14.02.2020

«Свои» или «чужие»?

За последние месяцы КРО РПСМ  дважды столкнулась  с ситуацией, которая вызвала вопросы как у инспекторов труда организации, так и у инспекторов портового контроля.
Как известно, на научно-исследовательских судах работают не только моряки. Помимо команды на борту таких судов трудятся и научные сотрудники, количество которых, зачастую, превышает количество моряков чуть ли не в два раза. Например, на судах Института Океанологии им. П. П. Ширшова научные сотрудники являются работниками как института, так и иных научных организаций, и, соответственно, судовладелец к ним не имеет никакого отношения. Вроде как всё логично.

– Но тогда возникает вопрос: почему указанные лица оказались вписаны в судовую роль? Разве они являются членами экипажа этого судна? А где тогда их индивидуальные трудовые контракты? А их-то и нет, потому что эти работники – не члены экипажа, – говорит Петр Дзендзелюк,  правовой эксперт Калининградской региональной организации РПСМ (КРО РПСМ). – Но как тогда быть, если с таким работником во время рейса произойдёт несчастный случай, заболевание или потеря имущества в случае потопления судна? Если  судовладелец вдруг обанкротится и перестанет исполнять свои обязательства, а судно окажется брошенным в каком-то порту? Кто будет отвечать? 

Кто-то спросит:  «Почему это судовладелец должен нести ответственность за работников, у которых нет трудовых отношений с ним или фрахтователем судна?» Попробуем разобраться. 

– Рассуждая логически, если транспортное средство – будь то автомобиль, автобус, поезд, самолёт и т. д. –  попадает в аварию, то любой пострадавший от этой аварии вправе заявить свои претензии к владельцу данного средства, – поясняет профсоюзный инспектор. – Соответственно, предупреждая такие ситуации на морских судах, в Сводной Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 имеется Стандарт 2. А, который обязывает иметь трудовой договор всем, кто занимается на борту трудовой деятельностью. Такой договор или свидетельство о наличии трудовых отношений должен предусматривать положения о достойных условиях труда и жизни на борту судна, соответствующие международным нормам и, в частности, КТМС- 2006.
Именно такое замечание от портового контроля – отсутствие индивидуальных трудовых контрактах со всеми членами экипажа, вписанными в судовую роль, и получило одно из научно-исследовательских судов в порту Польши. Мало того, позже, побоявшись серьёзного штрафа за отсутствие трудовых контрактов, НИС даже не зашло в Лас-Пальмас, хотя и планировало. 

Аналогичная проблема возникла и на судне «NORDRUBICON» немецкой судоходной компании «Reederei Nord Group», на котором недавно побывала инспекция труда РПСМ в калининградском порту. 

– В судовой роли были отмечены два техника, находящиеся на судне с целью осуществления каких-то специальных работ. Однако капитан заявил, что ни он, ни судовладелец не имеет к ним никакого отношения, соответственно, никаких трудовых договоров с этими людьми не имеется. Пришлось обратиться за объяснениями к судовладельцу. Ответа пока не поступило, – рассказывает Петр Дзендзелюк. –  Пока мы ждём, но если объяснения будут неубедительными,  обратим к властям государства флага судна. Данный вопрос требует проработки и должен регулироваться чётким правовым механизмом. А пока, на уровне РФ  такая ситуация хотя и является нормальной, на международном поле это недопустимо. 

Именно поэтому некоторые суда, в том числе упомянутое научно-исследовательское, избегают заходов в порты Польши и в Лас-Пальмас, потому что никому не хочется попадать в неловкую ситуацию, ведь там указанная проблема уже отмечена инспекторами местного порт контроля и обязательно будет проверена, отмечают в КРО РПСМ.

По материалам КРО РПСМ

↑ 

Наверх