживание на борту деморализует моряков, то есть разрушает дисциплину и дезорганизует экипаж. В обычной ситуации нормальный оператор таких вещей просто не допустит, но сейчас все иначе.

Самолеты на земле: чтобы отправить чартер из Мурманска куда-нибудь в Мавританию – здесь с марта бессменно работают около тридцати океанических траулеров с калининградцами и мурманчанами на борту – потребуется почти месяц собирать и предоставлять бумажки. Сначала от губернатора региона, где проживают рыбаки. Например, на организацию последнего чартера из Нуадибу (Мавритания) в Россию пришлось пять раз обращаться в так называемый «оперативный штаб», который явно не соответствует своему названию, где также занимаются сбором бумаг и соблюдением какого-то протокола.

Дальше приземлению самолета с мурманскими рыбаками в Нуадибу тоже предшествует предоставление бумаг, справок и получение разрешения. В них оговаривается: багаж разгружайте сами в масках и перчатках, далее небольшими группами следуйте транзитом до крайнего причала и оттуда на прокаженном буксире отправляйтесь на рейд к своему судну.

В Мавритании траулеры заняты тяжелым трудом – нет времени на праздные мысли, как, например, на ошалевших от неопределенности и выведенных из эксплуатации круизниках. Здесь народ по два месяца «любуется» береговыми красотами без права схода на берег, а потом прыгает за борт – причем в Роттердаме, где Европа – часть цивилизации, где и трансфер, и размещение имеются. Потому как если превышена квота по количеству прилетающих в сутки, самолет не пускают, сиди на борту – лови следующий.

А если рифер крейсирует в районе Южной Америки, где аэропорты вообще закрыты. Отправление лишь при наличии специального чартера, для которого десять членов экипажа на пустом борту означают неподъемный тариф для судовладельца. Пока он  кооперируется и координируется с другими, моряки дружно отказываются работать. Кстати, на балкере, который оказался в Юго-Восточной Азии, а здесь на берег не пускают ни больных, ни умерших, подобный индивидуальный «круиз» устроил себе простой моряк: если нет порта, где осмотрит врач (в Юго-Восточной Азии такой порт надо поискать), то он сам себе предписал освобождение от работ.

Такие случаи стали происходить в условиях, когда продолжительность рейса превысила нормативную на два с половиной месяца по максимуму. Это далеко не филиппинские «двенадцать месяцев» – максимальная продолжительность рейса по условию МОТ. Это и есть психологическая деморализация, как следствие форс-мажора, в который попали моряки, судовладельцы и весь мир.

Способы выхода из этого тупика? Да, разработан пакет документов, битком набитый «дорожными картами». Здесь рекомендации международных профсоюзов, судовладельцев и сверху красуется одобрительный штамп Международной морской организации – все это называется «Рекомендации по приданию профессии моряка международного статуса «ключевой персоны».

Проблема лишь в том, что для реализации такого проекта требуется, как минимум, соответствующая международная конвенция, что явно не станет делом скорым и главное – солидарным.

В случае с пандемией ведь ясно видно, как выламываются из прежних сообществ и юрисдикций целые страны, объясняя свои действия повышенной заботой о собственных гражданах. Например, Польша без всякого давления ЕС взяла и перекрыла транзит по своей территории – и ничего. Султан Мавритании, у которого грузчиками в аэропорту бесплатно работают русские рыбаки, – его какая конвенция проймет?

На этом фоне светлым оазисом является беспечная Беларусь, реально ставшая окном транзита для плавсостава России и Украины. Бумаг здесь – по минимуму, все жужжит и летает, никого не хватают, и таксисты развозят народ от Москвы до Ростова.

Вадим Мамонтов, председатель Калининградской региональной организации РПСМ,

инспектор Международной федерации транспортников 


↑ 

Наверх