16.03.2020

Владелица пароходов

Даже сегодня, в век, когда женщины работают практически во всех отраслях и занимают самые разные должности, в судоходстве их остается довольно мало. Что и говорить о былых временах, в которые их возможности были сильно ограничены. Однако из любого правила есть исключения, и даже в далеком XIX веке были те, кто связывал свою жизнь с этой сферой. Одна из них – Евдокия Мельникова, основавшая собственное пароходство, занимавшееся речными перевозками по всей Сибири. Занятие этим «неженским» делом и слава деспотичного руководителя сделали ее одной из самых ярких «бизнес-леди» дореволюционной России.

После смерти мужа-купца Евдокия Мельникова решила взять все в свои руки и основать собственное пароходство. Так, в 1893 года она организует в Барнауле пароходную компанию, во главе которой ставит своего 23-летнего сына Александра. Надо сказать, что при отсутствии нормальных дорог и железнодорожного сообщения, реки на юге Сибири в конце XIX века были едва ли не единственным способом связать в одну нить производственные и сельскохозяйственные центры с рынками сбыта.

Первым пароходом новой транспортной компании стал «Кормилец», построенный в Тюмени на заводе Пирсона-Гуллета. Это сделало Евдокию Мельникову основательницей пассажироперевозок по Оби. Название было с подтекстом – судно должно было кормить семью купчихи и приносить доход. Этот небольшой пароход в 200 лошадиных сил по всей длине палубы имел жилую надстройку, в носовой части которой был оборудован салон и каюты первого класса, а в кормовой – каюты второго класса и общий зал для пассажиров третьего класса. Помимо этого предпринимательница первой среди других судовладельцев Обского бассейна приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов.

Центральный офис пароходства со временем переместился в столицу губернии – Томск, отделения были открыты в Барнауле, Бийске и Новониколаевске. Клиентов старались привлечь разными бытовыми удобствами и техническими достижениями. В зависимости от купленного билета пассажир мог рассчитывать даже на библиотеку и пианино в салоне, кроме того, к их услугам предлагались буфет, кухня, электрическое освещение и паровое отопление. Внутренние помещения имели хорошую даже по современным меркам отделку.

Сохранилось письмо, которое Евдокии написал ее сын Александр:

«Дорогая мама!

Все благополучно; давно не писал, потому что скоро собираюсь выехать из Тюмени домой на «Гуллете». Пароходы вышли очень красивые и хорошие. Будьте здоровы. Ваш Александр. Тюмень. 12 августа 1907 г.».

Русско-японская и Первая мировая войны стали катализатором развития речных перевозок. В это время Транссибирская магистраль была почти полностью переориентирована на перевозку военных грузов, а на речной транспорт легла вся гражданская логистика – от товаров до пассажиров.

Евдокия Мельникова успешно этим воспользовалась. С прикола были сняты простаивавшие суда, отремонтированы и реконструированы устаревшие. В 1907–1909 годах она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов американского типа.

В начале XX века пароходный бизнес Мельниковой стал одним из крупнейших в Сибири. В 1910 году ее флотилия насчитывала 10 пароходов, 6 барж и 6 дебаркадеров. Крупнейшими были суда «Воткинский завод», «Богатырь» и «Двигатель» мощностью 500 лошадиных сил каждый. Основным видом деятельности пароходства была перевозка грузов, в первую очередь, зерна. В компании трудились более 500 человек – управляющие, капитаны, машинисты, матросы и другие. В 1914 году обороты предприятия превышали 837 тысяч рублей, прибыль составила 205 тысяч рублей. Мельникова стала миллионершей. В 1913–1915 годах пароходство Мельниковой входило в картель барнаульских и новониколаевских пароходовладельцев – «Соединенную пароходную компанию», являясь самым крупным пайщиком.

Современники считали Мельникову успешной и деловой, но отмечали ее склонность к диктаторству. Критиковали ее в первую очередь за экономию на работниках, грубость и крутой нрав. Зарплата на ее предприятиях не росла, а снижалась: так, в 1910 году ее фонд сократился на 30%.

В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, после чего ее наследник Александр продал дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и торговли за 1,6 млн рублей. Пароходы, однако, продолжали ходить, а «Кормилец» даже сыграл свою роль в громких исторических событиях страны. Так, после революции именно на нем отрекшийся от престола император Николай II преодолел часть пути в ссылку (от Тюмени до Тобольска). В мае 1921 года это же судно, но уже переименованное в «Совнарком», врезалось в опору железнодорожного моста в районе Новониколаевска, совершая рейс из Барнаула в Томск. В результате аварии на пароходе взорвался котел, а корпус переломился пополам. По разным оценкам инцидент унес жизни от 200 до 400 человек. Останки судна были подняты со дна реки и утилизированы лишь в 1984 году, через 93 года после первого рейса, который принес Евдокии Мельниковой имя самой известной алтайской предпринимательницы дореволюционной эпохи.

По материалам altapress.ru, kapitalist.tv и SeaNews

↑ 

Наверх