РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Даже сегодня, в век, когда женщины работают практически во всех отраслях и занимают самые разные должности, в судоходстве их остается довольно мало. Что и говорить о былых временах, в которые их возможности были сильно ограничены. Однако из любого правила есть исключения, и даже в далеком XIX веке были те, кто связывал свою жизнь с этой сферой. Одна из них – Евдокия Мельникова, основавшая собственное пароходство, занимавшееся речными перевозками по всей Сибири. Занятие этим «неженским» делом и слава деспотичного руководителя сделали ее одной из самых ярких «бизнес-леди» дореволюционной России.
После смерти мужа-купца Евдокия Мельникова решила взять все
в свои руки и основать собственное пароходство. Так, в 1893 года она организует
в Барнауле пароходную компанию, во главе которой ставит своего 23-летнего сына
Александра. Надо сказать, что при отсутствии нормальных дорог и
железнодорожного сообщения, реки на юге Сибири в конце XIX века были едва ли не
единственным способом связать в одну нить производственные и
сельскохозяйственные центры с рынками сбыта.
Первым пароходом новой транспортной компании стал
«Кормилец», построенный в Тюмени на заводе Пирсона-Гуллета. Это сделало Евдокию
Мельникову основательницей пассажироперевозок по Оби. Название было с
подтекстом – судно должно было кормить семью купчихи и приносить доход. Этот
небольшой пароход в 200 лошадиных сил по всей длине палубы имел жилую надстройку,
в носовой части которой был оборудован салон и каюты первого класса, а в
кормовой – каюты второго класса и общий зал для пассажиров третьего класса. Помимо
этого предпринимательница первой среди других судовладельцев Обского бассейна
приобрела двухпалубные пароходы американского типа с каютами разных классов.
Центральный офис пароходства со временем переместился в
столицу губернии – Томск, отделения были открыты в Барнауле, Бийске и
Новониколаевске. Клиентов старались привлечь разными бытовыми удобствами и
техническими достижениями. В зависимости от купленного билета пассажир мог
рассчитывать даже на библиотеку и пианино в салоне, кроме того, к их услугам
предлагались буфет, кухня, электрическое освещение и паровое отопление.
Внутренние помещения имели хорошую даже по современным меркам отделку.
Сохранилось письмо, которое Евдокии написал ее сын
Александр:
«Дорогая мама!
Все благополучно; давно не писал, потому что скоро собираюсь
выехать из Тюмени домой на «Гуллете». Пароходы вышли очень красивые и хорошие.
Будьте здоровы. Ваш Александр. Тюмень. 12 августа 1907 г.».
Русско-японская и Первая мировая войны стали катализатором
развития речных перевозок. В это время Транссибирская магистраль была почти
полностью переориентирована на перевозку военных грузов, а на речной транспорт
легла вся гражданская логистика – от товаров до пассажиров.
Евдокия Мельникова успешно этим воспользовалась. С прикола
были сняты простаивавшие суда, отремонтированы и реконструированы устаревшие. В
1907–1909 годах она отправила в навигацию семь прекрасно отделанных пароходов
американского типа.
В начале XX века пароходный бизнес Мельниковой стал одним из
крупнейших в Сибири. В 1910 году ее флотилия насчитывала 10 пароходов, 6 барж и
6 дебаркадеров. Крупнейшими были суда «Воткинский завод», «Богатырь» и
«Двигатель» мощностью 500 лошадиных сил каждый. Основным видом деятельности
пароходства была перевозка грузов, в первую очередь, зерна. В компании
трудились более 500 человек – управляющие, капитаны, машинисты, матросы и другие.
В 1914 году обороты предприятия превышали 837 тысяч рублей, прибыль составила
205 тысяч рублей. Мельникова стала миллионершей. В 1913–1915 годах пароходство
Мельниковой входило в картель барнаульских и новониколаевских
пароходовладельцев – «Соединенную пароходную компанию», являясь самым крупным
пайщиком.
Современники считали Мельникову успешной и деловой, но
отмечали ее склонность к диктаторству. Критиковали ее в первую очередь за
экономию на работниках, грубость и крутой нрав. Зарплата на ее предприятиях не
росла, а снижалась: так, в 1910 году ее фонд сократился на 30%.
В 1917 году Евдокия Мельникова умерла, после чего ее
наследник Александр продал дело Западно-Сибирскому товариществу пароходства и
торговли за 1,6 млн рублей. Пароходы, однако, продолжали ходить, а «Кормилец»
даже сыграл свою роль в громких исторических событиях страны. Так, после
революции именно на нем отрекшийся от престола император Николай II преодолел часть
пути в ссылку (от Тюмени до Тобольска). В мае 1921 года это же судно, но уже
переименованное в «Совнарком», врезалось в опору железнодорожного моста в
районе Новониколаевска, совершая рейс из Барнаула в Томск. В результате аварии
на пароходе взорвался котел, а корпус переломился пополам. По разным оценкам инцидент
унес жизни от 200 до 400 человек. Останки судна были подняты со дна реки и
утилизированы лишь в 1984 году, через 93 года после первого рейса, который
принес Евдокии Мельниковой имя самой известной алтайской предпринимательницы
дореволюционной эпохи.
По материалам altapress.ru, kapitalist.tv и SeaNews
Наверх