03.04.2020

Стандарты безопасности в рыболовном секторе остаются крайне низкими

Пять лет назад, 2 апреля, большой автономный траулер «Дальний Восток» затонул в акватории Охотского моря в 300 километрах от Магадана. Он работал в группе промысловых судов. Из 132 человек, находившихся на борту траулера (78 граждан Российской Федерации и 54 гражданина Украины, Латвии, Вануату и Мьянмы), погибли 69. Оставшиеся в живых 63 человека находились в ледяной воде Охотского моря в условиях штормовой погоды до спасения. Капитан судна и старший помощник погибли.

Траулер «Дальний Восток» построили на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, спустили на воду в 1989 году: водоизмещение – 5,7 тысячи тонн, длина – 104 метра, ширина – 16 метров. Судно было оснащено тралами для переработки рыбы и отходов рыбообработки, а также холодильной установкой для хранения вырабатываемой продукции. Ледовый класс Л2 позволял судну самостоятельно работать в разреженном льду неарктических морей. Штатный экипаж – 96 человек, автономность – 70 суток.

В 2014 году траулер приобрела компания ООО «Магеллан». Его новым портом приписки стал Невельск на острове Сахалин. Судно ремонтировали в Республике Корея в декабре 2014 года. На промысел «Дальний Восток» вышел 4 января 2015 года и больше ни в один порт не заходил. Квалифицированный экипаж траулера состоял из россиян, иностранцы являлись переработчиками рыбы.

Последний промысел

2 апреля рано утром рыболовецкие суда, работающие в группе с «Дальним Восток», получили с него сигнал бедствия. Первым к месту крушения подошел траулер «Гранит». Через несколько минут после этого траулер «Дальний Восток» ушел под воду.

В первые сутки после гибели траулера в районе катастрофы проводилась поисково-спасательная операция 23 морскими судами и тремя воздушными судами МЧС России. Координацию работ по поиску моряков с затонувшего судна осуществлял траулер «Гранит». Также к операции привлекли суда, находящиеся рядом на промысле.

Общими усилиями удалось спасти 63 человека, которые получили серьезные обморожения, а также поднять из воды тела 57 моряков. Судьба еще 12 членов экипажа оставалась неизвестной, однако шансы выжить у них были минимальны, даже если они успели надеть гидрокостюмы. Температура воды в Охотском море была нулевой. По словам специалистов, пребывание в ледяной воде в гидрокостюме, не говоря уже об обычной одежде, дольше 15 минут неизбежно ведет к смерти.

Поисково-спасательная операция продолжалась несколько дней, но людей обнаружить не удалось. При помощи самолета-амфибии Бе-200 и вертолетов Ми-8 обследовали более 42,8 тысячи квадратных километров территории. На попутных поисках находились около 20 судов, в том числе одно из них – «Млечный путь», принадлежащее владельцу затонувшего траулера – компании «Магеллан».

Активные поиски прекращены

По решению Камчатского морского спасательного координационного подцентра Минтранса РФ с 9 апреля поисковые работы перешли в пассивную фазу и осуществлялись попутными морскими судами, а 13 апреля судовладелец отозвал «Млечный путь» с района крушения, тем самым завершив активные поиски пропавших моряков.

Всего к поисково-спасательной операции было привлечено около 2,3 тысячи человек и 117 единиц техники, в том числе от МЧС России – 312 человек и 67 единиц техники.

Выживших моряков с траулера «Дальний Восток» передали на борт судна «Андромеда», подошедшего для транспортировки пострадавших и тел погибших в Корсаков Сахалинской области. На его борту морякам оказали первую медицинскую помощь. Троих пострадавших 3 апреля вертолетом Ми-8 МЧС России отправили в лечебное учреждение Магадана. 7 апреля суда «Андромеда» и «Справедливый» доставили в Корсаков выживших рыбаков и тела погибших членов экипажа траулера «Дальний Восток». Пострадавших, среди которых были 34 гражданина РФ и 26 иностранцев, направили в Сахалинскую областную больницу и Южно-Сахалинскую городскую больницу имени Анкудинова для проведения медицинского обследования. 

В Сахалинской области и Приморском крае 7 апреля объявили днем траура по погибшим морякам траулера «Дальний Восток».

Доказательства, имеющие значение для расследования

По факту крушения судна в Охотском море Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России (СК) возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». Для наиболее объективного, полного и оперативного расследования его передали в главное следственное управление СК РФ.

Следователи провели 3D-съемку траулера «Дальний Восток», который был найден 18 августа 2015 года в Охотском море на глубине около 250 метров. Они также осмотрели судно с помощью телеуправляемого подводного аппарата смотрового класса Seaeye Tiger 870, получили необходимые фото-, видеоматериалы и «иные доказательства, имеющие значение для расследования».

В ноябре 2016 года расследование дела было завершено. По версии следствия, причиной крушения траулера «Дальний Восток» стал крен судна на левый борт при подъеме трала с уловом в 130 тонн. Однако затопление судна стало возможным из-за ряда причин, наиболее значимой из которых было непригодное состояние судна. Это связано с тем, что по указанию компании «Магеллан»  траулер был переоборудован в порту Пусан Республики Корея для увеличения возможностей по ежесуточной переработке рыбы до более 200 тонн. 

Кроме того, на траулере было только 110 спасательных средств при нахождении на борту 132 человек, то есть 22 человека не смогли бы спастись при любых обстоятельствах. 

Следствие также установило, что при выходе из Владивостока на борту было 68 человек. Но когда «Дальний Восток» оказался в открытом море, с одного из корейских судов на траулер пересели не менее 64 человек – неквалифицированная рабочая сила. В основном – граждане Мьянмы. По данным следствия, российским судовладельцам таких людей поставляла одна из корейских фирм. Иностранцы работали за очень низкую зарплату и не были нигде зарегистрированы. Кроме того, ни с кем из рыбаков судна и тем более иностранных граждан никогда не проводился инструктаж по технике безопасности.

В результате владельца затонувшего траулера «Дальний Восток» оштрафовали на 6 млн 250 тысяч рублей за незаконное привлечение к труду мигрантов, а также ООО «Магеллан» наказали за нарушения требований охраны труда штрафом в размере 6 млн 50 тысяч рублей. 

Обвинительный приговор

К уголовной ответственности привлекли руководителей компании – первого заместителя генерального директора Алексея Васина и заместителя гендиректора по безопасности мореплавания Александра Кудрицкого. Кроме них – предыдущего капитана траулера Анатолия Борисова, который выводил судно в море, а затем передал управление Александру Притоцкому, начальника отдела безопасности мореплавания, сертификации и наблюдения за рыбопромысловым флотом ФГБУ «Сахалинрыбвод» Росрыболовства Николая Харченко, госинспектора СВТУ Росрыболовства Александр Никодименко.

В зависимости от роли каждого они обвинялись в совершении преступлений по статьям «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», «получение взятки», «злоупотребление должностными полномочиями», «халатность».

В ноябре 2017 года Южно-Сахалинский городской суд приговорил подсудимых к наказанию в виде лишения свободы на сроки от 5 лет 8 месяцев до 6,5 лет. Приговор вступил в силу 2 августа 2018 года после того, как Сахалинский областной суд оставил почти без изменений решение суда первой инстанции. Лишь в отношении Александра Кудрицкого приговор был снижен с 6 до 5 лет лишения свободы и применена амнистия –  у него было заболевание, которое не позволяло находиться в заключении. В мае 2018 года Кудрицкого отпустили под домашний арест из-за диагностированной ишемической болезни сердца, а 1 октября 2018 года он скончался в областной больнице Южно-Сахалинска.

В отдельное производство было выделено уголовное дело в отношении генерального директора ООО «Магеллан» Егора Гащенко, которому заочно предъявили обвинение по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ – Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Он был объявлен в международный розыск в связи с получением сведений о его нахождении на территории Республики Корея.

Стандарты безопасности остаются крайне низкими 

К сожалению, спустя пять лет после гибели людей и траулера «Дальний Восток» стандарты безопасности в рыболовной отрасли остаются крайне низкими. Ежегодно труд в рыболовном секторе уносит жизни свыше 24 тысяч человек. 

Как неоднократно объяснял председатель первичной профсоюзной организации моряков Владивостока Российского профсоюза моряков Петр Осичанский, ключевой документ для безопасности сектора – Кейптаунское соглашение – до сих пор не получило достаточное количество ратификаций, а значит, не может вступить в силу.

– Кейптаунское соглашение 2012 года вступит в силу через 12 месяцев после того, как по крайней мере 22 государства, рыболовный флот которых в совокупности составляет не менее 3 600 судов длиной 24 метра и более, эксплуатирующихся в открытом море, ратифицируют его, – отметил Петр Осичанский.

Добавим, что этот документ регулирует важные для безопасности рыболовства параметры, в частности, стабильность и пригодность судов для плавания, оборудование, спасательные средства, средства связи, противопожарную защиту, конструкцию рыболовных судов. С 2012 года его ратифицировали 13 государств.

Сегодня есть надежда, что к 10-й годовщине соглашения, то есть в 2022 году, все условия его вступления в силу будут выполнены, по крайней мере, в прошлом году в испанском городе Торремолинос 48 министров и послов подписали Торремолиносскую декларацию, тем самым выразив намерение своих правительств ратифицировать Кейптаунское соглашение, чтобы оно вошло в силу к 10-летней годовщине со времени принятия.

Это не только позволит ввести эффективный международный режим регулирования сектора, но и не допустить повторения трагедии траулера «Дальний Восток».

По материалам РИА Новости

↑ 

Наверх