РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Яхта «Елизавета» уже не первый год бороздит моря и океаны, следуя по пути великих русских мореплавателей. Ее путешествие вокруг света началось еще летом 2017 года в Красноярске, когда судно по Енисею и северным морям за полтора месяца дошло до Санкт-Петербурга. В 2019 году «Елизавета» продолжила свой путь через Европу и Атлантику к Аргентине. В основу путешествия легло первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна. В честь двухсотлетия открытия Антарктиды и объявленного в этой связи года Антарктиды в России, третий – нынешний – этап экспедиции «Антарктида. В кильватере первооткрывателей» повторяет путь Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева к шестому континенту.
Кругосветная экспедиция проходит под руководством владельца и капитана яхты – выпускника ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, члена попечительского совета вуза, вице-президента межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» и члена Русского Географического Общества Алексея Логинова. В каждый из этапов он берет курсантов из альма-матер. Вот и в этот раз в пути от Аргентины к станции «Беллинсгаузен» – пожалуй, самому сложному и опасному этапу кругосветного маршрута – к нему присоединились не только преподаватели ГУМРФ, но и двое курсантов – Даниил Некрут и Тимофей Полозняк, 17 января вылетевшие из Петербурга в аргентинский город Рио-Гранде на встречу с яхтой. Ребята рассказали о том, каково в Антарктиде летом и чем им запомнилось это путешествие.
Как заслужить путешествие в Антарктиду?
И Даниил, и Тимофей в яхтенном деле не новички – оба с юных
лет занимались в парусных секциях в родных городах.
Тимофей из Твери, папа – наладчик электронной аппаратуры,
мама – учительница. От нее он и услышал о парусной секции. Хотя ему было всего
11 лет, Тимофей уже был увлечен морем, любил смотреть документальные фильмы об
океане и слушать рассказы о дедушке – капитане рыболовного судна, работавшем в
Мурманске и учившем практикантов на Кубе. Идея заняться водным видом спорта ему
сразу понравилась. В парусной секции он провел пять лет – после первых неудач
занятия начали приносить удовольствие.
Когда именно к нему пришла уверенность, что он хочет связать
свою жизнь с судоходством, Тимофей не помнит: «В какой-то момент я уже просто
поставил цель, что хочу в морскую
профессию». До окончания школы он решил не тянуть, начал рассматривать варианты
между Макаровкой и Институтом береговой охраны ФСБ РФ. Выбор пал на первое –
после девятого класса он поступил в Колледж ГУМРФ. Сейчас 18-летний Тимофей –
курсант третьего курса. Учеба дается легко: «Дома, в Твери, я учился в одной из
лучших городских школ, с математическим уклоном, – рассказал он. – Поэтому на
первом курсе мне было очень просто, половину я уже знал заранее. А со второго,
когда началась специальность, меня вообще затянуло. Сначала были в новинку
полувоенные порядки, которые царят в общежитии – когда я был на Дне открытых
дверей и посещал его, об этом не было ни слова, – но потом привык. В этом году
Тимофею предстоит первая практика на паруснике «Мир».
Зимой первого курса парень разузнал о яхтенной секции
Макаровки. Через ее руководителя в колледже Кирилла Борисовича Шиманюка он
познакомился с капитаном яхты «Полюс» и главным специалистом европейского
центра организации учебных практик морского и речного транспорта Сергеем Николаевичем
Савельевым. Практически сразу Тимофей включился в работу секции – обеспечивал
техническую поддержку на соревнованиях, ремонтировал яхты, совершал учебные
выходы в акваторию, а летом 2019 года участвовал в походе до Выборга на
гоночной яхте «Арктур», что ему очень понравилось – доля экстрима дает лучше
почувствовать связь с морем. В октябре Тимофей уже стал частью экипажа шхуны
«Надежда» в походе «Паруса памяти», проделав путь до Приморска.
Тогда же он узнал об экспедиции «Елизаветы» в Антарктиду и
что у него есть шанс принять в ней участие.
С этого момента Тимофей старался проявить себя в парусной
секции, чтобы попасть в список участников, уже имея другие достижения: весной 2019 года он занял третье
место на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ по арктической
тематике, летом работал в Артеке в качестве инструктора на яхте, занимался с
детьми. По общим показателям занял 3-е место на конкурсе «Студент года» среди
учеников, получающих среднее профессиональное образование в Петербурге, окончил
курсы яхтенных рулевых, которые дают право на управление. «Думаю, все это
сыграло свою роль», – не без застенчивости рассказал Тимофей.
Но на самом деле, чтобы попасть в интересный поход, главное – постоянно
трудиться, на что не у всех хватает сил: «Не так много желающих заниматься в
парусной секции, по крайней мере у нас в колледже, потому что это прежде всего
не особенно приятный физический труд, – добавил он. – Когда мы говорим о
яхтинге, представляется что-то благородное и романтическое, а на деле большую
часть времени мы готовим яхту к сезону, причем всегда по выходным: встаешь в
воскресенье, едешь в яхт-клуб и целый день работаешь – шкуришь, красишь,
пилишь. Не все, к сожалению, выдерживают этот режим, многие уходят, но зато те,
кто остаются, ходят летом в походы».
О том, что попал в список участников экспедиции до
«Беллинсгузена» на «Елизавете», Тимофей узнал только в декабре. И с тех пор
только и думал о предстоящем путешествии, ведь такая возможность – пойти в
Антарктиду, да еще и на яхте – выпадает только один раз в жизни.
«Если море тебя затягивает, то потом уже практически нет шансов спастись»
22-летний Даниил Некрут из Сочи. Папа – моряк, мама –
директор парусной школы, поэтому еще с детства судьба мальчика была практически
предрешена – с шести лет он начал посещать парусную секцию. Причем успешно –
Даниил занимал призовые места на чемпионатах России в классе яхт «Лазер-Радиал»
и получил звание кандидата в мастера спорта. Параллельно занимался
скалолазанием, но, по собственному признанию, быстро понял, что это не его.
С парусным спортом у молодого человека были связаны большие
планы: «У меня была цель – попасть на Олимпиаду, – рассказал он. – Однако
достичь ее не удалось: в этом спорте немалую роль играет физическая форма,
способности тела. Чем выше рост, тем легче противодействовать крену. К
четырнадцати годам я понял, что существенно уже не вырасту и нужно идти вширь.
Потом у меня случилась серьезная травма колена, я восстанавливался какое-то
время, а после уже не смог догнать своих соперников».
В 17 лет Даниил оставил соревнования, получил права
яхтенного рулевого и начал подрабатывать на побережье капитаном яхты. Эту
сезонную работу он совмещал с обучением в экономико-технологическом колледже
при Сочинском государственном университете, куда он поступил после девятого
класса на специальность, связанную с программированием. «Тогда сыграла молодая
кровь, я решил не следовать заветам отца и поступать в морской вуз, а идти
своим путем,– рассказал Даниил. – Но после обучения в колледже и работы в
душных, пыльных офисах, перебирая компьютеры, разбираясь с нерабочим софтом, я
понял, что это не для меня: я никогда не стану великим
программистом-разработчиком, а к работе системного администратора у меня душа
не лежит. Да и вообще, если море тебя затягивает, то потом уже практически нет
шансов спастись».
В 2017 году он решил поступать в Макаровку, сейчас – курсант
третьего курса. Буквально через месяц после начала учебы Даниил пришел в
парусную секцию ГУМРФ с четким пониманием того, что он хочет попасть именно на
флагманскую яхту «Акелла», которая часто ходит за границу и участвует в
парусных регатах. «Я пытался туда пробиться изо всех сил. Мне сразу сказали,
хорошо, что ты пришел, будешь у нас яхту к навигации готовить, – улыбаясь,
рассказал он. – Каждый выходной я ездил в яхт-клуб на Крестовский остров и
усердно работал. А потом была гонка The Tall Ships Races в Северном море: из
Петербурга мы дошли до норвежского Ставангера, где взяли старт, а финишировали
в Харлингене. Заняли второе место в нашем классе, но, конечно, хотели быть
первыми, – мы же гонщики».
После он также не раз участвовал в парусных регатах,
устраиваемых ГУМРФ.
В антарктическую экспедицию «Елизаветы» Даниил попал как раз
благодаря рекомендации капитана яхты «Акелла» Алексея Юрьевича Чугурова. Для
молодого человека пролив Дрейка и мыс Горн с малых лет не были пустым звуком:
он знал, что для яхтсмена пройти их – как сделать заднее сальто с места –
действительно серьезный поступок. Еще лет в восемнадцать Даниил задумывался о
том, чтобы испытать свои силы в этих водах. Однако поступившее за месяц до
самой экспедиции предложение застало его врасплох: «У меня закончилась первая
пара, я вышел в коридор – и тут звонок от Алексея Юрьевича: «Не хотел бы ты
поехать в Антарктиду?». Я сначала опешил, на пару секунд даже потерял дар речи.
Потом вспомнил, что мне еще учиться и учиться, впереди диплом – и отказался.
Начал подниматься на этаж выше, и пока прошел эти двадцать ступенек, успел все
подумать о себе. Перезвонил и сказал, что еду. А потом созвонился с мамой: ей
идея показалась не очень здоровой, но, сказала: что с тобой делать, езжай».
Соглашался без страха: «Я не боюсь утонуть. Мне кажется, что если бы я мог, уже давно бы это сделал – не раз в моей парусной практике я был на грани. Помню свой первый выход на яхте «Оптимист»: я тогда только отучился теории – условно смог нарисовать узелочек – и вот уже нужно пройти сорок метров по акватории, развернуться и вернуться назад. Дело двух секунд, но для меня – целое событие. Ноябрь, ветер где-то в пять-шесть узлов. Я вышел из гавани, от ветра лодка перевернулась, я кое-как ее восстановил, вычерпал воду. У меня уже слезы, сопли, я в шоковом состоянии. Двинулся обратно в гавань, а тренеры с берега поторапливают. И тут я понимаю, что из-за ветра, который давит в парус, нос начинает зарываться вниз и лодка немного уходит под воду. В благоговейном ужасе я решил спасаться – выпрыгнул из яхты в своей болоньевой курточке и поплыл к берегу. Когда я вылез на причал, мне сказали: «Молодой человек, вы забыли лодку, пожалуйста, возвращайтесь», скинули обратно в воду, и я поплыл на яхту. Когда подобное не раз переживаешь и не уходишь – уже не страшно».
Продолжение следует.
Наверх