16.04.2020

Работать сейчас лучше, чем сидеть дома

Из-за коронавируса тысячи моряков остались без работы, другая часть находится на судах и не может вернуться домой. Границы закрыты, международное авиасообщение отменено.

– Сижу дома в ожидании новостей. Сначала нам объявили, что смен экипажа не будет до 16 апреля, потом продлили до конца месяца, – рассказывает калининградец Дмитрий, который работает старшим помощником капитана по контракту с голландцами. – Сейчас позвонил представителю крюинга и сказал: «Авиасообщения нет, замен не будет. Ждите». Я постоянно на связи с ребятами, которые находятся на судах. Это моряки из стран Европы, из России, Украины. У кого-то контракт закончился 2-3 недели назад, у кого-то совсем недавно. И все они пересиживают на судах, работают сверх контракта. Правда, за это им и платят. Мы работаем два месяца через два. Но я представляю, каково морякам, которые в море по контракту отпахали 6-7 месяцев и теперь не могут уехать домой. Это тяжело. Но лучше ли сидеть дома? Не уверен.

Еще один калининградец – Алексей, который тоже работает старпомом на иностранном судне, – признается, что уже не может сидеть на берегу.

– Денег нет. Надо в море, но не могу. Я пришел из рейса в 20-х числах октября. 1 марта мне позвонили и назначили так называемый сбор, день, когда подписывают контракт. И вот, утром в день сбора позвонили и сказали: «Все отменяется и откладывается на неопределенный срок», – говорит он. – И в таком зависшем состоянии находятся все мои друзья-моряки.

– Большое количество флота в мире находится в ожидании продолжения работы по перевозке грузов. Логистика по смене экипажей в условиях пандемии коронавируса и принятых мер, практически невозможна. Всем морякам стоит набраться терпения и взять паузу. Судовладельцы по всему миру озабочены этой проблемой и не планируют сокращения плавсостава, – говорит ректор Калининградского государственного технического университета Владимир Волкогон.

Сложность в том, что моряки, которые работают по контракту с иностранными компаниями, в России нигде не оформлены, у них нет даже трудовой книжки. Новый рейс – новый контракт, который защищает работника лишь определенное количество месяцев. Так что они не подпадают под социальную поддержку: ни региональную, ни федеральную. По приблизительным подсчетам, только в Калининградской области порядка 12 тысяч моряков. Половина, если не большая часть из них, находятся на судах в море. Остальные сидят по домам без работы.

– Проблема действительно есть. Но тут из двух зол выбираем меньшее. Если моряки на судне, то они трудятся, и у них идет зарплата, поступления на карточку. Это значит, что они могут поддерживать свои семьи. Да, находиться в другой части планеты и работать на судне сейчас лучше, чем вернуться и сидеть дома без дела и денег.

Как рассказал Владимир Волкогон, еще одна сложность – в Калининграде сейчас приостановлена тренажерная подготовка моряков. Тренажерный центр КГТУ не принимает до 12 апреля, вероятно продление до 30 апреля. Одним из шагов навстречу морякам может стать снижение стоимости подготовки на тренажерах. Международное агентство S5, имеющее представительства во многих портах мира, составило интерактивную карту с текущими условиями организации репатриации моряков. Красным цветом обозначены страны, которые приостановили смены экипажей, желтым – те, которые меняют моряков при соблюдении карантинного периода, зеленым – «островки стабильности», где по-старому происходит репатриация и даже сход на берег при условии, что на борту нет заболевших.Самые жесткие меры приняты в Австралии, Латинской Америке, странах Ближнего Востока. Некоторые страны Евросоюза не запрещают смены здоровых моряков, однако границы ЕС все еще закрыты.

Как отмечают в Российского союза моряков, на сегодня о сменах экипажей танкерных судов через некоторые порты заходов известно следующее: не меняют порты Вильхельмсхафен, Сингапур, Таллинн, индийские Вадинар и Сикка, Мальта, малазийский Танджунг Пелепас, египетский Сиди Керир. Меняют в особых случаях или после 14-дневного карантина: Триест, Роттердам, Нью-Йорк, Гавр, Хьюстон. Подтверждают возможность организации смен: Лас-Пальмас, китайский Лайчжоу, Гонконг. Что касается российских портов, то известно, что смены возможны через Находку и Козьмино в Приморском крае, Новороссийск и Мурманск меняею только россиян.

По материалам «КП»


↑ 

Наверх