РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
На дне Черного моря в апреле этого года был обнаружен теплоход «Армения», потопленный немецкой авиацией 79 лет назад – 7 ноября 1941 года. На борту судна находились раненые бойцы и эвакуированные гражданские – по разным данным, от пяти до семи тысяч человек, из которых выжили единицы. Гибель «Армении» считается одной из крупнейших морских катастроф в истории человечества: на «Титанике», к примеру, погибло втрое меньше людей. Потопленный теплоход безуспешно искали несколько десятилетий, и только теперь ученые смогли раскрыть некоторые тайны гибели «Армении».
Морской рысак
В середине 20-х годов прошлого столетия в Советском Союзе
началось активное развитие судостроительной отрасли. Первый теплоход
гражданского назначения, который создали на Балтийском заводе Ленинграда в 1927
году, получил название «Аджария». Немногим позже появилось пять его аналогов,
прозванных среди моряков за быстроходность «рысаками».
Среди них был двухтрубный теплоход «Армения» – судно длиной
107,7 метра, шириной в 15,5 метров, способный развивать скорость в 14,5 узла,
на борту которого могли разместиться 950 пассажиров и 96 членов экипажа. На
теплоходе можно было дополнительно перевозить около тысячи тонн груза, так что
судно, согласно запросам времени, было универсальным грузопассажирским.
Спущенная на воду в 1928 году, «Армения» выполняла преимущественно пассажирские
перевозки по маршруту Одесса – Батуми.
С началом Великой Отечественной войны правительство СССР
приняло решение переоборудовать судно в плавучий госпиталь, что вскоре и
сделали специалисты Одесского судоремонтного завода. На «Армении», оказавшейся
в итоге самым крупным из переоборудованных теплоходов, убрали перегородки,
ресторан переделали под операционную и перевязочные на 11 столов.
С учетом того, что, пренебрегая Женевской конвенцией, в июле
1941 года фашисты разбомбили несколько советских санитарных судов, на «Армении»
разместили зенитки 21-К и четыре пулемета. В архивных документах сохранились
упоминания об установке пушек на борту теплохода.
Информация об этом содержится в деле № 1431 Российского
государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ): «На шлюпочной палубе в
районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на
расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе
нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости.
Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3.
Артпогреба запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на
180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и
канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача
снарядов предусмотрена вручную».
На борта и верхнюю палубу теплохода были нанесены красные
кресты, на судне был поднят флаг Международного Красного Креста, но само судно
перекрасить в отличительный для санитарного транспорта белый цвет в спешке не
успели. Медперсонал судна состоял из 113 человек – девяти врачей, 29 медсестер
и 75 санитаров. Из-за такого переоснащения вместимость «Армении» упала вдвое –
теперь теплоход был рассчитан лишь на 400 человек.
Впрочем, эти нормы соблюдались не всегда: в первые дни судну
пришлось в авральном режиме перевозить не только раненых бойцов, но и
гражданских, эвакуируемых из осажденной Одессы. За 15 рейсов удалось вывезти
больше 15 тысяч человек.
Остановка по требованию
После Одессы в плане эвакуации раненых и беженцев стоял
Севастополь, к которому упорно продвигалась 11-я армия вермахта под
командованием генерала Эриха фон Манштейна. В конце сентября немцы захватили
Перекопский перешеек, и вероятность того, что главная черноморская база
советского флота сдержит натиск, была невелика. В середине осени «Армения»
начала курсировать между Севастополем и Туапсе.
4 ноября 1941 года, когда Севастополь оказался в осаде,
теплоход вышел из порта Туапсе и вскоре прибыл в пункт назначения.
На этот раз вместе с ранеными лайнер принял на борт около
трехсот человек из числа медперсонала городских госпиталей, санатория – такую
директиву получил капитан «Армении» Владимир Плаушевский. Помимо них было
решено вывезти из Севастополя сотрудников театра имени Луначарского, часть
партийного руководства и персонал лагеря «Артек».
Вечером 6 ноября «Армения» была готова к отбытию. Из порта
лайнер вышел, как и требовали правила, в ночь – такое перемещение было наиболее
безопасным, так как немецкие самолеты не были оснащены прицелами для
бомбометания в темное время суток.
Однако по пути в Туапсе у «Армении» были запланированы и
другие остановки: по некоторым данным, теплоход на какое-то время встал на
рейде порта Балаклава. Там с подошедших к судну катеров НКВД на борт подняли
несколько ящиков с неизвестным содержимым, которые впоследствии сопровождали
чекисты.
По одной из версий, тайным грузом были ценности из крымских
музеев и архивные документы, по другой – экспонаты передвижной выставки в
Алупке: картины кисти Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана
Крамского из коллекции Государственного Русского музея.
Все же факт остановки «Армении» около Балаклавы у многих
исследователей вызывает сомнения. Как считает ялтинский историк Алексей
Спасенков, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода, его
гипотетическая встреча с катерами состоялась бы в открытом море – при сильном
ветре, волнах и в абсолютной темноте.
При этом катера, на которых якобы передвигались сотрудники
НКВД, скорее всего, были «морскими охотниками»: Балаклава в то время была одним
из мест их базирования. Это были деревянные суда длиной до 26 метров, узкие и
очень валкие на волне. Как отмечает Спасенков, попытка «морских охотников»
подойти к громадной «Армении» была бы настоящим безрассудством и преступной
безответственностью, учитывая «особо ценный груз».
– Они [чекисты] не могли не только передать груз, но и
просто подойти к теплоходу, – считает Спасенков. – Кто имеет опыт бункеровки в
открытом море, тот поймет, о чем идет речь. Лодки сотрудников НКВД разнесло бы
в щепки. Ни в одном из изученных мною архивных дел, а их около 280, Балаклава
не упоминается как перевалочное место [«Армении»].
При этом то, что «Армения» останавливалась еще и в Ялте, где
ожидали эвакуации тысячи беженцев, является неопровержимым фактом.
Позже решение отправить ценный теплоход в Ялту подвергалось
критике – в районе Севастополя базировались вспомогательные суда, которые
вполне могли вывезти жителей. Но выбор пал почему-то на и без того
перегруженную «Армению». Капитану также было приказано вывезти из города
раненых, сотрудников НКВД и партактив.
«Бойцы НКВД пропускали только женщин и детей»
После того, как всех пассажиров из особого списка доставили
на теплоход, в Ялте началась паника. Стремясь попасть на «Армению», люди
буквально штурмовали ее, а некоторые даже рискнули взобраться на палубу по
швартовым концам. Чтобы освободить больше места, пассажиры бросали в море
сумки, чемоданы и вставали вплотную друг к другу.
Хотя некоторые ялтинцы заранее получили эвакуационные
предписания, пробраться на теплоход многим из них так и не удалось: опасаясь,
что в давке могут погибнуть люди, экипаж «Армении» не стал проверять документы.
Житель Ялты и очевидец посадки пассажиров на «Армению» Е.С.
Никулин так вспоминал об этом: «Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух
часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали
только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины».
Посадка пассажиров продолжалась до утра, и когда лайнер был
готов к отбытию, на борту, по разным данным, насчитывалось от пяти до семи
тысяч человек. Встал вопрос, что делать дальше. По одной из версий, адмирал
Филипп Октябрьский отдал приказ – дождаться семи вечера. На деле же никакого
приказа не существовало, а судно было вынуждено отчалить из-за обстрела,
который начали подошедшие к порту немецкие части.
– Наши части в это время отходили, а противник обстреливал
Ялту с гор из пулеметов, – сообщает историк Алексей Спасенков. – Шоферы,
которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не
погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время [«Арменией»] получено
было приказание оперативного дежурного Черноморского флота выходить из Ялты.
В любом случае дожидаться вечера теплоходу не было смысла:
порт Ялты имел слабую систему противовоздушной обороны, поэтому и там
существовала высокая вероятность атаки немецких бомбардировщиков.
В восемь часов утра «Армения» выдвинулась в сторону Туапсе.
Сопровождали теплоход два истребителя И-153 «Чайка» и два сторожевых катера СКА
№051 и №0122. По другим данным, в конвое «Армении» был лишь один катер СКА
№051.
Из-за такого сопровождения и собственной вооруженности
«Армении» на Нюрнбергском процессе нацисты в итоге не понесли ответственности
за уничтожение теплохода: согласно нормам международного права, санитарное
судно не может иметь на борту вооружение и передвигаться в сопровождении боевых
кораблей и самолетов. К тому же, согласно архивным данным, в один из первых
рейдов конвой теплохода был атакован немецкой авиацией и «Армении» пришлось
открыть ответный огонь.
Теплоход был атакован в 11 часов 25 минут, когда находился
неподалеку от поселка Гурзуф в районе Медведь-горы. По одной из самых
распространенных версий, «Армению» уничтожил немецкий торпедоносец Heinkel He-111
из 1-й эскадрильи авиагруппы I/KG28.
Зайдя со стороны берега, He-111 якобы сбросил две торпеды.
Цели достигла одна из них: торпеда попала в носовую часть теплохода. Косвенно
эту версию подтверждает рассказ катерника малого охотника «МО-04»: «7 ноября,
около 10 часов утра, в районе мыса Сарыч над нами пролетел немецкий разведчик,
а через непродолжительное время над водой на бреющем полете, едва не касаясь
гребней волн (погода была штормовой, и нас болтало основательно), в наш район
вышли два вражеских торпедоносца. Один из них начал делать разворот для
торпедной атаки, второй пошел в сторону Ялты. Открыть огонь мы не могли, так
как крен катера достигал 45 градусов. Торпедоносец сбросил две торпеды, но
промазал, и они взорвались в прибрежных камнях мыса Айя. Нас поразила сила
взрыва – не видели мы до этого более мощного, – и почти все разом сказали, что
если второй торпедоносец достанет «Армению», то ей несдобровать».
«Ушел под воду за четыре минуты»
Однако, по рассказам выживших пассажиров, бомбардировка
велась с воздуха как минимум четырьмя немецкими бомбардировщиками Junkers-87,
прозванными в Красной армии «лаптежниками» – за не убирающиеся в полете шасси,
закрытые характерными обтекателями, похожими на лапти.
– Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией, – рассказывает
жительница Ялты, свидетель гибели теплохода «Армения» Анастасия Попова. –
Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей – все смешалось в
неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня.
Примечательно, что «Армения» была довольно маневренным
судном и теоретически могла уйти от части ударов, но из-за огромного перегруза
оказалась не способна на это. Повреждения оказались настолько существенными,
что теплоход ушел под воду за четыре минуты.
Ко всему прочему, в тот день на Черном море был шторм, а
вода была холодной – поэтому из 5-7 тысяч человек, находившихся на борту
«Армении», в живых остались, по одним данным, восемь человек, по другим – шесть
(даже на «Титанике» жертв было в три-четыре раза меньше – 1496 человек).
Согласно информации из архивной справки о гибели санитарного
судна «Армения», «когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (...).
Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в
районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (...). По правому борту
плавает большая коробка».
Из-за гибели врачей, находившихся на «Армении», Черноморский
флот фактически остался без медицинского обеспечения. Пришлось в срочном
порядке призывать врачей из запаса, в том числе – непризывных возрастов.
«Погрузка на один сантранспорт всего состава нескольких
лечебно-санитарных учреждений стала тяжелой ошибкой», – говорится в итоговом
отчете по боевой деятельности ЧФ в ВОВ 1941-1945 годов.
«Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха»
Долгие годы вся информация, связанная с судном, была
засекречена. В книге «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на
Черном море» 1946 года, которая лишилась грифа секретности лишь в 1989 году,
были указаны приблизительные координаты гибели теплохода и время начала атаки.
Долгое время специалисты не могли найти место, где была
потоплена «Армения», – с 2000 года было исследовано более 300 квадратных
километров дна Черного моря. Поискам мешал его гористый рельеф: очертания судна
могли попросту затеряться между подводных скал.
К поискам лайнера подключали и зарубежных специалистов:
теплоход при помощи современного оборудования пытался отыскать руководитель
Центра по исследованию океана и археологической океанографии Роберт Баллард,
который обнаружил знаменитый «Титаник» и немецкий линкор «Бисмарк».
В 2017 году, в ходе очередного этапа поисков «Армении»
специалисты Минобороны России обнаружили магнитную аномалию на глубине в 1,5
километра. Тот факт, что на дне находится большой объект, вскоре подтвердили и
данные гидролокаторов. В апреле 2020 года при участии специалистов центра
подводных исследований Российского географического общества (РГО) к теплоходу
был спущен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.
Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли
после осмотра корабельного колокола – рынды – с названием теплохода. Кроме
того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса
оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных
исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены
верхняя и центральная часть надстройки судна.
– Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха, –
рассказал он. – И действительно, одна из версий, со слов очевидцев, гласит, что
«Армения» была атакована звеном из четырех самолетов, которые сбросили бомбы в
ее среднюю часть.
Подтвердилась и версия о быстром потоплении судна: на тот
факт, что теплоход погрузился на дно за считанные минуты, указывают
иллюминаторы, буквально вдавленные внутрь. Между тем, несмотря на обнаружение
места гибели теплохода, некоторые тайны «Армении», похоже, так и останутся
нераскрытыми – новых погружений к ней экспедиция проводить не планирует.
– Это не просто исторический объект, а место упокоения семи
тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам интересно — абсолютно
неэтично, – считает Фокин. – Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет
надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций
и искателей сокровищ.
По материалам новостного интернет-издания «Лента.ру»
Наверх