14.04.2020

Антон Соловьев: «Я рвусь в море, я хоть сейчас готов!»

Залогом безопасной и успешной работы группы компаний «Совкомфлот» был и остается человеческий капитал. На судах СКФ работают высокопрофессиональные экипажи, обладающие уникальными навыками. Но важно помнить, что все моряки выросли из курсантов, которые когда-то только грезили работой в море. У них отсутствовал опыт, лишь мечта и стремление к ней. 

Курсант четвертого курса ГУМРФ им. адм. С. О.  Макарова Антон Соловьев прошел две практики на судах СКФ: в 2018 году на борту танкера «Московский проспект», а в 2019 – на газовозе «СКФ Мелампус». Он рассказал «Вестнику СКФ», почему решил связать свою жизнь с морем:

– Все детство я занимался парусным спортом, так что связь с водной стихией появилась давно. Во многом на мой выбор повлиял друг, который на тот момент уже был моряком. Именно от него я узнал, что морские профессии – востребованный и достойно оплачиваемый труд. После более детального изучения этого вопроса я принял твердое решение поступать в морской вуз. 

– Как проходит обучение? Сильно ли отличается от учебы в обычном вузе? 

– Действительно, есть свои особенности. К обычной университетской жизни добавляются утренние и вечерние построения, также мы обязаны носить форму. Другими словами, нам прививают основы дисциплины, на флоте без нее никуда. Есть возможность проживания на территории Макаровки. Это очень способствует учебе, вдобавок морская профессия предполагает долгое проживание в рейсе с коллективом, можно даже сказать, что это своего рода практика. По учебе могу сказать, что не возникает серьезных трудностей, главное – интерес. Посещаемость и оценки в большей степени относятся к категории самодисциплины. В принципе, вот они, два критерия успешной работы моряка – профессиональные навыки и дисциплина. 

– Как познакомился с группой компаний «Совкомфлот»? 

– Еще на втором курсе, ознакомившись с учебным планом, я понял, что хочу более глубоко освоить профессию, поэтому стал искать дополнительные возможности для этого. Пока все ребята собирались на университетскую практику на парусное судно «Мир», мы с моим товарищем начали активно искать компании, которые берут кадетов на раннюю практику. В процессе мы узнали, что у нас в университете существует целевая программа «Совкомфлота». Мы сразу же нашли ответственного, им оказался Лебедев Анатолий Иванович. Он попросил нас для начала сдать сессию, и мы, недолго думая, написали рапорты на досрочную сдачу экзаменов. Уже через неделю у него на столе лежали результаты с отличными оценками по всем предметам. Потом прошли собеседования, собственно, так я здесь и оказался. 

Очень много факторов повлияли на мой выбор. Многие идут работать в зарубежные компании, так как, по их мнению, это выход из зоны «языкового комфорта»: работая в многонациональном экипаже,  что ты становишься увереннее в себе и лучше изучаешь язык. Я же вижу свое будущее в российской компании. В СКФ привлекают проекты, в которых задействован флот компании, инновационные суда с самым современным оборудованием и сложным техническим оснащением. Для меня это открывает множество возможностей для развития профессиональных компетенций. Я могу судить об этом не понаслышке, я уже дважды убедился в этом во время практик. Попав на суда «Совкомфлота», я познакомился с инженерными решениями, которых никогда до этого не встречал. По моему мнению, те же иностранные гиганты судоходства, которыми так грезит большинство ребят в университете, в итоге уступают по многим параметрам. Возможно, в некоторых из них чуть выше зарплата, но для меня это не повод отказываться от будущего в широком смысле этого слова. 

– Что особенно запомнилось во время практики? 

–  Я проходил практики на танкере «Московский Проспект» и на танкере-газовозе «СКФ Мелампус». Когда я впервые попал на «Московский проспект», для меня это стало каким-то шоком, потому что масштаб судна просто поражает, всюду техника, во многом непонятная мне. По правде говоря, на тот момент абсолютно все таким казалось – урываешь знания понемногу отовсюду, в итоге больше путаешься, но все равно пытаешься разобраться. Мне очень повезло оба раза с экипажами. После практики я общался с однокурсниками – не у всех бывает все здорово: на некоторых судах не очень положительно относятся к кадетам. У меня же все прошло супер. Обе команды помогали с обучением, со мной занимались и капитаны, и помощники, другие ребята тоже всегда подсказывали. Литература, приборы – все в моем распоряжении, никаких ограничений из серии «это нельзя трогать», «это ты можешь сломать». На второй практике постоянно проходили тренинги, которые проводил капитан или организовывали мы сами. Получается, все работали друг для друга. Например, есть какие-то приборы, освоение которых требует больше времени и навыков. Мы дружно изучаем теоретическую базу, затем собираемся и обсуждаем. Каждый помощник высказывает свое мнение по поводу оптимального использования того или иного оборудования. Получается, что ты принимаешь участие в семинаре, из которого можно почерпнуть много нового. А во время вахты уже на практике применяешь полученные знания. 

– За то время, пока был в море, не усомнился в своем выборе? 

– Во время первой практики в самом начале некоторые сомнения одолевали меня, правильный ли я сделал выбор. Мне кажется, это нормально для любого человека, который только начинает осваивать профессию. К середине практики все сомнения отпали. Я понял, что море – это мое. Я с большим уважением отношусь к людям, которые увлечены своим делом. Работать в море остаются исключительно такие. Поэтому у меня всегда будет хорошая компания, помогающая мне развиваться. 

– У тебя есть девушка? Как она относится к тому, что ты будешь проводить много времени вдали от дома? 

– Мы познакомились еще до моего поступления, она полностью приняла мой выбор и всячески поддерживает. Но, конечно, бывают ситуации. Например, когда я проходил первую практику, у меня был контракт на четыре месяца плюс-минус один. По истечению четырех месяцев я думал, что прямо день в день спишусь и окажусь дома. Оказалось, что все совсем не так. Четыре месяца и два дня, четыре месяца и три дня, четыре месяца и пять дней. И ты думаешь: «Сегодня точно будет смена». Но нет, ее снова задерживают. Потом я понял, что не нужно ждать какой-то конкретной даты и особенно не называть эти даты близким, иначе начинаются постоянные вопросы – почему тебя не списали, а когда, а сегодня, а завтра, а послезавтра? Если не зацикливаться на этом, то все будет хорошо. 

– Как тебе условия проживания на суднах? 

– Там есть все: сауна, тренажерный зал, теннисные столы, бассейн, есть место, где посмотреть фильмы, можно даже в приставку поиграть. На данном этапе моей жизни мне в море лучше, чем дома. На судах СКФ сделано все, чтобы моряки чувствовали себя комфортно, чтобы только вахта была их единственной заботой. 

– Антон, тебе осталось учиться еще один курс – какие планы на будущее? 

– Я рвусь в море, я уже хоть сейчас готов! В идеале я бы хотел в экипаж, с которым я работал крайний контракт. Насколько я знаю, капитан тоже ждет окончания моего обучения. Для меня будет большой удачей попасть на «СКФ Мелампус», надеюсь, так и произойдет. 

– Что ты можешь посоветовать ребятам, которые только в начале своего пути к морской профессии? 

– Многие, когда попадают на практику, отрабатывают свои 4-8 часов, затем начинают смотреть сериалы, играть в теннис, в компьютер и так далее. На судне есть все, чтобы прямо сейчас, вместо всяких игр и кино, развиваться. Это уникальная возможность, которая студентам предоставляется не так часто и ненадолго. Цените это время, именно оно поможет вам достичь успехов в море.

В  Российском профсоюзе моряков отмечают, что плавпрактика – очень важная составляющая обучения. «Зачастую курсанты не могут набрать достаточного плавательского ценза к концу обучения и вынуждены довольствоваться рядовыми должностями, чтобы получить рабочий диплом. Лишь после этого они могут занять место на судне по специальности, – продолжают в РПСМ. – Основные причины кроются в недостаточном количестве учебных судов, несогласованности образовательной программы с потребностями судовладельцев. Все это является проблемой для национального морского рынка труда. Возможно, помогла бы госпрограмма, направленная на обеспечение всех курсантов необходимым объемом плавпрактики. Однако это деликатный вопрос, требующий участия всех заинтересованных сторон – судовладельцев, вузов, профсоюза, министерств. Здорово, что есть судоходные компании, которые отчасти помогают решить проблему и набирают практикантов на свои суда. К тому же для работодателей это отличная возможность присмотреться к молодежи, что прекрасно понимают в «Совкомфлоте». 

Источник: Вестник СКФ


↑ 

Наверх