02.03.2020

«Фаина»: 12 лет спустя

25 сентября 2008 года сомалийские пираты захватили в Аденском заливе украинское грузовое судно «Фаина». Спустя 12 лет ситуация мало изменилась, моряков по-прежнему берут в плен и случается, даже убивают. История «Фаины» – это напоминание всем нам, что морские пираты – это совсем  не романтика и не захватывающий миф. Это современная, очень жесткая реальность, о которой рассказали спецкору «Медуза» непосредственные участники событий.

Пришел на замену
В 2007 году, вернувшись из очередного плавания, 60-летний моряк Виктор Никольский похоронил жену, с которой прожил 35 лет. Ей он всю жизнь привозил из что-то из плаваний, она ждала его дома, а иногда и ехала на поезде в другой город – туда, куда прибывал пароход, чтобы встретиться с мужем как можно раньше.
Бывало, по словам Никольского, и так, что моряков отправляли на стоянку на пару недель или месяцев в Калининград или Ригу. Туда к ним тоже приезжали жены. Во время стоянки они жили с моряками на судне, которое  «превращалось то ли в детский сад, то ли в семейное общежитие».
Выдерживали такой образ жизни не все, многие семьи распадались. «Мы же работали круглосуточно, — объясняет Никольский.  – Копили все выходные, которые проводили в рейсе, переработки и потом старались все это дело складывать вместе. Бывало, что и по четыре месяца сидели на берегу с семьей. Но деньги быстро кончались, и все дружно сосали лапу».
В советские годы зарабатывали моряки скромно, но дефицит товаров в стране позволял «крутиться»: из походов привозили японские зонтики, полиэтиленовые пакеты, ковры. «Продавали все, кроме родины», –хитро улыбаясь, говорит Никольский. Впрочем, таможня позволяла не так уж много: раз в год можно было ввезти 12 пар обуви, три ковра, одну шубу, несколько метров ткани.

Никольский всю жизнь был радистом, но в начале 2000-х поступил на судоводительский факультет в Университет морского и речного флота имени адмирала Макарова и начал строить капитанскую карьеру.
В конце лета 2008 года, после потери жены, Никольский осознал, что взрослый сын больше в нем не нуждается, а ему самому «вроде как следует чем-то свою жизнь наполнить». Он пришел в петербургский Росморпорт и объявил, что хочет на работу. Никольскому предложили пойти в рейс старшим помощником капитана на пароме Петербург-Калининград, в перспективе пообещав должность капитана.
Предложение было неплохое, но уже на пути в метро ему неожиданно позвонили из одесской судовой компании. Там сообщили, что старпом, который должен был со дня на день идти в плавание на ролкере «Фаина», запил. Никольского срочно просили его заменить. Моряк усмехнулся, подумав, что так всю жизнь: то никто о нем не вспоминает, то сразу все. Времени на раздумья не было: Никольскому сообщили, что платят хорошие деньги, а билет на самолет до Украины на его имя уже куплен, вылет через пару часов. 

Собачья вахта
«Фаина», 152-метровый ролкер с синим корпусом и нарядной белой палубой,  вышла в море 29 августа 2008 года. Судно следовало из украинского порта Октябрьск в Момбасу, чтобы доставить в Кению военный груз: танки, зенитные установки, гранатометы и боеприпасы. Техника была старой: танки Т-72 были произведены в СССР в 1978-м – примерно тогда же, когда была спущена на воду сама «Фаина». Экипаж – 21 человек: 17 украинцев, трое россиян (в том числе капитан, петербуржец Владимир Колобков) и латыш.
В путь сухогруз отправился под удобным флагом Белиза, это позволяло судовладельцу-одесситу Вадиму Альперину сократить финансовые издержки. Маршрут «Фаины» пролегал через Черное море, Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив и далее на юг вдоль восточного побережья Африки.

Из Красного моря судно вышло в 20-х числах сентября. Моряки вспоминают, что во время стоянок из-за 35-градусной жары на палубе находиться было невыносимо, пот струился даже по ногам. Члены команды старались лишний раз не выходить из кают. Там каждый развлекал себя, как умел и как привык: одни смотрели телевизор, другие спали, третьи переписывались с семьей и друзьями. Некоторые играли в карты и нарды. 48-летнему капитану Колобкову с первых же дней нездоровилось, он почти не выходил из каюты.

25 сентября, подкрепившись полдником, старший помощник капитана Виктор Никольский заступил на «собачью вахту» – так моряки называют дежурство с 16:00 до 20:00, потому что в это время «рубит в сон». Вскоре к старпому подбежал второй помощник: «Анатольич, ну-ка глянь, там какая-то белая точка за нами!» Настроив бинокль, старпом увидел белую моторную лодку, а в ней африканцев. Подняв руки высоко над головой, они махали экипажу «Фаины», требуя остановиться. Вскоре старпом обнаружил рядом с первой лодкой еще два катера. Никольский скомандовал «дать ходу от бандитов».

Четвертый механик, 27-летний Антон Тарасов, вспоминает, что в это время выходил с камбуза, чтобы «покемарить в своей каюте». Ему навстречу выбежал старший механик с криком: «Пираты! Твою мать! Там черные пираты!» На судне началась суета, все забегали, включилась сигнализация. Тарасов подумал, что стармех снова устроил учебную тревогу («он был одесситом с юморком»), но в этот момент судовой повар, смотревший в окно камбуза, закричал: «Сейчас РПГ ****** [выстрелит]!»
Пираты действительно начали стрелять по «Фаине» из гранатомета, но, по словам моряков, одна граната не долетела, а вторая стукнулась о надстройку судна, не взорвавшись. Впоследствии экипаж «Фаины» насчитал в надстройке 29 пробоин.
Оторваться от пиратских катеров «Фаина» не сумела, лодки нагнали ролкер и окружили. Нападавших было 14 человек. Пираты с двух катеров забросили крючья и начали быстро карабкаться на борт; с третьего катера «Фаину» продолжали обстреливать.

Когда Тарасов наконец понял, что это не учебная тревога, он побежал в машинное отделение. Там уже собрались другие механики и мотористы; они подключили воду к пожарному шлангу, чтобы боцман смог сбивать карабкающихся на борт пиратов. Африканцы тем временем забрались на ролкер и начали палить в воздух из автоматов Калашникова. Когда пираты прорвались в рубку, старпом Виктор Никольский дал команду остановить двигатели.
Бандиты приказали экипажу построиться на палубе: больного капитана Колобкова вывели из каюты под руки; некоторые члены команды, по словам старпома, в тот день увидели капитана впервые. Пираты объявили, что берут моряков в плен и не отпустят, пока за них не заплатят выкуп. Осмотрев груз «Фаины» и выяснив, что ролкер перевозит военную технику, пираты запросили 32 миллиона долларов.

Спустя несколько дней капитан Владимир Колобков почувствовал себя лучше, попросил принести ему перед сном стакан молока, а на следующее утро в своей каюте умер от сердечного приступа. Старпом Виктор Никольский раздал морякам «капитанские» сигареты «Captain Black», сказав: «Покурите. Хоть помянем его».
Сначала моряки хотели похоронить капитана по морскому обычаю, выбросив за борт: на борту не было дизеля, холодильник работал только по ночам. Но потом все же освободили от продуктов большой рефрижератор, сколотили из досок ящик, куда положили тело, завернутое в черный мешок. Там оно пролежало следующие 130 дней.

Продолжение  читайте завтра, 03 марта 2020

По материалам Meduza

↑ 

Наверх