26.02.2020

На острие науки и практики

У Александра Чернухи, старшего помощника капитана танкера «Георгий Маслов» компании «Новошип», мотивов связать свою жизнь с морем было предостаточно, и ни одного, чтобы усомниться в сделанном выборе. Пойти по стопам отца-капитана он мечтал с детства. С тех пор он много раз убеждался, что даже в самые неспокойные времена профессия моряка остается чуть ли не единственным островком стабильности.

Преддипломная практика Александра прошла в компании «V.Ships». Он хорошо себя зарекомендовал, и сразу после получения диплома Новороссийской государственной морской академии им. адм. Ф. Ф. Ушакова руководство «V.Ships» предложило ему вернуться на судно компании третьим помощником капитана. Для молодого специалиста это предложение оказалось очень заманчивым. Так трехсоттысячник «Front Crown» стал первым судном в карьере. Танкер возил нефть из Персидского залива в юго-восточную Азию и дальше – через Тихий океан в Калифорнию. По признанию Александра, в самом большом океане мира перед человеком открываются сила, мощь и красота морской стихии.

– Правда в тот период я видел это мельком, – говорит он. – Первый рейс в должности – не до красот. В голове постоянно мелькали тревожные мысли: не ошибиться в расчете зарплаты, не забыть проверить огнетушители. Когда же в Лонг-Бич к нам на борт поднялся флажный инспектор, и я увидел вопросы, которые решает наш старпом, сразу понял, что настоящие переживания еще впереди. В любой карьере вместе с должностью растет не только зарплата, но и ответственность, а в море ее кратно больше. 

В 2011 году Александр Чернуха впервые ушел в рейс в должности старшего помощника капитана. Новыми для него стали не только должность, но и судно компании «Новошип» – «Петродворец».

– Опыт в нашем деле – незаменимая вещь, – делится он. – Работа моряка полна стрессов, но чем больше опыта, тем проще его применить, перенести в конкретные обстоятельства и масштабировать. Стресс со временем отступает.

Практически на каждом новом судне Александр встречал людей, которых сейчас считает учителями в профессии. На «Петродворце» таким человеком для него стал капитан Михаил Фаршаков.

– У грузовых операций есть не только техническая, но и юридическая сторона, –  рассказывает старпом.  – Границы ответственности между судовладельцем и фрахтователем имеют много подводных камней. Наш капитан чувствовал себя в этих вопросах как рыба в воде, и всегда охотно делился секретами мастерства.

С первого года работы на флоте Александр понял, что знаний много не бывает: «В нашей профессии постоянно появляется что-то новое».

Поэтому когда ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова пригласил своего выпускника преподавать, он, не раздумывая, согласился. По его мнению, это лучший способ оставаться в гуще событий и на острие науки. С 2013 года в период между рейсами он ведет подготовку специалистов в Институте повышения квалификации при морском университете. Его специальность – использование электронной картографической навигационной информационной системы.

– Благодаря работе в институте я по-настоящему начал понимать, что ежегодное ужесточение требований в морской  отрасли – не прихоть судоходных компаний, а ответ на вызовы времени, – отмечает он. 

С 2016 года Александр работает на афрамаксе «Георгий Маслов». 

– «Маслов» относится к высокотехнологичной серии судов нашей компании, – не без гордости рассказывает старпом. – Для повышения маневренности здесь руль особой конструкции, выделенный сервер с серверным помещением, а подводная часть корпуса окрашена специальной краской, предотвращающей обрастание водорослями.

Танкер возил венесуэльскую нефть по Карибам и дальше – в Мексику и США, с редкими заходами в Канаду. В навигационном плане это очень благоприятный регион с умеренным трафиком. На него не особо влияют тропические ураганы, практически тихая гавань. Зато в плане грузовых работ – не успеваешь перевести дух.

– Переходы короткие, грузовые операции идут в режиме нон-стоп, бывает по четыре ship-to-ship в неделю, – объясняет Александр. – В операции участвуют не один или два, а три-четыре сорта груза. Причем его надо распределить по 12 танкам с учетом будущей выгрузки. В таких условиях грузовой план превращается в шахматную партию. К тому же во многих латиноамериканских портах у инспекторов портового контроля свои правила игры, которые они нередко меняют по своему усмотрению. Грузовому помощнику тут есть над чем поломать голову.

В последнем рейсе танкер «Георгий Маслов» сменил привычные Карибы на Старый свет. Теперь из российских портов Усть-Луга и Мурманск он возит нефть по всей Европе.

– Поскольку судно давно не работало в этом регионе, все проверки оказались нашими, –  вспоминает Александр. – Мы прошли ряд серьезных инспекций: Парижский и Черноморский меморандумы, веттинги ВР и других нефтяных компаний. Благо, политика «Новошипа» такова, что любое судно каждый день должно быть в полном порядке, а экипаж – в тонусе. Это позволяет держать удар любой проверки.

Большая часть этого рейса пришлась на Северную Европу: Роттердам, Ла-Манш, Датские проливы. Трафик сумасшедший: пассажирские паромы подгоняют вспомогательные плавсредства и суда обеспечения, а между ними шныряют рыбацкие траулеры и сейнеры, для которых вообще ни один морской закон не писан. Александр Чернуха хорошо изучил это регион еще в должности второго помощника капитана.

– Опытный специалист даже не ждет, что в рейсе будет легко, – признается он.  – Главное другое: любой рейс заканчивается, а значит, нам, морякам, остается только вернуться домой с деньгами. Такой праздник дарит не каждая профессия.

ЮТО РПСМ


↑ 

Наверх