РОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ МОРЯКОВ
SEAFARERS' UNION OF RUSSIA
МОРЯК ВНЕ ПРОФСОЮЗА -
НЕЗАЩИЩЕННЫЙ МОРЯК
Вернуться назад
Восемь членов экипажа находящегося на ремонте в порту китайского города Наньтун судна «Нептун» репатриированы в Россию за счет государства. Моряки вернулись на родину седьмого марта. Организацией процедуры репатриации занимались сотрудники Генконсульства РФ в Шанхае.
– У компании-судовладельца «Гудзон» были задолженности по
зарплате, и моряки попросили репатриировать их за счет Российской Федерации, –
сообщил консул-советник Генконсульства РФ в Шанхае Эрнст Юркин. – Эта процедура
заняла определенное время, и в конечном итоге они вылетели из Шанхая во Владивосток
с пересадкой в Сеуле.
Судно «Нептун» находится на ремонте в китайском порту
Наньтун с 2018 года. Ранее сообщалось об имеющихся у компании-судовладельца
коммерческих спорах с китайским судоремонтным заводом.
Напомним, что в августе 2018 года «Нептун» оказался в числе
шести российских грузовых судов компании «Гудзон», которые попали в санкционный
список Министерства финансов США в отношении Северной Кореи. В нем также
значатся «Партизан» (ИМО: 9113020), «Бэлла» (ИМО: 8808264), «Богатырь» (ИМО:
9085730), «Севастополь» (ИМО: 9235127) и «Патриот» (ИМО: 9003550). По мнению
американских властей, эти теплоходы причастны «к передаче нефтепродуктов судам,
следующим под флагом КНДР, а также к деятельности, запрещенной Совбезом ООН». После
этого компания столкнулась с серьезными финансовыми трудностями, а многие принадлежащие ей суда не могут
покинуть порты. Кроме того, на «Севостополе», «Партизане» и «Патриоте» также возникали
проблемы со своевременной репатриацией, выплатами заработной платы и
снабжением.
Как рассказал председатель первичной профсоюзной организации
моряков Российского профсоюза моряков г. Владивостока, инспектор Международной
федерации транспортников во Владивостоке Петр Осичанский, это не первый случай,
когда моряков репатриируют за счет государства: «Например, в 2010 году с
канадского острова Сент-Джонс были репатриированы 49 российских и двое
украинских членов экипажа с арестованного пассажирского лайнера «Любовь
Орлова», которым судовладелец не выплачивал зарплату и не возвращал домой.
Тогда репатриацией также занимался российский консул, и все члены экипажа –
моряки из Владивостока и Новороссийска – тоже отправились на Родину за счет
налогоплательщиков. Позже был создан специальный фонд для оказания помощи
гражданам РФ, оказавшимся в беде за рубежом, то есть помогали не только морякам
и рыбакам, но и туристам. Можно также вспомнить пример 2018 года: когда
обанкротилась компания ВИМ-Авиа, тысячи наших туристов были доставлены домой
из-за рубежа тоже за счет государства. Да и в том же Китае, в Шанхае в 2009
году Генконсульство РФ организовывало репатриацию членов экипажа теплохода
«Игорь Белянский» – моряков из Ванино и Советской Гавани. Зарплату они, правда,
так и не получили. Впрочем, думаю, что и моряки компании «Гудзон» тоже вряд ли
ее увидят в ближайшей перспективе».
Отметим, что сам порядок репатриации за счет средств
государства содержится в Приказе МИДа № 1692 от 10 февраля 2016 года «Об
утверждении Порядка репатриации с территории иностранного государства моряков,
работающих на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации,
а также моряков – граждан Российской Федерации, входящих в состав экипажей
судов, плавающих под иностранным флагом».
– Этот документ – продолжение, или точнее, более грамотная
реализация Постановления Правительства РФ № 996 от 6 ноября 2013 года «О мерах
по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из
Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве», – добавил Петр Осичанский.
– И это – хороший запасной вариант на случай, если произойдет какой-то сбой в
режиме репатриации в рамках поправки к Правилу 2.5 «Репатриация» Конвенции МОТ
о труде в морском судоходстве 2006 года. То есть если свои обязательства в этом
отношении не выполнит страховая компания. Применяется он не слишком часто,
просто потому что нужды в этом обычно нет. Кроме того, репатриация по этом
приказу занимает довольно много времени
– консул обращается в Москву, сообщает о проблеме, количестве моряков, стоимости
билетов, потом, получив отмашку, готовит весь процесс, ждет прихода средств... Наконец, необходимость в реализации этого
приказа возникает, как правило, в ситуации, если судно и экипаж брошены, что
случается далеко не каждый день. Сам порядок репатриации за счет государства
действует, уже применялся и будет применяться впредь.
Как отметил Николай Суханов, председатель Дальневосточной
региональной организации РПСМ, государство должно внимательно следить за тем,
чтобы такие проблемы с репатриацией, как в случае с компанией «Гудзон», в
принципе не возникали: «Согласно требованиям КТМС, на каждом судне должны быть
страховые свидетельства, гарантирующие в том числе репатриацию моряков и
выплату им заработной платы за четыре месяца в случае оставления судна. Государство
должно обеспечить гарантии для моряков, обязав судовладельцев застраховать их
на случай смерти и банкротства компании – то есть после вступления в 2017 году
в силу этих поправок ни один теплоход не должен выйти из порта, не имея на
борту страховых свидетельств. Но на самом деле на многих теплоходах, с которых
мы получаем обращения моряков – среди них, например, «Crystal East», «Carolina Wind», принадлежащий
компании «Гудзон» танкер «Патриот», брошенный в китайском порту – отсутствуют такие
свидетельства. Возникает вопрос, почему администрации морских портов, выступающие
в роли государственного органа контроля, разрешают эксплуатацию судов без
страховых свидетельств. В таких обстоятельствах и применяется Приказ № 1692,
однако в этом случае моряк при репатриации не получает четырехмесячной задолженности
по заработной плате. Их, конечно, такая ситуация не устраивает и после
репатриации они обращаются в различные органы, включая РПСМ, для того, чтобы
получить невыплаченную заработную плату. Однако компании, в которых они
работали, уже обанкротились, и ждать от них денег не приходится».
По мнению Николая Суханова, чтобы сократить риски,
необходимо, чтобы государство в лице администрации морских портов определило
перечень российских страховых компаний для
российских судов, которые в случае банкротства судовладельца гарантировали
бы морякам возвращение домой и получение задолженности по выплате заработной
платы за последние четыре месяца: «В отношении страховых свидетельств вообще
существует множество проблем: например, при проверке российских судов в период
с января 2017 года, когда поправки о гарантиях репатриации вступили в силу, по
январь 2020 года мы выявили множество фактов страхования российских моряков в
иностранных страховых компаниях. При этом при официальном обращении в их адрес,
информацию о страховании членов экипажей получить практически невозможно.
Случается также, что наличие на борту действующих страховых свидетельств не
гарантирует морякам выплаты страховых возмещений и репатриации, так как по информации
страховых компаний судовладельцами не всегда вовремя выплачивают страховые взносы и поэтому страховые
свидетельства не имеют законной силы. Кроме того, до сих пор компетентным
органом не определена минимальная сумма страхования моряков на случай смерти во время работы на
борту судна – в настоящее время российские судовладельцы страхуют жизнь моряка
на сумму от десяти тысяч рублей, причем в случае гибели члена экипажа страховое
возмещение получает судовладелец, а не родственники моряка».
По информации ТАСС
Наверх