17.02.2020

Суда из железобетона: как они появились и куда исчезли?

Сейчас в это может быть сложно поверить, однако в XIX и XX веке некоторое время пользовались немалой популярностью железобетонные суда. Ничего удивительного в их конструкции нет – она ничем не противоречит законам физики, и такое плавательное средство не уходит на дно, как брошенный в воду камень, а держится на воде и имеет достаточно неплохие динамические характеристики. Однако расцвет железобетонного судоходства быстро сошел на нет.

Размеры и грузоподъемность кораблей стали увеличиваться после того как появились паровые двигатели. На фоне возросшего грузопотока на водных маршрутах, древесина уже не могла удовлетворить запросы судостроительной отрасли – в том числе и из-за высокой стоимости заготовки корабельного леса. Поэтому  XIX век ознаменовался активным поиском альтернативного материала.

Первое судно из железобетона появилось в 1849 году благодаря усилиям французского инженера и изобретателя Ламбо. Это была небольшая лодка, которая произвела сенсацию на международной морской выставке 1855 года. Творение Ламбо дало импульс к строительству других судов из бетона. Правда, интерес к ним продержался недолго, и уже через несколько лет про инновацию забыли.

Вернулись в Европе к бетону в судостроении только в годы Первой мировой войны, когда конфликтующие страны нуждались в огромном количестве кораблей, но при этом испытывали острую нехватку высококачественной стали. Больше всего их было создано в Италии, Германии, Норвегии, Франции, Дании и Швеции. Некоторое количество судов из железобетона было спущено на воду в США и Китае.

Снова к их строительству вернулись уже после Второй мировой войны. Пик пришелся на 1946-1948 годы, при этом на сей раз больше всего «каменных» судов построили в СССР и послевоенной Германии. В годы войны в США было создано около трех десятков подобных плавательных средств. Такие суда, в частности, использовались при высадке десантных частей у берегов Нормандии, на них перевозили топливо и боеприпасы, использовали как плавучие понтоны. В послевоенный период добыча стали вышла на исходный уровень и обрела прежнюю доступность для судостроительной отрасли. Корабли из железобетона сняли с производства. Однако и сегодня есть энтузиасты, которые делают яхты из этого нестандартного для судостроения материала.

В чем же причина того, что в наше время железобетон для постройки практически не используется? Вообще, у железобетонных судов есть свои преимущества: например, их корпус лучше переносит нагрузку при затирании ледяными массами, нежели металл или древесина, прочность на сжатие у которых ниже. Кроме того, такие суда намного проще ремонтировать: при образовании пробоины достаточно залить поврежденный фрагмент свежим раствором опалубочным способом, а справиться с подобной работой могут своими руками обычные рабочие. Кроме того, скорость возведения такого плавающего средства достаточно высока, а конструкция не подвержена коррозии и не покрывается ржавчиной при воздействии соленой воды.

Однако из-за существенных недостатков железобетонные суда в свое время были сняты с производства. В первую очередь, тяжелый корпус становится причиной большой осадки.  К тому же, при образовании пробоин железобетонная конструкция быстро идет ко дну: за это военные моряки во время Первой мировой войны называли такие корабли «плавающими надгробиями» и  опасались нести на них службу. А из-за большой толщины корпуса, которая необходима, чтобы судно обладало такой же прочностью, как и стальное, сжигается больше топлива, что сводит на нет рентабельность перевозок. Пожалуй, последнее и стало причиной заката бетонного судостроения, и теперь такие суда практически не используются, а оставшиеся на плаву в основном служат как волноломы. Например, такой есть в городе Пауэлл Ривер в Канаде.

Одно из самых знаменитых бетонных судов – это  «SS Atlantus». Его длина составляла около 79 метров, вес – почти 2,5 тысячи тонн. Оно было построено Liberty Ship Building Company в штате Джорджия и спущено на воду 5 декабря 1918 года. «SS Atlantus» был вторым в мире по счету бетонным судном, созданным во время подготовки к Первой мировой войне. Военные действия, правда, закончились за месяц до сдачи, но «SS Atlantus» использовался для перевозки американских солдат из Европы домой, а также для транспортировки угля в Новую Англию. В 1920 году судно было списано и оставлено в порту Вирджиния.

В 1926 году его приобрел полковник Джесси Розенфельд. Он собирался построить док для всех бетонных судов, дабы в случае опасности иметь возможность быстро их мобилизовать. В марте 1926 года восстановленный «SS Atlantus» начали буксировать к мысу Кейп-Мей в США. Однако 8 июня налетел шторм, и он потерпел крушение всего в 150 метрах от берега Сансет-Бич. Были попытки поднять его для ремонта, однако они не увенчались успехом. С того времени «SS Atlantus» стал туристической достопримечательностью. В конце 50-х судно раскололось на две части, которые по сей день продолжают оставаться недалеко от пляжной линии. 

Другое небезызвестное бетонное судно – «S. S. Polias».  Оно было построено раньше «S. S. Atlantus», но на воде оказалось позже на месяц. Использовалось для перевозки угля в порты Новой Англии. Его участь была печальной: в результате шторма в 1920 году его выбросило у берегов города Майн на рифы, 11 человек экипажа погибли при попытке спастись самостоятельно, остальные, не покинувшие борт, были спасены на следующий день. Снять судно с рифов не удалось, а в 1924 году налетевший на него ураган разбил его надвое. Обе части затонули – впрочем, корма иногда виднеется над поверхностью моря, напоминая о страшных событиях.

К образцам послевоенного времени можно отнести и бетонную баржу «Quartz» с бортовым номером IX-150. В 1946 году американские военные проводили испытание атомной бомбы в рамках операции под названием «Перекресток». Несколько судов, в том числе и «Quartz», были помещены в эпицентре взрыва. Впоследствии военные изучали и анализировали характер повреждений, образовавшихся на подопытных судах в результате ядерного удара.

Еще пример – бетонный нефтяной танкер «S. S. San Pasqual», который был введен в эксплуатацию в июне 1920 года. Через год он попал в шторм и получил повреждения. Ремонт длился на протяжении трех лет. Одна кубинская торговая компания приобрела судно в 1924 году и использовала его трюм как складское помещение.

История «S. S. San Pasqual» богата на события. В военные годы его использовали в качестве наблюдательного пункта за противником – немецкими подводными лодками, и оно много раз подвергалось обстрелам из крупнокалиберных орудий и пулеметов. После, во времена революции на Кубе, в трюме была организована тюрьма для противников Че Гевары. В разное время судно использовалось как спортивный и рыболовный клуб, а в 1990-м году оно получило статус комфортабельного отеля. С тех пор «S. S. San Pasqual» уже более 20 лет украшает побережье Кубы, привлекая туристов.

Встречаются такие суда и на территории бывшего Советского союза, который во время Второй мировой войны тоже затронул дефицит стали: например, бетонная баржа сохранилась на территории поселка Горячие Ручьи (5 км от  ЗАТО Полярный), который когда-то был базой разведывательных кораблей Северного Флота.

По материалам SeaNews, Carbon.technology и beton-house.com

↑ 

Наверх