13.03.2020

Российские моряки с судна «Нептун» вернулись домой

Восемь членов экипажа находящегося на ремонте в порту китайского города Наньтун судна «Нептун» репатриированы в Россию за счет государства. Моряки вернулись на родину седьмого марта. Организацией процедуры репатриации занимались сотрудники Генконсульства РФ в Шанхае.

– У компании-судовладельца «Гудзон» были задолженности по зарплате, и моряки попросили репатриировать их за счет Российской Федерации, – сообщил консул-советник Генконсульства РФ в Шанхае Эрнст Юркин. – Эта процедура заняла определенное время, и в конечном итоге они вылетели из Шанхая во Владивосток с пересадкой в Сеуле.

Судно «Нептун» находится на ремонте в китайском порту Наньтун с 2018 года. Ранее сообщалось об имеющихся у компании-судовладельца коммерческих спорах с китайским судоремонтным заводом.

Напомним, что в августе 2018 года «Нептун» оказался в числе шести российских грузовых судов компании «Гудзон», которые попали в санкционный список Министерства финансов США в отношении Северной Кореи. В нем также значатся «Партизан» (ИМО: 9113020), «Бэлла» (ИМО: 8808264), «Богатырь» (ИМО: 9085730), «Севастополь» (ИМО: 9235127) и «Патриот» (ИМО: 9003550). По мнению американских властей, эти теплоходы причастны «к передаче нефтепродуктов судам, следующим под флагом КНДР, а также к деятельности, запрещенной Совбезом ООН». После этого компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, а  многие принадлежащие ей суда не могут покинуть порты. Кроме того, на «Севостополе», «Партизане» и «Патриоте» также возникали проблемы со своевременной репатриацией, выплатами заработной платы и снабжением.

Как рассказал председатель первичной профсоюзной организации моряков Российского профсоюза моряков г. Владивостока, инспектор Международной федерации транспортников во Владивостоке Петр Осичанский, это не первый случай, когда моряков репатриируют за счет государства: «Например, в 2010 году с канадского острова Сент-Джонс были репатриированы 49 российских и двое украинских членов экипажа с арестованного пассажирского лайнера «Любовь Орлова», которым судовладелец не выплачивал зарплату и не возвращал домой. Тогда репатриацией также занимался российский консул, и все члены экипажа – моряки из Владивостока и Новороссийска – тоже отправились на Родину за счет налогоплательщиков. Позже был создан специальный фонд для оказания помощи гражданам РФ, оказавшимся в беде за рубежом, то есть помогали не только морякам и рыбакам, но и туристам. Можно также вспомнить пример 2018 года: когда обанкротилась компания ВИМ-Авиа, тысячи наших туристов были доставлены домой из-за рубежа тоже за счет государства. Да и в том же Китае, в Шанхае в 2009 году Генконсульство РФ организовывало репатриацию членов экипажа теплохода «Игорь Белянский» – моряков из Ванино и Советской Гавани. Зарплату они, правда, так и не получили. Впрочем, думаю, что и моряки компании «Гудзон» тоже вряд ли ее увидят в ближайшей перспективе».

Отметим, что сам порядок репатриации за счет средств государства содержится в Приказе МИДа № 1692 от 10 февраля 2016 года «Об утверждении Порядка репатриации с территории иностранного государства моряков, работающих на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также моряков – граждан Российской Федерации, входящих в состав экипажей судов, плавающих под иностранным флагом».

– Этот документ – продолжение, или точнее, более грамотная реализация Постановления Правительства РФ № 996 от 6 ноября 2013 года «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве», – добавил Петр Осичанский. – И это – хороший запасной вариант на случай, если произойдет какой-то сбой в режиме репатриации в рамках поправки к Правилу 2.5 «Репатриация» Конвенции МОТ о труде в морском судоходстве 2006 года. То есть если свои обязательства в этом отношении не выполнит страховая компания. Применяется он не слишком часто, просто потому что нужды в этом обычно нет. Кроме того, репатриация по этом приказу занимает довольно много времени  – консул обращается в Москву, сообщает о проблеме, количестве моряков, стоимости билетов, потом, получив отмашку, готовит весь процесс, ждет прихода средств...  Наконец, необходимость в реализации этого приказа возникает, как правило, в ситуации, если судно и экипаж брошены, что случается далеко не каждый день. Сам порядок репатриации за счет государства действует, уже применялся и будет применяться впредь.

Как отметил Николай Суханов, председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ, государство должно внимательно следить за тем, чтобы такие проблемы с репатриацией, как в случае с компанией «Гудзон», в принципе не возникали: «Согласно требованиям КТМС, на каждом судне должны быть страховые свидетельства, гарантирующие в том числе репатриацию моряков и выплату им заработной платы за четыре месяца в случае оставления судна. Государство должно обеспечить гарантии для моряков, обязав судовладельцев застраховать их на случай смерти и банкротства компании – то есть после вступления в 2017 году в силу этих поправок ни один теплоход не должен выйти из порта, не имея на борту страховых свидетельств. Но на самом деле на многих теплоходах, с которых мы получаем обращения моряков – среди них, например, «Crystal East», «Carolina Wind», принадлежащий компании «Гудзон» танкер «Патриот», брошенный в китайском порту – отсутствуют такие свидетельства. Возникает вопрос, почему администрации морских портов, выступающие в роли государственного органа контроля, разрешают эксплуатацию судов без страховых свидетельств. В таких обстоятельствах и применяется Приказ № 1692, однако в этом случае моряк при репатриации не получает четырехмесячной задолженности по заработной плате. Их, конечно, такая ситуация не устраивает и после репатриации они обращаются в различные органы, включая РПСМ, для того, чтобы получить невыплаченную заработную плату. Однако компании, в которых они работали, уже обанкротились, и ждать от них денег не приходится».

По мнению Николая Суханова, чтобы сократить риски, необходимо, чтобы государство в лице администрации морских портов определило перечень российских страховых компаний для  российских судов, которые в случае банкротства судовладельца гарантировали бы морякам возвращение домой и получение задолженности по выплате заработной платы за последние четыре месяца: «В отношении страховых свидетельств вообще существует множество проблем: например, при проверке российских судов в период с января 2017 года, когда поправки о гарантиях репатриации вступили в силу, по январь 2020 года мы выявили множество фактов страхования российских моряков в иностранных страховых компаниях. При этом при официальном обращении в их адрес, информацию о страховании членов экипажей получить практически невозможно. Случается также, что наличие на борту действующих страховых свидетельств не гарантирует морякам выплаты страховых возмещений и репатриации, так как по информации страховых компаний судовладельцами не всегда вовремя  выплачивают страховые взносы и поэтому страховые свидетельства не имеют законной силы. Кроме того, до сих пор компетентным органом не определена минимальная сумма страхования  моряков на случай смерти во время работы на борту судна – в настоящее время российские судовладельцы страхуют жизнь моряка на сумму от десяти тысяч рублей, причем в случае гибели члена экипажа страховое возмещение получает судовладелец, а не родственники моряка».

По информации ТАСС

↑ 

Наверх