17.03.2020

Более 9000 моряков рассказали, насколько довольны жизнью на борту


Портал SAFETY4SEA провел опрос «Crew Wellness Survey», целью которого было оценить пять ключевых аспектов благополучия членов экипажей: социальный, эмоциональный, физический, интеллектуальный и духовный. Он проводился в течение всего четвертого квартала 2019 года, участие в нем приняло беспрецедентное количество моряков – 9 768 человек с 1072 судов.

Сбор информации проводился анонимно: участники должны были заполнить анкету, разделенную на две части. Первая состояла из анкетных данных, где моряки указывали тип судна, должность, пол и национальность, вторая и основная часть включала вопросы для оценки удовлетворенности моряков различными социальными, эмоциональными, физическими, интеллектуальными, духовными аспектами их работы.

Основные моменты

Самой распространенной жалобой моряков было отсутствие регулярной связи с родными и близкими. Особое внимание они обращали на вопросы, касающиеся общения в коллективе, условий для отдыха и развлечения на борту.

В основном члены экипажей были удовлетворены своим эмоциональным состоянием, меньше всего они оказались довольны физическим самочувствием. Часто ответы значительно изменялись в зависимости от возраста и типа судна, на котором работали члены экипажей. Кроме того, женщины-моряки в среднем оказались менее довольны жизнью на борту, чем их коллеги-мужчины.

Кто принял участие в опросе?

Большая часть респондентов – моряки из стран Азии, на втором месте – европейцы, следом идут выходцы из Северной Америки. В опросе принимали участие как мужчины, так и женщины, однако число последних составило всего 1%. Возраст респондентов варьировался  от 16 до 65 лет, однако большинство участников были в возрасте от 26 до 35 лет. В основном опрошенные занимали должности членов палубной команды, 46% респондентов трудились на танкерах. Подавляющее число моряков работало на судах, срок эксплуатации которых варьировался в пределах от 0 до 10 лет. Самую большую долю респондентов составили члены экипажей танкеров, возраст которых составлял от 6 до 15 лет.

Основные выводы «Crew Wellness Survey»

Наиболее довольными жизнью оказались мужчины от 26 до 35 лет, работающие буфетчиками на танкерах-газовозах, возраст которых – от 11 до 15 лет. Уровень удовлетворенности этой группы опрошенных составил 97,3%.

При этом самой недовольной группой моряков стали мужчины-помощники капитана в возрасте от 16 до 25 лет, которые работают на  борту навалочных судов старше 20 лет. Их уровень удовлетворенности очень низок и составляет всего 31%.

Среди женщин, самые счастливые на флоте – помощники капитана на новых (до пяти лет) танкерах-газовозах в возрасте от 26 до 35 лет. Уровень удовлетворенности таких респондентов составил 97,8%. При этом те девушки, которые работают рядовыми членами команды машинного отделения в возрасте от 46 до 55 лет на навалочных судах, построенных от 6 до 10 лет назад, довольны своей жизнью на борту только на 25,3%.

– Принимая во внимание вышеприведенные результаты, можно заключить, что члены экипажей судов, предназначенных для перевозки жидких грузов, и, особенно газовозов, чувствуют себя лучше остальных, – отметили в SAFETY4SEA. – Моряки, работающие на сухогрузах, и, главным образом, на борту навалочных судов, не довольны условиями даже на 50%.

Исследование также показало, что усилия отрасли и Конвенция МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве сыграли значимую роль в борьбе с усталостью, которая на протяжении многих лет  считалась главной проблемой моряков. В ответах на вопрос «Как часто Вы просыпаетесь бодрыми и полностью отдохнувшими?»  уровень удовлетворенности составил 80,2%, при этом 53,8% моряков ответили – «Ежедневно».

Наибольшее недовольство моряки высказали в отношении доступности интернета на борту. Несколько человек отметили его дороговизну, другие были недовольны тем, что в их каютах нет соединения с сетью, и они хотели бы иметь «более доступные средства связи», например, бесплатный Wi-Fi. Тем не менее, ответы  на вопрос «Как часто вы следите за  мировыми новостями и событиями в вашей стране?» продемонстрировали неплохой уровень удовлетворенности в 80,5%.

Хотя сейчас много говорят о необходимости мотивировать сотрудников, ответы моряков на вопрос «Как часто вы чувствуете мотивацию к работе?» говорят о том, что в этом отношении беспокоиться практически не о чем: уровень удовлетворенности членов экипажей в этой сфере – 86,1%, а 64,9% респондентов ответили, что это происходит «ежедневно». Таким образом, мотивация к работе есть у подавляющего большинства тружеников флота – 88%.

Многих респондентов особенно затронули вопросы, касающиеся  условий для отдыха и развлечения на борту. Выяснилось, что морякам не хватает более широких возможностей для неформального общения, коллективных развлекательных и спортивных мероприятий. В качестве примеров решения этой проблемы моряки приводят доступное спутниковое телевидение, наличие спортзалов, проведение командных соревнований. Ответы респондентов часто свидетельствуют о том, что на борту многих судов все еще не созданы условия для занятий спортом.

Также в числе проблем, с которыми членам экипажа приходится сталкиваться, прозвучали дискриминация, недостаток процедур безопасности, отсутствие медицинской страховки и  продолжительность контрактов.

Главное об удовлетворенности членов экипажей

В среднем мужчины, по всей видимости, более довольны жизнью на борту, чем женщины – соотношение составляет 83,1% и 75,6% соответственно. Если говорить о различиях в уровне удовлетворенности между представителями разных национальностей, то можно отметить, что меньше всего недовольных – среди филиппинских моряков, а больше всего – среди индийцев. Лучше всех себя чувствуют члены экипажа в возрасте от 36 до 45 лет, а труднее всего приходится тем, кому за 60. Офицеры  довольны своим положением на борту меньше, чем члены рядового состава. Больше всего счастливых моряков работает на камбузе, на втором месте – члены команды машинного отделения, за ними – палубная команда. Если самые довольные моряки работают на газовозах, то самые недовольные встречаются на контейнеровозах.

С  полным отчетом об опросе можно ознакомиться здесь.

Как отметили в SAFETY4SEA, в целом результаты опроса оказались лучше, чем предполагалось. Стало быть, осведомленность участников индустрии о проблемах моряков и усилия, направленные на улучшение жизни на борту, начали давать свои плоды. Тем не менее, такие проблемы, как плохая связь и отсутствие достаточных возможностей для социализации, остаются актуальными и требуют решения.

– Чтобы донести наш посыл до как можно большего числа участников отрасли, мы подчеркиваем, что понятие благополучия включает в себя несколько факторов, а значит, есть много способов улучшить рабочие условия на борту, – отметил главный редактор SAFETY4SEA Апостолос Белокас. – Прошло то время, когда на берегу предпочитали не замечать  проблем, которые испытывают  моряки – теперь ни один из волнующих их вопросов не должен оставаться без внимания. В этом была идея нашего опроса, и это должно стать приоритетом отрасли.

В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что на результаты этого и других подобных исследований должны обратить внимание судовладельцы и другие значимые представители отрасли. «Если на танкерах-газовозах моряки счастливы, а на навалочных судах и контейнеровозах дела обстоят хуже – дело, конечно, не в тружениках флота, а в условиях труда и уровне нагрузки на этих теплоходах, – отмечают в РПСМ. – То же касается, например, и средств связи и Интернета на борту – вполне закономерно, что в наше время, когда любому человеку на берегу эти услуги доступны за вполне умеренные средства, моряки хотят того же для себя, тем более что других способов общаться с родными и поддерживать контакт с внешним миром у них  практически нет».

По материалам SAFETY4SEA

Перевод ЦИА РПСМ


↑ 

Наверх