15.04.2020

Спокойствие в территориальных водах Венесуэлы было недолгим

Пока коренные проблемы пиратства и вооруженных ограблений судов не решены, говорить об исчезновении этих явлений нельзя. Ситуация в Венесуэле – наглядное тому подтверждение.

Так, после 10 месяцев, спокойных от вооруженных ограблений судов в Венесуэле, 24 февраля 2020 года шестеро человек в балаклавах высадились на борт «San Ramon», стоявшего на якоре возле острова Боррача к северу от Пуэрто-ла-Крус. Капитан судна оказал сопротивление и был застрелен. Еще один член экипажа прыгнул за борт и до сих пор считается пропавшим без вести. Примечательно, что в период с апреля 2019 года до описанного события, на рейдах венесуэльских портов не произошло ни одного нападения. Понимание того, что на это повлияло, важно для прогнозирования, будет ли резкий спад преступной деятельности устойчивым, или события 24 февраля 2020 года повторятся еще не раз.

Венесуэла обладает крупнейшими в мире разведанными запасами нефти

На 2018 год – это 302 млрд баррелей. Однако из-за продолжающегося в стране экономического кризиса добыча сократилась с 3,5 млн баррелей в день в 1997 году до 1,4 млн баррелей в мае 2018 года. Штат Ансоатеги традиционно считается одним из крупнейших центров нефтедобычи в Венесуэле, а две трети венесуэльской нефти экспортируется через расположенный в этом штате морской порт Пуэрто-Хосе. 

Концентрация объектов нефтяной промышленности в Ансоатеги в сочетании с ухудшающейся экономической ситуацией в стране и нехваткой сил правопорядка способствовали превращению этого участка побережья Карибского моря в горячую точку, где участились случаи морских вооруженных ограблений. При этом в штате Ансоатеги расположены несколько крупных якорных стоянок: Баия Де Барселона, Пуэрто Хосе и Пуэрто Ла Круз. Из-за упадка в рыболовной отрасли, экономических трудностей, недостаточных мер безопасности на рейдах, здесь увеличилось количество нападений на суда, стоящие на якоре в ожидании погрузки или разгрузки. Как обычно, больше всего бандитов привлекали танкеры. 

Пиратство – не то же самое, что вооруженное ограбление

Согласно определению Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS, 1982: 61), пиратство – преступление, совершенное за пределами юрисдикции прибрежных вод государства. Если же нападение произошло в территориальных водах стран, то это – вооруженное ограбление судна. Поскольку якорные стоянки Баия Де Барселона, Пуэрто Хосе и Пуэрто Ла Круз расположены в венесуэльских территориальных водах, нападения здесь классифицируются как вооруженные ограбления.

Любопытно, что по неизвестным причинам сообщения о вооруженных ограблениях на этих якорных стоянках перестали поступать с середины 2019 года. В период с января 2016 года по конец апреля 2019 года было зарегистрировано 36 ограблений и попыток грабежа на якорных стоянках у Ансоатеги, в 29 из которых фигурировали танкеры. В начале 2019 года было зарегистрировано всего шесть инцидентов, а в апреле 2019 года ограбления торговых судов резко прекратились и до конца февраля 2020 года о них не сообщалось. 

Почерк – мелкие кражи 

Большинство ограблений судов, которые происходили на якорных стоянках Баия Де Барселона, Пуэрто Хосе и Пуэрто Ла Круз, можно отнести к мелким кражам: как правило, преступники забирали судовые припасы и личные вещи членов экипажей. Само преступление происходило по одинаковой схеме: трое-семеро грабителей подходили к стоящим судам на небольших лодках в темноте, пробирались на борт по якорной цепи или с помощью «кошки». Преступники обычно были вооружены ножами, реже – огнестрельным оружием. В ту пору отмечали лишь несколько случаев, когда моряков связывали, угрожали физической расправой и причиняли незначительные травмы.

Примером одного из наиболее дерзких ограблений является нападение на сухогруз «Shi Zi Shan» 14 октября 2018 года. После полуночи четверо вооруженных людей в форме национальной гвардии поднялись на судно под видом антинаркотической инспекции. Оказавшись на борту, они стали угрожать экипажу пистолетами и приказали отвезти их в каюту капитана. Лже-инспекторы украли все деньги и личные вещи моряков. 

К тому моменту, когда нападения на суда в этом районе стали носить жесткий характер, большинство яхт уже давно покинули это побережье. Так, в сентябре 2013 года в Марина-эль-Конкорд нападавшие выстрелом убили голландского капитана яхты «Mary Eliza». Эти инциденты в сочетании с похищениями тринидадских рыбаков у побережья Венесуэлы вызвали опасения, хотя и необоснованные, в том, что пиратство и вооруженный разбой у берегов Венесуэлы могут начать развиваться по сомалийскому сценарию, когда экипажи торговых судов похищают с целью выкупа.

Санкции заставили отключить АИС

В январе 2018 года президент Венесуэлы Николас Мадуро временно закрыл морские границы с островами Аруба, Бонайре, Кюрасао. Из Венесуэлы сюда доставлялись свежие фрукты и овощи, однако эти же маршруты использовались для контрабанды золота, серебра, меди и колтана из Венесуэлы. В феврале 2019 года морские границы с этими островами вновь закрыли: на этот раз, чтобы предотвратить попадание гуманитарной помощи в Венесуэлу с островов. Мера применялась к торговым и рыболовным судам. Это привело к увеличению военного присутствия в портах и числа проверок заходящих в порты судов, чтобы пресечь незаконный ввоз гуманитарной помощи с соседних островов.

Одновременно с этим другие экономические факторы, возможно, привели к снижению судоходной активности в регионе, соответственно, сократились возможности для вооруженных ограблений в районе Пуэрто-Хосе. Так, 5 апреля 2019 года Казначейство США ввело санкции в отношении танкеров и судоходных компаний, перевозящих венесуэльскую нефть на Кубу, что, вероятнее всего, еще больше сократило количество судов на якорных стоянках в Венесуэле. Кроме того, предположительно, танкеры, которые уклоняются от выполнения санкций, отключают АИС при подходе к территориальным водам Венесуэлы, и, конечно, вряд ли капитаны будут сообщать об ограблениях.

Тем не менее, все эти объяснения не являются удовлетворительными, поскольку не все страны присоединились к санкциям, а венесуэльские суда продолжают перевозить нефть и другие грузы. Также у преступников по-прежнему есть достаточно возможностей для нападений в районе Пуэрто-Хосе. 

Неслучайная случайность 

При более детальном анализе событий тех дней, можно вспомнить один инцидент, который повлек цепочку событий, что в конечном итоге привело к сокращению числа вооруженных ограблений.  

Среди чиновников Венесуэлы растет число не довольных действиями правительства, отправляющего нефть на Кубу, в то время как в самой Венесуэле ощущается ее острая нехватка. В предыдущие месяцы по всей стране на предприятиях компании «Petróleos de Venezuela» (PDVSA), принадлежащей государству, прошли протесты, которые привели к снижению производства нефти на 30%. 

Но случай, произошедший 1 мая 2019 года, особенно интересен. Капитан танкера, принадлежащего PDVSA, Мануэла Саенс отказалась выполнять приказ о поставке нефти на Кубу и уведомила компанию о своем решении. Члены боливарианской разведывательной службы поднялись на борт и взяли под контроль судно. Несговорчивого капитана заменили, а представители разведслужбы оставались на борту, пока нефть транспортировалась на Кубу. Примечательно, что АИС была отключена на протяжении большей части рейса.

После этого инцидента на борту 15-ти танкеров, которые PDVSA использовала для доставки нефти на Кубу, на время рейса разместили военных, чтобы не допустить саботажа. 

Наличие на борту танкеров вооруженной охраны, по всей вероятности, является определяющим фактором, повлиявшим на прекращение в конце апреля 2019 года вооруженных ограблений у побережья Ансоатеги. 

Охрана – не панацея  

Однако 24 февраля 2020 преступников не остановило присутствие охранников на борту. Жертвами стали не только капитан танкера «San Ramon» и прыгнувший за борт член экипажа, но и сержант береговой охраны – во время нападения грабители его ранили.

Никто не может знать истинных причин, которые заставили вооруженных преступников действовать жестче, чем обычно, возможно, это объясняется именно нахождением вооруженной охраны на борту, что обострило ситуацию. Выходит, что в целом суда на якорных стоянках Баия Де Барселона, Пуэрто Хосе и Пуэрто Ла Круз стали более трудной добычей.  

– Тем не менее, коренные причины пиратства и вооруженного разбоя в Венесуэле, включая бедность и слабое государственное управление, никуда не делись. И пока основные проблемы остаются, преступников будет удерживать от нападений на суда только отсутствие возможности действовать также решительно, как раньше, но говорить об исчезновении этого явления – нельзя, – отмечают в Российском профсоюзе моряков.   

Источник maritime-executive.com

Перевод ЦИА РПСМ

↑ 

Наверх