РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
17 января будущие участники экспедиции – проректор по
капитальному строительству и управлению имущественным комплексом ГУМРФ им.
адмирала Макарова Игорь Павлович Диденко, руководитель плавательной практики
курсантов Сергей Николаевич Савельев, доцент кафедры технологии судоремонта
Роман Николаевич Ларин, двое курсантов и вошедший в экипаж в последний момент в
связи с болезнью одного из предполагаемых участников Александр Сельков –
двинулись в путь в аргентинский порт Рио-Гранде. Однако по прибытии их ждал большой
сюрприз – порт здесь действительно когда-то был, но состояние акватории
оказалось абсолютно непригодным для приема яхты: «Выяснилось, что имевшиеся у
нас в распоряжении электронные карты неточны: на них изображен причал, стоянка
для яхт, – рассказал Тимофей. – А на деле там нет ничего, кроме катера местных
военно-морских сил, который стоял в ангаре на берегу, и еще двух, переделанных
в детскую площадку и кафе».
Делать нечего – решили перенести свидание с «Елизаветой» в
порт Ушуая, о котором было заблаговременно известно, что проблем там не
возникнет. Вот только на автобусе путь до него занял три часа, а яхте пришлось
огибать выступающий участок суши, разделяющий города, намного дольше, что в
итоге обернулось для нее большими
неприятностями: на входе в пролив Бигл сильный встречный шквалистый ветер
поломал крепление гика к мачте и привел основную часть парусов в негодность. В
итоге «Елизавета» пробиралась к Ушуае только на штормовом парусе и работающем
на пределе моторе. Из-за непогоды и встречного ветра яхта практически топталась
на месте – скорость достигала всего 1-2 узлов в час, а топливо стремительно
заканчивалось.
– Игорь Павлович смог найти общий язык с представителями
аргентинских военно-морских сил – Армады – в порту Ушуая, и «Елизавете» на помощь
вышел военный корабль поддержки с топливом, – рассказал Даниил. – При этом яхта
была практически в самом начале пролива – им до нее пришлось идти около девяти
часов. Это беспрецедентный случай и очень широкий жест: я о таком читал,
конечно, пару раз в жизни, но, думал, это моряцкие байки.
Несколько дней, проведенные в Ушуае в ожидании прибытия
яхты, не прошли даром: макаровцы посетили музей, посвященный Мальвинской войне
(в остальном мире больше известной как Фолклендская) – крупнейшей в современной
истории страны, сдружились с сотрудниками и подарили им копии рисунков,
выполненных учениками Детской художественной школы им. М. К. Аникушина
Кронштадского района Санкт-Петербурга, которые участники экспедиции везли для
выставки на станцию «Беллинсгаузен». Еще – провели на главной площади города
митинг в честь 200-летия открытия Антарктиды российскими мореплавателями. В
будущем ГУМРФ, возможно, установит на берегу набережной города Ушуая бюсты
Лазарева и Беллинсгаузена: «Наш опрос жителей показал, что большинство не
знает, кто открыл Антарктиду, – рассказал Даниил. – И еще интересный факт: в
картографических магазинах и в музее, который мы посещали, есть карта Аргентины
с уже как бы принадлежащим ей куском шестого континента, и такие же есть в
Чили, причем выделенные участки частично совпадают».
В Ушуае участники экспедиции сдружились с представителями
организации «Русский дом на Краю Света», в которую входят мигранты из СССР и
России: «Они помогали нам в организации наших мероприятий, в переводе с
испанского на русский, потому что английским владеет мало аргентинцев, –
рассказал Даниил. – Сами местные очень гостеприимны, отзывчивы, легки на
подъем. Например, Роксана, директор яхт-клуба, в котором стояла «Елизавета»,
ездила с нами в мастерскую, разговаривала со сварщиком, который ремонтировал
наш инвентарь – тратила свое время на помощь нам абсолютно безвозмездно, и мы
это очень ценили».
Как спится при крене в 45 градусов
Наконец после ремонта «Елизавета» вышла в море. Тимофей, не
раз бывавший на яхтах, оказался не совсем готов ко всему, что его встретит:
«Перед поездкой я только посмотрел несколько фотографий судна. Можно было, в
принципе, найти репортажи, которые снимали на
прошлых этапах экспедиции, только я, разумеется, почему-то этого не
сделал. Особенно непривычным был запах – смесь топлива и ароматов с камбуза,
мне сначала было немного тяжеловато переносить. На яхтах, где я раньше бывал,
двигатели были расположены иначе, и такого смешения не было. Но потом привык.
Теперь у меня запах солярки сразу ассоциируется с яхтой, в том же аэропорту
запах показался очень знакомым».
Первые несколько дней многих новоприбывших укачивало, и
лишний кусок никому в горло не лез, но вскоре все адаптировались.
Были и другие нюансы. «Елизавета» – судно небольшое: 17
метров в длину и 3,5 метра в ширину. На борту – 10 человек. Внутри всего четыре
небольших помещения – две комнаты в корме, где могут спать только двое, каюта
капитана, в которой помещаются трое-четверо, и самый обширный салон с двумя
большими диванами по левому и правому борту. Вот только из-за крена, который
держался практически весь путь и подчас доходил до 45 градусов, лежать на одном
из них становилось практически невозможно. – Всем пришлось потесниться,
спальных мест было меньше, чем нас, – добавил Даниил. – Мне повезло – мы со
старпомом спали поочередно в отдельной каюте. Иллюминатор там расположен ниже
уровня основной палубы, и когда яхта шла с креном, в нем включался «подводный
мир»: я сам как будто был в чистой голубой воде, это очень завораживало,
особенно когда ее подсвечивало солнце. Водной жизни там никакой нет: ни рыб, ни
растений, только глубина.
«Начал сразу ложиться на пол и потом уже раздеваться – так гораздо удобнее»
Крен доставлял и другие неудобства: «Он действительно был
немаленький, но, на самом деле, большее значение имеют не его пиковые значения,
а продолжительность, – добавил Даниил. – Если он длится 2-3 часа – ну и черт бы
с ним, а когда трое суток подряд, ты сам ходишь все это время перекошенный,
воды в стакан не налить, ничего на стол не положить. Приходишь с вахты вниз, а
поверхность полов там полированная и влажность большая, только начинаешь
разуваться, и тут же – шмяк. Я падал каждый день, а потом начал, приходя, сразу
ложиться на пол и потом уже раздеваться – так было гораздо удобнее и менее
травматично».
Все в экипаже, в том числе курсанты, наравне стояли вахты,
убирались, готовили – каждый в меру своих способностей. Решения принимались
коллегиально, после совещания внутри вахты, в каждой из которых – опытный
яхтсмен, и обсуждения с капитаном. Старшие делились опытом, давали советы,
капитан Алексей Логинов рассказывал о метеорологии, которую он изучал в
университете. Курсанты, для которых это путешествие стало морской практикой, вели штурманскую прокладку,
гидрометеорологические наблюдения, Даниил готовил о них отчет в вуз.
– По пути в Антарктиду меня больше всего поразила погода, ее
величие и изменчивость, – рассказал он. – При одних и тех же показателях она
могла оставаться неизменной несколько суток или перемениться за два часа. Ветер
дул, как из форточки, в течение нескольких дней в одну сторону или постоянно
менял направление. Меня впечатлило, что в век прогресса, информационных
достижений, ракет и спутников, мы так беззащитны перед природой, настолько она
сильна.
Летний день в Антарктиде
В целом путь по направлению к континенту, который продлился
чуть более пяти дней, прошел хорошо – ветер был хоть и сильный, но попутный. К
самому материку «Елизавета» приблизилась ранним утром 8 февраля. Антарктида, в
которой на этот месяц приходится лето, встретила путешественников полным штилем
и теплой погодой. На станции «Беллинсгаузен» было около плюс двенадцати
градусов, которых путешественники, запасшиеся дома теплой одеждой, не ожидали –
все же континент издалека представляется вечно холодным и всегда покрытым
толстым слоем льда. Однако остров Кинг-Джордж, на котором расположена станция,
некоторые даже в шутку называют курортом – температура здесь редко опускается
ниже минус десяти даже в холодные месяцы. А это лето вообще выдалось для Антарктиды
аномально жарким: 6 февраля на станции «Эсперанса» был зарегистрирован
температурный рекорд – плюс 18.3 °C.
Тимофею хорошо запомнились краски острова Кинг-Джордж –
непередаваемо красивое серое побережье с домиками, стоящие неподалеку суда,
шапки ледников, виднеющиеся вдали.
Встав пораньше, Даниил попросил у капитана разрешения
сделать на моторной лодке круг по акватории. Соглашаясь на путешествие, он
радовался возможности побывать в проливе Дрейка и не ждал больших впечатлений
от самого шестого континента, но Антарктида ошеломила его сахарно-белыми
пиками, ледяными стенами и тишиной, в которой можно было услышать мельчайшие
звуки.
– По прибытии на станцию мне пришлось отправиться к врачу –
еще в Ушуае начал болеть зуб. Стоматологи предложили удалить нерв или дать с
собой уколы антибиотиков, – рассказал Тимофей. – Я выбрал второе, но, к
сожалению, на борту никто не умел делать уколы, и мы обратились за этим к
врачам на станции. Отказаться от путешествия мне в голову даже приходило – это
недостаточно серьезный повод, чтобы упустить такую возможность.
После посещения самой станции, общения с полярниками,
передачи им привезенных рисунков «Дети и море» и иконы Иоанна Кронштадского для
единственной на континенте русской православной церкви Святой Троицы, путешественники
осмотрелись на острове: «Мы вышли в долину, покрытую зелеными, оранжевыми мхами
и лишайниками, практически прошли остров насквозь, посмотрели на тюленей,
морских слонов, птиц. Здесь пингвин может встать прямо у вас на дороге, они
практически совсем не боятся людей. Природа просто великолепная», – рассказал
Тимофей.
День сурка
Хотели задержаться на станции подольше, отдохнуть и посетить
остров Десепшен – остатки вулкана, в которых образовалась бухта с теплой водой.
Однако погода решила иначе – вечерний прогноз показал, что в этот район должен
скоро прийти шторм. Переждать его на острове путешественники не могли – хотели
успеть в Ушуаю к 13 февраля на встречу с парусниками «Седов» и «Крузенштерн».
После завершения необходимых приготовлений – смены порванных парусов, мелкого
ремонта и пополнения запасов воды – уже поздним вечером того же дня яхта
отправилась в обратный путь. Вот только шторм ее все равно застал, и назад в
Аргентину яхтсмены добирались долгие восемь с лишним дней.
Это, по признанию обоих курсантов, стало одним из самых
неприятных этапов путешествия: «Ветер встречный, паруса использовать
практически невозможно, поэтому мы шли на моторе со скоростью от узла до трех в
час, – рассказал Даниил. – Приходишь на свою вахту, тебе условно идти еще
триста миль, думаешь: сейчас моя вахта пройдет, потом еще четыре часа до
следующей – к ней погода поменяется, а мы преодолеем миль 20-30. Но вечером
оказывается, что «Елизавета» прошла за восемь часов всего четыре мили, или ее
вообще снесло вбок, а расстояние, которое отделяет нас от Ушуаи, не изменилось.
Это создает напряжение.
– Последние три дня на яхте казались настоящим днем сурка, –
соглашается Тимофей. – Паники не было, но было непонятно, чего ждать. Но я
знал, что все закончится хорошо, потому что мы в надежных руках.
Если нет воды – спасут консервы
Из-за того, что обратный путь занял дольше, чем
планировалось, за двое суток до прихода в Ушуаю подошли к концу запасы воды:
«Оставалось, условно, пол-литра на человека в сутки, зато еды и консервов –
хоть отбавляй. Пить можно, например, жидкость из горошка и пальмито – это
маринованные сердцевины пальм, местные аргентинские консервы. Я выбрал горошек,
потому что он мне как-то ближе. Это неприятно, конечно, – до сих пор не могу
его есть, – но ничего экстренного в ситуации не было. Зубы чистить тоже приходилось
забортной водой, – со смехом вспоминает Даниил. – Когда мы вернулись, я, помню,
первым делом пошел в магазин – купил хамон и двухлитровую бутылку воды, когда
вышел – полтора литра выпил почти сразу, тут же вернулся и купил еще одну».
Об обратном пути у него сохранилось еще одно яркое
воспоминание – как однажды, сидя на вахте, он увидел волну настолько большую,
что она перекрыла обзор горизонта и часть неба. Она была метров семи, и,
конечно, на небольшой яхте встретить такую – ощущение не из приятных. Никакого
серьезного вреда волна, правда, не принесла – разве что для нервов яхтсменов.
Веселья на борту тоже хватало: трое членов экипажа в пути
отметили дни рождения: первый – еще на станции, а один пришелся на пролив
Дрейка: «При крене чуть ли не в 45 градусов испекли торт – конечно, не без
проблем: лодка идет, плита качается, а люди пытаются вставить противень с
жидким тестом внутрь, чтобы ничего не пролить», – рассказал Тимофей.
Вернулись в Ушуаю путешественники только 15 февраля, естественно, не успев на встречу с парусниками, но не очень расстроившись. Вместо этого им выпал шанс посетить корабль военно-морских сил Аргентины, который так помог «Елизавете», когда в проливе Бигл у нее закончилось топливо. «Наше руководство вернуло одолженные канистры, а в ответ нас всех на следующий день пригласили на борт, – рассказал Тимофей. – Все аргентинские военные моряки были открытые и очень дружелюбные, единственный барьер, который нам мешал – языковой. Но нам снова помогали с переводом представители “Русского дома”».
Продолжение следует.
Наверх