28.04.2020

В кильватере первооткрывателей: как макаровцев встретила Антарктида

Яхта «Елизавета» уже не первый год бороздит моря и океаны, следуя по пути великих русских мореплавателей. Ее путешествие вокруг света началось еще летом 2017 года в Красноярске, когда судно по Енисею и северным морям за полтора месяца дошло до Санкт-Петербурга. В 2019 году «Елизавета» продолжила свой путь через Европу и Атлантику к Аргентине. В основу путешествия легло первое русское кругосветное плавание под командованием Ивана Крузенштерна. В честь двухсотлетия открытия Антарктиды и объявленного в этой связи года Антарктиды в России, третий – нынешний – этап экспедиции «Антарктида. В кильватере первооткрывателей» повторяет путь Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева к шестому континенту.

Кругосветная экспедиция проходит под руководством владельца и капитана яхты – выпускника ГУМРФ им. адмирала С. О. Макарова, члена попечительского совета вуза, вице-президента межрегиональной общественной организации «Ассоциация полярников» и члена Русского Географического Общества Алексея Логинова. В каждый из этапов он берет курсантов из альма-матер. Вот и в этот раз в пути от Аргентины к станции «Беллинсгаузен» – пожалуй, самому сложному и опасному этапу кругосветного маршрута – к нему присоединились не только преподаватели ГУМРФ, но и двое курсантов – Даниил Некрут и Тимофей Полозняк, 17 января вылетевшие из Петербурга в аргентинский город Рио-Гранде на встречу с яхтой. Ребята рассказали о том, каково в Антарктиде летом и чем им запомнилось это путешествие.

Как заслужить путешествие в Антарктиду?

И Даниил, и Тимофей в яхтенном деле не новички – оба с юных лет занимались в парусных секциях в родных городах.

Тимофей из Твери, папа – наладчик электронной аппаратуры, мама – учительница. От нее он и услышал о парусной секции. Хотя ему было всего 11 лет, Тимофей уже был увлечен морем, любил смотреть документальные фильмы об океане и слушать рассказы о дедушке – капитане рыболовного судна, работавшем в Мурманске и учившем практикантов на Кубе. Идея заняться водным видом спорта ему сразу понравилась. В парусной секции он провел пять лет – после первых неудач занятия начали приносить удовольствие.

Когда именно к нему пришла уверенность, что он хочет связать свою жизнь с судоходством, Тимофей не помнит: «В какой-то момент я уже просто поставил цель, что  хочу в морскую профессию». До окончания школы он решил не тянуть, начал рассматривать варианты между Макаровкой и Институтом береговой охраны ФСБ РФ. Выбор пал на первое – после девятого класса он поступил в Колледж ГУМРФ. Сейчас 18-летний Тимофей – курсант третьего курса. Учеба дается легко: «Дома, в Твери, я учился в одной из лучших городских школ, с математическим уклоном, – рассказал он. – Поэтому на первом курсе мне было очень просто, половину я уже знал заранее. А со второго, когда началась специальность, меня вообще затянуло. Сначала были в новинку полувоенные порядки, которые царят в общежитии – когда я был на Дне открытых дверей и посещал его, об этом не было ни слова, – но потом привык. В этом году Тимофею предстоит первая практика на паруснике «Мир».

Зимой первого курса парень разузнал о яхтенной секции Макаровки. Через ее руководителя в колледже Кирилла Борисовича Шиманюка он познакомился с капитаном яхты «Полюс» и главным специалистом европейского центра организации учебных практик морского и речного транспорта Сергеем Николаевичем Савельевым. Практически сразу Тимофей включился в работу секции – обеспечивал техническую поддержку на соревнованиях, ремонтировал яхты, совершал учебные выходы в акваторию, а летом 2019 года участвовал в походе до Выборга на гоночной яхте «Арктур», что ему очень понравилось – доля экстрима дает лучше почувствовать связь с морем. В октябре Тимофей уже стал частью экипажа шхуны «Надежда» в походе «Паруса памяти», проделав путь до Приморска.

Тогда же он узнал об экспедиции «Елизаветы» в Антарктиду и что у него есть шанс принять в ней участие.

С этого момента Тимофей старался проявить себя в парусной секции, чтобы попасть в список участников, уже имея другие  достижения: весной 2019 года он занял третье место на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ по арктической тематике, летом работал в Артеке в качестве инструктора на яхте, занимался с детьми. По общим показателям занял 3-е место на конкурсе «Студент года» среди учеников, получающих среднее профессиональное образование в Петербурге, окончил курсы яхтенных рулевых, которые дают право на управление. «Думаю, все это сыграло свою роль», – не без застенчивости рассказал Тимофей.

Но на самом деле, чтобы попасть в  интересный поход, главное – постоянно трудиться, на что не у всех хватает сил: «Не так много желающих заниматься в парусной секции, по крайней мере у нас в колледже, потому что это прежде всего не особенно приятный физический труд, – добавил он. – Когда мы говорим о яхтинге, представляется что-то благородное и романтическое, а на деле большую часть времени мы готовим яхту к сезону, причем всегда по выходным: встаешь в воскресенье, едешь в яхт-клуб и целый день работаешь – шкуришь, красишь, пилишь. Не все, к сожалению, выдерживают этот режим, многие уходят, но зато те, кто остаются, ходят летом в походы».

О том, что попал в список участников экспедиции до «Беллинсгузена» на «Елизавете», Тимофей узнал только в декабре. И с тех пор только и думал о предстоящем путешествии, ведь такая возможность – пойти в Антарктиду, да еще и на яхте – выпадает только один раз в жизни.

«Если море тебя затягивает, то потом уже практически нет шансов спастись»

22-летний Даниил Некрут из Сочи. Папа – моряк, мама – директор парусной школы, поэтому еще с детства судьба мальчика была практически предрешена – с шести лет он начал посещать парусную секцию. Причем успешно – Даниил занимал призовые места на чемпионатах России в классе яхт «Лазер-Радиал» и получил звание кандидата в мастера спорта. Параллельно занимался скалолазанием, но, по собственному признанию, быстро понял, что это не его.

С парусным спортом у молодого человека были связаны большие планы: «У меня была цель – попасть на Олимпиаду, – рассказал он. – Однако достичь ее не удалось: в этом спорте немалую роль играет физическая форма, способности тела. Чем выше рост, тем легче противодействовать крену. К четырнадцати годам я понял, что существенно уже не вырасту и нужно идти вширь. Потом у меня случилась серьезная травма колена, я восстанавливался какое-то время, а после уже не смог догнать своих соперников».

В 17 лет Даниил оставил соревнования, получил права яхтенного рулевого и начал подрабатывать на побережье капитаном яхты. Эту сезонную работу он совмещал с обучением в экономико-технологическом колледже при Сочинском государственном университете, куда он поступил после девятого класса на специальность, связанную с программированием. «Тогда сыграла молодая кровь, я решил не следовать заветам отца и поступать в морской вуз, а идти своим путем,– рассказал Даниил. – Но после обучения в колледже и работы в душных, пыльных офисах, перебирая компьютеры, разбираясь с нерабочим софтом, я понял, что это не для меня: я никогда не стану великим программистом-разработчиком, а к работе системного администратора у меня душа не лежит. Да и вообще, если море тебя затягивает, то потом уже практически нет шансов спастись».

В 2017 году он решил поступать в Макаровку, сейчас – курсант третьего курса. Буквально через месяц после начала учебы Даниил пришел в парусную секцию ГУМРФ с четким пониманием того, что он хочет попасть именно на флагманскую яхту «Акелла», которая часто ходит за границу и участвует в парусных регатах. «Я пытался туда пробиться изо всех сил. Мне сразу сказали, хорошо, что ты пришел, будешь у нас яхту к навигации готовить, – улыбаясь, рассказал он. – Каждый выходной я ездил в яхт-клуб на Крестовский остров и усердно работал. А потом была гонка The Tall Ships Races в Северном море: из Петербурга мы дошли до норвежского Ставангера, где взяли старт, а финишировали в Харлингене. Заняли второе место в нашем классе, но, конечно, хотели быть первыми, – мы же гонщики».

После он также не раз участвовал в парусных регатах, устраиваемых ГУМРФ.

В антарктическую экспедицию «Елизаветы» Даниил попал как раз благодаря рекомендации капитана яхты «Акелла» Алексея Юрьевича Чугурова. Для молодого человека пролив Дрейка и мыс Горн с малых лет не были пустым звуком: он знал, что для яхтсмена пройти их – как сделать заднее сальто с места – действительно серьезный поступок. Еще лет в восемнадцать Даниил задумывался о том, чтобы испытать свои силы в этих водах. Однако поступившее за месяц до самой экспедиции предложение застало его врасплох: «У меня закончилась первая пара, я вышел в коридор – и тут звонок от Алексея Юрьевича: «Не хотел бы ты поехать в Антарктиду?». Я сначала опешил, на пару секунд даже потерял дар речи. Потом вспомнил, что мне еще учиться и учиться, впереди диплом – и отказался. Начал подниматься на этаж выше, и пока прошел эти двадцать ступенек, успел все подумать о себе. Перезвонил и сказал, что еду. А потом созвонился с мамой: ей идея показалась не очень здоровой, но, сказала: что с тобой делать, езжай».

Соглашался без страха: «Я не боюсь утонуть. Мне кажется, что если бы я мог, уже давно бы это сделал – не раз в моей парусной практике я был на грани. Помню свой первый выход на яхте «Оптимист»: я тогда только отучился теории – условно смог нарисовать узелочек – и вот уже нужно пройти сорок метров по акватории, развернуться и вернуться назад. Дело двух секунд, но для меня – целое событие. Ноябрь, ветер где-то в пять-шесть узлов. Я вышел из гавани, от ветра лодка перевернулась, я кое-как ее восстановил, вычерпал воду. У меня уже слезы, сопли, я в шоковом состоянии. Двинулся обратно в гавань, а тренеры с берега поторапливают. И тут я понимаю, что из-за ветра, который давит в парус, нос начинает зарываться вниз и лодка немного уходит под воду. В благоговейном ужасе я решил спасаться – выпрыгнул из яхты в своей болоньевой курточке и поплыл к берегу. Когда я вылез на причал, мне сказали: «Молодой человек, вы забыли лодку, пожалуйста, возвращайтесь», скинули обратно в воду, и я поплыл на яхту. Когда подобное не раз переживаешь и не уходишь – уже не страшно».

Продолжение следует.

↑ 

Наверх