03.03.2020

«Фаина»: 12 лет спустя

Захват «Фаины» стал 26-м за 2008 год случаем нападения пиратов на суда возле побережья Сомали. Всего за тот год в разных точках  было совершено 111 нападений на суда, успешно пираты захватили 42.

Развитие сомалийского пиратства чаще всего связывают с сомалийской гражданской войной – военным конфликтом, который начался в 1988-м и продолжается до сих пор; за 30 лет вооруженного противостояния государства, как такового, в Сомали фактически не осталось. Считается, что пиратство появилось в начале 2000-х годов.

По словам Михаила Аничкина, президента правления союза частных предприятий в сфере безопасности «Содружество миротворец», нападения начались в 2000-х годах после того, как итальянцы затопили в Индийском океане у берегов Сомали промышленные отходы и там умерла рыба. Сомалийские рыбаки стали собираться в вооруженные группы и захватывать иностранные суда. По словам Аничкина, первый раз сомалийцы напали на иностранных моряков, «просто, чтобы показать: да сколько уже можно с нами так поступать? Мы тут вообще-то живем».

Эксперты полагают, что ситуация изменилась по вине внешних игроков – в первую очередь, западных страховых компаний, поскольку участившиеся нападения на суда в Аденском заливе сулили хорошие прибыли. Сомалийское пиратство стало аферой, с помощью которой делают гигантские деньги, – намного больше, чем получают пираты в виде выкупов».

«Есть страховая компания, которая давит на фрахтователя, чтобы он застраховался у нее от пиратов, а он не хочет страховаться, – объясняет Михаил Аничкин. – Поэтому пиратское нападение надо организовать, чтобы он понял, что такая опасность есть. После нападения, как правило, компания фрахтователя заключает договор на страхование».

Аничкин и многие другие опрошенные «Медузой» специалисты уверены, что именно страховые фирмы помогли «организовать сомалийцев»: они обеспечивали их оружием и сообщали координаты проходивших судов. «Иначе откуда у африканцев, которые вчера пасли коз, оборудование, оружие, моторные лодки и самое главное  – точные данные о времени и местоположении проходящих около них судов?» – говорит Аничкин.

О том, что больше всего выгоды от нападений на суда получали именно страховщики, писали и западные СМИ; в 2013-м, когда частота нападений пошла на спад, Reuters сообщало о значительных убытках, которые понесли из-за этого страховые компании. По словам Михаила Аничкина, несмотря на то, что сейчас пираты захватывают суда значительно реже, «четкая вертикаль пиратского мира» существует в Сомали до сих пор.

В плену
В день захвата «Фаины» пираты на виду у всего экипажа вывели Виктора Никольского на мостик и, приставив к голове полуржавый автомат, спросили на ломаном английском, почему он не остановил сухогруз сразу же, как они приказали. Босой африканец, стоявший перед 61-летним старпомом в одних шортах, угрожал расстрелять его на месте. Никольский вспоминает, что тогда подумал про себя: «Ну, стреляй, отправлюсь прямиком к жене на небо». Хотя и признается сейчас, что было страшно: «Была в голове мысль, как бы не описаться и не обкакаться от страха прямо при всех». Позже моряки не раз между собой вспоминали, что «старпом от страха чуть не обконфузился».

Впрочем, припугнув моряка, пират дал ему возможность связаться по спутниковой связи с владельцем судна. «Звоню, говорю: это „Фаина“». – «Что там у вас?» – «На нас совершили пиратское нападение». – «Да ну, не может быть».

На следующий день, 26 сентября, судовладелец перезвонил и заверил Никольского, что все будет в порядке: моряков освободят через три дня. Однако домой экипаж «Фаины» смог попасть только в феврале 2009 года.

По приказу пиратов «Фаина» отправилась в порт Хобьо – небольшой городок на побережье Сомали, куда пираты обычно пригоняют захваченные суда в ожидании выкупа. В 2006 году 12-тысячный Хобьо захватили боевики из Исламского союза судов, и вскоре городок стал основным центром пиратства в Сомали. Вместе с «Фаиной» своей судьбы в порту ждали команды еще нескольких судов , в том числе нефтяных танкеров.

В Хобьо «Фаину» поставили на якорь. Всю следующую неделю пиратские главари обследовали груз и пытались прикинуть его стоимость: военную технику оценили в 3,2 миллиона долларов, и именно столько в итоге запросили в качестве выкупа. Остальные пираты грабили каюты. Они брали, по выражению одного из членов экипажа, «все, что к полу не приколочено» – от личных вещей моряков до оборудования. Виктор Никольский вспоминает, как один из пиратов отвел его в сторону и сказал: «Скажи своим морякам, чтоб отдали все деньги и ценности. Если у кого-нибудь хотя бы доллар найду, он будет расстрелян».

Но, говорят моряки, «вожак отряда», пират по имени Мухамед, регулярно посещавший «Фаину» с проверками, ругал подчиненных, если видел, что они проявляют агрессию, и всегда отчитывал «особо ушлого, любившего шакалить по каютам».

Механик Антон Тарасов вспоминает, как один из пиратов нарядился в фольгированный противопожарный костюм (такие висели в каютах): «Глядим, приходит пират в этом блестящем костюме – довольный, сияет аж, как новый самовар, улыбка тридцать два зуба. Ну, я смеюсь, говорю товарищу: „Смотри, робокоп!“» В этом костюме, по словам механика, пират проходил две недели.

Обычно пираты были одеты в простую европейскую одежду  – шорты и жилетки (хотя, по свидетельствам моряков, любили завернуться в судовые простыни и скатерти: «Обмотаются в простыню, автомат через плечо – и пошли»), пили воду с огромным количеством сахара и жевали кат.

«На некоторых пиратов глянешь – ну дед дедом, а траву ест, как молодая лошадь», – рассказывает Антон Тарасов. Этот «дед» – африканец лет 60, по словам механика, жаловался Виктору Никольскому, с которым они были ровесниками, на тяжелую пиратскую жизнь: «Вот он подсядет к нашему старпому и начинает ему жаловаться: „Суставы болят, еще что-то болит, а как все хорошо было в Советском Союзе, нас хорошо спонсировали, содержали“. Натурально, как наши деды на лавочках».

Никольский рассказывает, что пытался надавить на пиратскую ностальгию по СССР, чтобы разжалобить захватчиков, рассказывал, как Советский Союз строил в Сомали школы и заводы. «И зачем же вы тогда сейчас нас, русских, взяли в плен? Отпустите нас», – пересказывает старпом свои разговоры с пиратами. По его словам, «в их сознании даже начала происходить какая-то подвижка», но вскоре его собеседники вспомнили, что СССР помогал еще и Эфиопии. «Они с Эфиопией в то время воевали, – объясняет старпом. – Вся моя стройная система влияния на их мозги рассыпалась».

Продолжение следует.
По материалам  Meduza

↑ 

Наверх