26.02.2020

Легендарная леди-капитан

Сегодня, 26 февраля, исполнилось 112 лет со дня рождения первой в мире женщины – капитана дальнего плавания Анны Ивановны Щетининой. Вся ее жизнь – пример того, что при огромном желании и мужестве можно добиться почти невозможного. По сей день ее история вдохновляет и придает смелости тысячам девушек, которые решили связать свою судьбу с морскими профессиями.

Анна Щетинина родилась в 1908 году недалеко от Владивостока на станции с символическим названием Океанская. Еще в школе девушка решила во что бы то ни стало стать моряком. Сама она вспоминала: «Во Владивостоке было мореходное училище. Но как туда поступить? Я продолжала учиться в школе, работать и думать. И наконец написала письмо начальнику училища. Это была и скромная просьба, и уверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма».

Вскоре пришел ответ: начальник техникума приглашал Анну явиться лично. Он долго отговаривал ее поступать, пугал трудностями морского быта, но девушка оказалась настойчивой. Вступительные экзамены были успешно сданы, и осенью 1925 года после окончания всего восьми классов Анна поступила на судоводительское отделение. Конечно, ей пришлось сложнее, чем парням. На первой же практике к Анне подошел матрос: «От баб только и было спасение, что на судне, а теперь и сюда лезут?»  Впоследствии Анне пришлось выслушать еще немало обидных шуток. Боцман же давал девушке самую грязную и тяжелую работу: оббивать ржавчину, чистить трюм, мыть банки из-под краски. Спорить с этим ей в голову даже не приходило: «Я понимала, что если откажусь – никогда не встану с матросами на равную ногу, всегда буду для них пассажиром».

После окончания техникума Анна начала работать на Камчатке простым матросом. Всего за шесть лет она прошла путь до старпома, а капитаном дальнего плавания стала в 27 лет. В своем первом рейсе в новой должности они провела грузовой пароход «Чавыча» из Гамбурга через Одессу и Сингапур в Петропавловск-Камчатский. В Одессе судно атаковали журналисты: «Из газет я узнала, что я – первая в мире женщина-капитан, что я отважная дочь своего народа… Это приятно щекотало самолюбие, и в то же время меня необыкновенно раздражала бесцеремонность корреспондентов… А когда я читала корреспонденции о себе и судне, то чувствовала не только раздражение, но и обиду – настолько все было поставлено с ног на голову. Такие сногсшибательные ультраморские сведения и выражения преподносились от моего имени, что у меня пропало желание говорить с теми, кто может что-то написать в газетах», – вспоминала потом Щетинина. Это событие вызвало сенсацию не только в России, но и во всем мире: иностранные журналисты описывали, как «леди-капитан» управляла судном и мужским коллективом.

Море часто испытывало Анну на прочность. Так, зимой 1936 года «Чавыча» была затерта льдами. Пароход дрейфовал в течение одиннадцати суток, и все запасы продовольствия истощились. Моряки сели на жесткий паек: команде выдавали по 600 граммов хлеба в день, комсоставу – по 400. Вода тоже была на исходе, весь экипаж и пассажиры были мобилизованы на заготовку снега. В течение одиннадцати суток ледового плена Анна Ивановна не сходила с капитанского мостика, управляя судном и выбирая удобный момент, чтобы вывести «Чавычу» изо льдов.

В 1938-ом ей поручили практически с нуля создать Владивостокский рыбный порт. С задачей Анна Ивановна блестяще справилась за полгода. Одновременно она поступила в Ленинградский институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ) и успешно закончила четыре курса за два с половиной года.

Война застала Анну Щетинину на Балтике, где суда под ее командованием во время бомбежек эвакуировали население Таллина и перевозили стратегические грузы.

В 1943 году Щетинина получила под свое командование пароход «Жан Жорес» 1943 года постройки, переданный Советскому Союзу американцами по программе ленд-лиза. До конца войны она выполняла на нем рейсы в порты Канады и США, загружаясь необходимыми военными припасами и снаряжением. Пароходы серии «Либерти», к которым принадлежал «Жан Жорес», были отличными современными судами, но у них был недостаток – новейшая технология изготовления прочных сварных корпусов не смогла решить проблему продольной прочности: в сильные шторма, нередко случающиеся в этой части океана, они в буквальном смысле могли развалиться на части.

Такая участь в 1943 году постигла пароход «Валерий Чкалов», который во время плавания в Беринговом море разломился пополам. Тогда «Жан Жорес» под командованием Щетининой принял участие в спасательной операции, и весь экипаж удалось спасти. А буквально полгода спустя то же самое чуть не случилось с судном Щетининой: во время плавания в Аляскинском заливе корпус парохода треснул посередине. От берега «Жан Жорес» отделяло почти 500 миль – помощи ждать было неоткуда. Команде своими силами пришлось спасать судно: по бокам от трещины матросы просверлили отверстия и стянули накрепко две расходящиеся половины корпуса. Шторм удалось переждать, и «Жан Жорес» благополучно дотянул до бухты Акутан, где его ждала плавмастерская. Трещину заварили и предложили возвратить пароход в Америку на ремонт. Но в военное время каждый день был на вес золота. «Дошла с такой трещиной в шторм до Акутана, дойду с долгожданным хлебом до Петропавловска, если повезет с погодой», – решила Щетинина. И дошла.

За мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и заслуги в развитии морского транспорта Анна Щетинина награждена двумя орденами Ленина, орденами Отечественной войны II степени, Красной звезды, Трудового Красного Знамени, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».

После войны она работала капитаном судов «Аскольд», «Баскунчак», «Белоостров», «Днестр», «Псков», «Менделеев» в Балтийском пароходстве. Завершив морскую карьеру, Анна Ивановна преподавала сначала в Ленинграде в Высшем инженерно-морском училище (ЛВИМУ), затем была деканом факультета судоводителей Дальневосточном высшем инженерном морском училище им. адм. Г.И. Невельского во Владивостоке (ДВВИМУ).

Евгений Иванович Жуков – ветеран, чемпион гребли и парусного спорта, капитан, педагог, создатель школы юных моряков, так рассказывал о Щетининой, с которой он много лет работал в университете: «Никогда не поносила никого с трибуны. Если человек вел себя некорректно, могла сказать ему один на один. Одевалась скромно, никто ее не узнавал на улице. Если приходилось стоять в очереди, никогда не показывала, кто она такая. Она происхождением из сибирских кержаков, а это особая порода людей – первопроходцев, таких, как казак Хабаров… Ее шлифовало время, в котором были Валентина Гризодубова, Марина Раскова, Полина Осипенко, Дуся и Маруся Виноградовы, Валентина Хетагурова».

После ДВВИМУ она перешла работать в Приморский филиал Географического общества СССР. Здесь она основала и возглавила секцию мореплавания и океанологии, а спустя несколько лет стала председателем филиала.

Анна Щетинина также занималась общественной деятельностью. Так, она организовала «Клуб капитанов» во Владивостоке. Кроме того, Анна Ивановна писала книги о море и учебники для курсантов. Ее заслуги высоко оценены не только в России, но и за рубежом: ради нее известный австралийский клуб капитанов «Rotary Club» изменил вековую традицию и не только пригласил женщину в свой клуб, но и предоставил ей слово на форуме капитанов. А на своем 90-летии она получила поздравление от капитанов Европы и Америки.

Скончалась Анна Ивановна в 1999 году. В честь этой замечательной женщины названы мыс на побережье Амурского залива, а также один из безымянных островов Курильской гряды. Во Владивостоке ее имя носят сквер, улица и школа №16, где она училась.

По материалам Восток-Медиа и msun.ru

↑ 

Наверх