20.05.2020

Героизм экипажа «Старого Большевика» вызвал восхищение у союзников и бешеную ярость у фашистов

78 лет назад, 20 мая 1942 года,  из Рейкъявика в Мурманск вышел конвой «PQ-16», имевший в своем составе 35 транспорта, в том числе 5 советских. Среди них – теплоход «Старый Большевик», который в трюме вез взрывчатку, а на палубе – самолеты. 

Крепкий и мощный

В 1933 году со стапелей Северной верфи в Ленинграде сошел крупнотоннажный лесовоз «Старый Большевик». Головной теплоход оказался настолько хорош, что затем построили серию из 15 аналогичных судов.

– Они отличались палубой повышенной прочности, поскольку по проекту до трети лесного груза размещалось именно на ней, – рассказывает Игорь Ивановский, директор музея истории судостроительного завода «Северная верфь». – Их основным районом плавания стали северные моря, поэтому они получили усиленный корпус и ледовые подкрепления. Именно усиленная конструкция впоследствии сыграла важную роль в борьбе за живучесть героического судна.

С началом Великой Отечественной войны «Старого Большевика» включили в состав арктических конвоев. Чтобы обеспечить защиту судна от атак вражеской авиации, на нем смонтировали два зенитных орудия и несколько зенитных пулеметов. 

Арктические конвои из Великобритании и США направлялись в северные порты СССР – Архангельск и Мурманск. На их долю пришлось около четверти всех перевезенных по ленд-лизу грузов. Хоть это и был наиболее быстрый способ доставки необходимых фронту и военной промышленности ресурсов и техники, он же был и самым опасным.

Внимание! Воздух

В конце марта 1942 года «Старый Большевик» прибыл в Нью-Йорк, где принял на борт свыше 4 тысяч тонн боеприпасов и полтора десятка самолетов. В начале мая судно вышло в открытое море и взяло курс на Рейкьявик, где в то время формировалось большинство полярных конвоев.

20 мая 1942 года конвой PQ-16 в составе 35 грузовых судов и 17 эскортных кораблей взял курс на Мурманск. Первые дни прошли спокойно, но уже 25 мая близ острова Ян-Майен конвой подвергся атаке сразу двух десятков бомбардировщиков и торпедоносцев противника. Нападение удалось отразить, но дальше атаки следовали одна за одной.

Побег от торпед

Самым тяжелым днем для PQ-16 стало 27 мая, когда благодаря опыту капитана с двадцатилетним стажем Ивана Афанасьева и рулевого – бывшего военного моряка-балтийца Бориса Аказенка «Старый Большевик» ловкими маневрами судну трижды удалось увернуться от торпед.

Однако один из 47 авианалетов на теплоход увенчался успехом гитлеровцев.

– Советское судно одновременно атаковали девять вражеских самолетов. Одному из них удалось сбросить свой страшный груз в полубак «Старого Большевика», прямо за надстройкой. Взрывом убило расчет переднего зенитного орудия, а саму пушку разбило, – продолжает рассказ директор музея. – Взрывной волной задело и капитанский мостик, контузило Ивана Афанасьева. В трюме, где располагался груз боеприпасов, начался пожар, в любой момент мог произойти взрыв страшной силы.

По словам Игоря Ивановского, в этой непростой ситуации Борис Аказенок и первый помощник капитана Константин Петровский выстроили человеческий конвейер, по которому снаряды вручную переправили из горящего отсека в более безопасное место. Моряки бесстрашно выполняли свой долг перед Родиной, так как понимали, насколько важен их груз для сражающейся страны.

Задание выполнено

Заметив, что на «Старом Большевике» разгорается пожар, и хорошо представляя себе характер груза, командование конвоем PQ-16 направило к терпящему бедствие судну английский эсминец, который должен был эвакуировать моряков и затопить поврежденный теплоход.

На это экипаж ответил одной фразой: «Мы не собираемся хоронить судно». Тогда конвой, отбиваясь от продолжающихся атак немецких самолетов, пошел дальше по маршрут.

Горящий теплоход остался один. Больше 8 часов его экипаж боролся с огнем и победил. С временными заплатками из подручного материала, налепленными на пробоины, «Старый Большевик» уже на следующие сутки нагнал конвой.

– Увидев, как израненный, с пробоиной в борту, фактически снесенной трубой и обгоревшей палубой лесовоз подходит к ордеру и занимает свое место в нем, командир конвоя приказал поднять на леерах флагманского корабля охранения сигнал «Сделано хорошо». На сдержанном языке морских сигналов это означает восхищение действиями советского экипажа, которому была адресована эта фраза, – поясняет Игорь Ивановский.

В вечерних сумерках 30 мая изуродованный, но непобежденный «Старый Большевик» вошел в Кольский залив, где его встретил артиллерийский салют стоявших на рейде кораблей.

Героизм экипажа «Старого Большевика» вызвал искреннее восхищение у союзников и бешеную ярость у фашистов. Этот рейд считается одним из самых успешных среди всех арктических конвоев.

Послесловие

В СССР высоко оценили подвиг моряков. Капитан лесовоза Иван Афанасьев, помполит Константин Петровский и рулевой Борис Аказенок были удостоены звания Героя Советского Союза, орденами и медалями наградили и всех остальных членов экипажа – как живых, так и погибших. Сам «Старый Большевик» получил орден Ленина, изображение которого с тех пор украшало флаг судна.

– Героический подвиг наших моряков – это пример мужества и несгибаемой воли: под угрозой смерти они доставили в порт груз, в котором так нуждалась страна. Такие события важно помнить, ведь это еще одна возможность почтить подвиг советских людей: они, не жалея себя сражались с врагом, и отвоевали для нас право на мирную жизнь, – отмечают в Российском профсоюзе моряков.

По материалам spbdnevnik.ru, mintrans.ru, Википедии

↑ 

Наверх