06.04.2020

Опасность работы в закрытых помещениях не учитывается

Норвежский совет по расследованию происшествий (AIBN) опубликовал отчет о смерти члена экипажа рыбообрабатывающего траулера «Nordstar» в июне 2018 года при подготовке к очистке одного из танков. Он отравился метаном и токсичным сероводородом, сформировавшимися в замкнутом пространстве в результате разложения силоса, который остался там с прошлого рейса.

Так, один из членов экипажа, имея при себе персональный детектор кислорода, зашел в танк, чтобы установить вентилятор для проветривания помещения, поскольку измерение кислорода показало, что внутри танка его достаточно. Однако газоанализатор, которым проводились замеры, определял только уровень кислорода и не выявлял наличия других газов. Поэтому член экипажа не мог достоверно определить, безопасен ли воздух в танке. Скорее всего, спускаясь в закрытое помещение, моряк очень быстро подвергся смертельному уровню воздействия сероводорода.

В ходе расследования были выявлены несколько проблем и нарушений. В частности, у членов экипажа было разное понимание того, как готовиться к очистке танка, его промывке и вентилированию. Так как заранее работы не обсуждались, не был заполнен чек-лист на вход в закрытое помещение. Чтобы достать пострадавшего из танка, потребовались значительные усилия. При этом перед членами экипажа встал ряд проблем, связанных с наличием необходимого, в том числе грузоподъемного, оборудования.

Также риск образования газа при производстве и хранении силоса не был учтен компанией-судовладельцем в системе управления безопасностью, чек-листах и рабочих процедурах. Танки с содержимым, которые представляют потенциальную опасность отравления, не были в должной мере отмечены специальными знаками, кроме того, на борту был недостаток газоанализаторов для определения опасных газов. Это внесло свою лепту в то, что члены экипажа, выполнявшие работы в танках и те, кто нес ответственность за утверждение таких работ, имели слабое представление о потенциальных рисках, которым они подвергаются. Частью проблемы было и то, что экипажу недоставало учений по подготовке к чрезвычайным ситуациям и спасанию людей из танка.

Полностью ознакомиться с отчетом можно здесь.

– Такие случаи наглядно показывают необходимость максимально точно следовать правилам безопасного входа и работе в закрытых помещениях, – рассказал Евгений Хижняк, главный технический инспектор труда Российского профессионального союза моряков (РПСМ). – Важно помнить: любое такое пространство представляет опасность для жизни и здоровья членов экипажа. Не стоит молчать, если есть какие-то сомнения в безопасности планируемого входа – лучше приостановить работы и удостовериться, что все в порядке, чем рисковать собственной жизнью. Необходимо обязательно провести предварительные замеры воздушной среды в помещении. И только убедившись, что концентрация вредных газов не превышает норм, морякам можно входить и работать в закрытом помещении.

По материалам aibn.no и The Maritime Executive

↑ 

Наверх