РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Портал SAFETY4SEA провел опрос «Crew Wellness Survey», целью
которого было оценить пять ключевых аспектов благополучия членов экипажей:
социальный, эмоциональный, физический, интеллектуальный и духовный. Он
проводился в течение всего четвертого квартала 2019 года, участие в нем приняло
беспрецедентное количество моряков – 9 768 человек с 1072 судов.
Сбор информации проводился анонимно: участники должны были
заполнить анкету, разделенную на две части. Первая состояла из анкетных данных,
где моряки указывали тип судна, должность, пол и национальность, вторая и
основная часть включала вопросы для оценки удовлетворенности моряков различными
социальными, эмоциональными, физическими, интеллектуальными, духовными
аспектами их работы.
Основные моменты
Самой распространенной жалобой моряков было отсутствие
регулярной связи с родными и близкими. Особое внимание они обращали на вопросы,
касающиеся общения в коллективе, условий для отдыха и развлечения на борту.
В основном члены экипажей были удовлетворены своим
эмоциональным состоянием, меньше всего они оказались довольны физическим
самочувствием. Часто ответы значительно изменялись в зависимости от возраста и
типа судна, на котором работали члены экипажей. Кроме того, женщины-моряки в
среднем оказались менее довольны жизнью на борту, чем их коллеги-мужчины.
Кто принял участие в опросе?
Большая часть респондентов – моряки из стран Азии, на втором
месте – европейцы, следом идут выходцы из Северной Америки. В опросе принимали
участие как мужчины, так и женщины, однако число последних составило всего 1%.
Возраст респондентов варьировался от 16
до 65 лет, однако большинство участников были в возрасте от 26 до 35 лет. В
основном опрошенные занимали должности членов палубной команды, 46%
респондентов трудились на танкерах. Подавляющее число моряков работало на
судах, срок эксплуатации которых варьировался в пределах от 0 до 10 лет. Самую
большую долю респондентов составили члены экипажей танкеров, возраст которых
составлял от 6 до 15 лет.
Основные выводы «Crew Wellness Survey»
Наиболее довольными жизнью оказались мужчины от 26 до 35
лет, работающие буфетчиками на танкерах-газовозах, возраст которых – от 11 до
15 лет. Уровень удовлетворенности этой группы опрошенных составил 97,3%.
При этом самой недовольной группой моряков стали
мужчины-помощники капитана в возрасте от 16 до 25 лет, которые работают на борту навалочных судов старше 20 лет. Их
уровень удовлетворенности очень низок и составляет всего 31%.
Среди женщин, самые счастливые на флоте – помощники капитана
на новых (до пяти лет) танкерах-газовозах в возрасте от 26 до 35 лет. Уровень
удовлетворенности таких респондентов составил 97,8%. При этом те девушки,
которые работают рядовыми членами команды машинного отделения в возрасте от 46
до 55 лет на навалочных судах, построенных от 6 до 10 лет назад, довольны своей
жизнью на борту только на 25,3%.
– Принимая во внимание вышеприведенные результаты, можно
заключить, что члены экипажей судов, предназначенных для перевозки жидких
грузов, и, особенно газовозов, чувствуют себя лучше остальных, – отметили в SAFETY4SEA. – Моряки, работающие на сухогрузах,
и, главным образом, на борту навалочных судов, не довольны условиями даже на
50%.
Исследование также показало, что усилия отрасли и Конвенция
МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве сыграли значимую роль в борьбе с
усталостью, которая на протяжении многих лет
считалась главной проблемой моряков. В ответах на вопрос «Как часто Вы
просыпаетесь бодрыми и полностью отдохнувшими?»
уровень удовлетворенности составил 80,2%, при этом 53,8% моряков
ответили – «Ежедневно».
Наибольшее недовольство моряки высказали в отношении доступности
интернета на борту. Несколько человек отметили его дороговизну, другие были недовольны
тем, что в их каютах нет соединения с сетью, и они хотели бы иметь «более
доступные средства связи», например, бесплатный Wi-Fi. Тем не менее,
ответы на вопрос «Как часто вы следите
за мировыми новостями и событиями в
вашей стране?» продемонстрировали неплохой уровень удовлетворенности в 80,5%.
Хотя сейчас много говорят о необходимости мотивировать сотрудников,
ответы моряков на вопрос «Как часто вы чувствуете мотивацию к работе?» говорят
о том, что в этом отношении беспокоиться практически не о чем: уровень
удовлетворенности членов экипажей в этой сфере – 86,1%, а 64,9% респондентов
ответили, что это происходит «ежедневно». Таким образом, мотивация к работе
есть у подавляющего большинства тружеников флота – 88%.
Многих респондентов особенно затронули вопросы,
касающиеся условий для отдыха и
развлечения на борту. Выяснилось, что морякам не хватает более широких возможностей
для неформального общения, коллективных развлекательных и спортивных
мероприятий. В качестве примеров решения этой проблемы моряки приводят доступное
спутниковое телевидение, наличие спортзалов, проведение командных соревнований.
Ответы респондентов часто свидетельствуют о том, что на борту многих судов все
еще не созданы условия для занятий спортом.
Также в числе проблем, с которыми членам экипажа приходится
сталкиваться, прозвучали дискриминация, недостаток процедур безопасности, отсутствие
медицинской страховки и продолжительность контрактов.
Главное об удовлетворенности членов экипажей
В среднем мужчины, по всей видимости, более довольны жизнью
на борту, чем женщины – соотношение составляет 83,1% и 75,6% соответственно. Если
говорить о различиях в уровне удовлетворенности между представителями разных
национальностей, то можно отметить, что меньше всего недовольных – среди
филиппинских моряков, а больше всего – среди индийцев. Лучше всех себя чувствуют
члены экипажа в возрасте от 36 до 45 лет, а труднее всего приходится тем, кому
за 60. Офицеры довольны своим положением
на борту меньше, чем члены рядового состава. Больше всего счастливых моряков
работает на камбузе, на втором месте – члены команды машинного отделения, за
ними – палубная команда. Если самые довольные моряки работают на газовозах, то
самые недовольные встречаются на контейнеровозах.
С полным отчетом об
опросе можно ознакомиться здесь.
Как отметили в SAFETY4SEA, в целом результаты опроса
оказались лучше, чем предполагалось. Стало быть, осведомленность участников индустрии
о проблемах моряков и усилия, направленные на улучшение жизни на борту, начали
давать свои плоды. Тем не менее, такие проблемы, как плохая связь и отсутствие
достаточных возможностей для социализации, остаются актуальными и требуют
решения.
– Чтобы донести наш посыл до как можно большего числа
участников отрасли, мы подчеркиваем, что понятие благополучия включает в себя
несколько факторов, а значит, есть много способов улучшить рабочие условия на
борту, – отметил главный редактор SAFETY4SEA Апостолос Белокас. – Прошло то
время, когда на берегу предпочитали не замечать
проблем, которые испытывают
моряки – теперь ни один из волнующих их вопросов не должен оставаться
без внимания. В этом была идея нашего опроса, и это должно стать приоритетом
отрасли.
В Российском профессиональном союзе моряков отмечают, что на
результаты этого и других подобных исследований должны обратить внимание
судовладельцы и другие значимые представители отрасли. «Если на
танкерах-газовозах моряки счастливы, а на навалочных судах и контейнеровозах
дела обстоят хуже – дело, конечно, не в тружениках флота, а в условиях труда и
уровне нагрузки на этих теплоходах, – отмечают в РПСМ. – То же касается,
например, и средств связи и Интернета на борту – вполне закономерно, что в наше
время, когда любому человеку на берегу эти услуги доступны за вполне умеренные
средства, моряки хотят того же для себя, тем более что других способов общаться
с родными и поддерживать контакт с внешним миром у них практически нет».
По материалам SAFETY4SEA
Перевод ЦИА РПСМ
Наверх