13.02.2020

86 лет назад в Чукотском море затонуло судно «Челюскин»

13 февраля 1934 года в Чукотском море затонул раздавленный льдами пароход «Челюскин», названный в честь полярного мореплавателя XVIII века. Моряки и экспедиционная группа – 104 человека – спаслись. Они провели на льдине от трех недель до двух месяцев – столько длилась спасательная операция.

За историческим переходом «Челюскина» из Мурманска во Владивосток следила  вся страна. Перед экипажем стояла задача – отработать схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.

«Заказал пароход Совторгфлот, получал – Главсевморпуть. Естественно, что эти организации предъявляли кораблю не совсем одинаковые требования, – вспоминал радист экспедиции Эрнст Кренкель. – Для решения задач, которые ставил Главсевморпуть, новый пароход годился лишь в минимальной степени. Конечно, лучше было бы взять вместо него другой, но другого просто не было».

Первопроходцы Северного морского пути

В непростые годы становление молодого советского государства власти страны ставили перед учеными задачу скорейшего освоения новых транспортных путей, прежде всего, на море. В свете указаний Иосифа Сталина, который говорил,  что Северный морской путь должен стать нормально действующей транспортной магистралью, 17 декабря 1932 года был создан Главсевморпуть  (Главное управление Северного морского пути при Совнаркоме СССР). Главсевморпуть обладало собственным флотом, авиацией, портами, терминалами. Начальником созданного Главсевморпути был назначен директор Арктического института, ученый, математик, астроном, геофизик, географ, полярный исследователь Отто Юльевич Шмидт.

С целью окончательно доказать возможность доставки грузов и людей по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию (плавания из Мурманска во Владивосток) Шмидту с немалым трудом удалось добиться передачи в адрес Главсевморпути нового, только что построенного на датских верфях парохода «Челюскин».

Необходимо отметить, что в те годы арктические достижения были блестящей находкой для советской пропаганды. В это время полярники были теми людьми, чье место через 30 лет предстояло занять космонавтам. Тема освоения Севера в Советском Союзе была сопряжена с мужеством полярников и романтикой арктических будней, она не сходила со страниц советских газет и журналов, а также художественной литературы и киноэкранов. В результате было сформировано целое поколение граждан, для которых работа в советском Заполярье стала настоящим делом всей жизни.

Новой страницей в покорении Арктики должна была стать научная экспедиция парохода «Челюскин». Целью экспедиции, кроме сбора различного материала, была проверка возможности прохода Северным морским путем транспортными судами, что до этого удалось только ледоколу «Сибиряков», который впервые в истории мореплавания прошел за одну летнюю навигацию из Белого моря в Тихий океан.

16 июля 1933 года пароход «Челюскин» отплыл из Ленинграда в Мурманск. 10 августа 1933 года вышел из мурманского порта и отправился во Владивосток. Экспедицию возглавил сам начальник Главсевморпути Отто Шмидт. Плавание шло успешно, но уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами.

Начало конца

Первые льдины попались на его пути еще в конце лета. Уже 13 августа по правому борту появилась серьезная течь и деформация корпуса. Возвращение назад обсуждалось, но не было одобрено капитаном. А 23 сентября судно оказалось полностью блокировано в районе аварии ледокольного парохода «Александр Сибиряков» в 1932 году. «Челюскин» дрейфовал вместе с находившимися на нем людьми почти пять месяцев. Благодаря удачному течению попавшее в ловушку судно двигалось на юго-восток и в начале ноября почти достигло Берингова пролива. У команды появилась надежда на выход на чистую воду. Однако течение неожиданно изменилось, и «Челюскин» стало относить назад.

Тяжелые льды методично подтачивали борт корабля. Обшивка трещала по швам, а заклепки вылетали из корпуса. Ситуация значительно ухудшилась в феврале, но экипаж успел подготовиться к наиболее печальному варианту развития событий. В случае гибели парохода людей организованно пересадили бы на лед. То, что эвакуация однозначно понадобится, стало понятно в ночь на 13 февраля, которая выдалась особенно тревожной из-за частых сжатий и сильного торошения льда.

В 13:30 внезапным сильным напором разорвало левый борт на большом протяжении – от носового трюма до машинного отделения. Одновременно лопнули трубы паропровода, что лишило возможности пустить водоотливные средства. Ровно через два часа «Челюскин» затонул в 155 милях от мыса Северный и в 144 милях от мыса Уэлен. За это время команда организовано выгрузила на лед аварийный запас провианта, палатки, спальные мешки, стройматериал для возведения бараков, самолет и радио.

Эвакуация продолжалась до того момента, когда нос судна уже погрузился в воду. Последними сошли капитан Владимир Воронин, начальник экспедиции член-корреспондент АН СССР Отто Шмидт и завхоз Борис Могилевич. В этот момент произошла трагедия. Оставшийся на «Челюскине» груз внезапно сместился, одно из бревен покатилось по палубе и придавило Могилевича, который упал в воду и погиб.

«После гибели парохода, хотя и с большим трудом, мы извлекли изо льда бревна, доски, дрова и прочее. Выгрузка была произведена исключительно дисциплинированно. Не было ни одного проявления паники, ни одного нарушения порядка», – рассказывал Шмидт.

На льду обосновались 104 человека, в том числе 10 женщин и двое детей, причем один из них, девочка геодезиста Васильева Карина, родилась уже во время похода. Еще восемь человек покинули пароход ранее около острова Колючин.

Шмидт отправил в Москву сообщение о случившемся. Два дня спустя на совещании в Кремле организовали специальную комиссию под руководством Валериана Куйбышева. Было решено пробиваться к лагерю челюскинцев на собачьих упряжках, однако эта попытка не увенчалась успехом.

Вызволение из ледового плена

Уже через два дня после крушения судна в Москве была образована специальная комиссия по спасательной операции, которую возглавил председатель Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров СССР Валериан Куйбышев. На спасение челюскинцев было решено бросить лучшие силы полярной авиации и корабли. Правительственная комиссия поручила выполнить эту трудную задачу полку морской авиации имени Ленина Морских сил Дальнего Востока. В спасении принимали участие 16 самолетов и 7 лучших полярных летчиков – Ляпидевский, Леваневский, Каманин, Молоков, Доронин, Водопьянов, Слепнёв.

Из Владивостока на спасение еще в феврале был направлен пароход  «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет», из Петропавловска-Камчатского – пароход «Сталинград». В качестве резерва был подготовлен отряд дирижаблей, ледокол «Красин», ледорез «Литке».

На полярном мысе Олюторка в считанные дни технический состав полка создал временную авиабазу, с кораблей выгрузили и собрали самолеты для полетов в лагерь Шмидта.

Самоотверженная работа летчиков и техников позволила им совершить то, что до этого казалось невозможным. Спустя три недели после гибели судна летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 в тяжелейших условиях 5 марта пробился к лагерю и снял с льдины десять женщин и двоих детей. Следующий рейс был совершен только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершен 13 апреля 1934 года.

Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140-160 км от ледовой стоянки. Двухмесячный ледовый плен челюскинцев завершился чудесным спасением. Совместными усилиями летчиков и моряков все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены.

Приняв на борт полярников, доставленных самолетами в бухту Провидения и бухту Лаврентия, пароход «Смоленск» направился во Владивосток.

Встреча полярных героев

Приморский обком ВКП(б) еще в апреле получил из Москвы все указания по протоколу встречи челюскинцев, которая ожидалась в начале июня, и сразу же начал подготовку к ней.

Город в течение двух недель активно готовился встречать героических полярников. Очищалась Семеновская площадь, ремонтировалась мостовая улицы Ленинской (ныне Светланская), прокладывалось земельное полотно по ул. Корейской (ныне Пограничная), производился ремонт Партизанского проспекта, побелка фасадов домов по центральным улицам города. Приводились в порядок Ленинский (ныне – площадь Борцов революции), Жариковский (район остановки «Дальзавод») и Гайдамакский скверы.

Место швартовки «Смоленска» на 32-м причале украшалось лозунгами, флагами, зелеными гирляндами. Улицы, по которым должны были проследовать челюскинцы до мест размещения, также украшались плакатами и щитами, отражающими техническую мощь СССР, что и обеспечило успешное спасение полярников. На зданиях Дома Красной Армии и Флота, штаба Морских сил Дальнего Востока разместили большие портреты героев-полярников.

Особо декорировалась вокзальная площадь, здание вокзала, Дворец труда (ныне одно из зданий Администрации Приморского края на ул. 1-я Морская, 2) и Приморский областной военкомат. В оформлении улиц города, его зданий принимали участие 15 лучших художников, архитекторов, инженеров.

В начале мая городские архитекторы и строители получили задание создать проект и по нему построить при выходе из порта в город Триумфальную арку наподобие той, что стояла десять лет тому назад на ул. 1-го Мая (ныне – Петра Великого). Она должна была разместиться на пересечении улицы Китайской (с 1965 года слилась с Океанским проспектом) с улицей Ленинской в направлении от главных ворот порта. Но так как времени было мало, строительство велось, что называется, с листа. Архитектор Заседателев предложил построить ее каркас из бруса, обшить его фанерой, а потом раскрасить под мрамор.

Так и сделали: рабочие возвели два высоких пилона, соединенных сверху дугообразной конструкцией (в 1959 году, спустя 25 лет после подвига советских полярников, так и незаконченная Триумфальная арка челюскинцев была демонтирована). На аллее Шахтерского, бывшего Городского, сада, которая начиналась неподалеку от арки, комиссия решила разместить портреты руководителей партии, государства и экспедиции.

Штаб Приморского обкома партии по организации встречи героев Арктики получил сообщение, что они прибудут в порт в четверг, 7 июня. А город к ней был уже готов.

Челюскинцы во Владивостоке

7 июня 1934 года Владивосток встречал челюскинцев. В 14.00 несколько небольших пароходов подошли к Золотому Рогу. На них находились представители рабочих коллективов и городских учреждений, своим ударным трудом заработавшие право первыми встретить героев. Здесь же были приглашенные на эти торжества 23 колхозника – ударника социалистического труда.

Там они и встретили пароход «Смоленск», сопровождаемый от острова Скрыплёва почетным эскортом — ледоколами «Добрыня Никитич» и «Казак Поярков». На нем находились мужественные челюскинцы и героические пилоты отряда Каманина.

К 16.00 улицы города уже были заполнены тысячами горожан. Крыши домов, балконы, сопки были буквально облеплены людьми. От арки до ворот порта выстроились линии почетного караула. На причале присутствовали родственники полярников, доставленные во Владивосток специальным курьерским поездом.

В 16.25 раздалась команда «Смирно!», и в наступившей тишине предприятия и стоявшие в бухте пароходы встретили героев торжественными гудками. Из-за мыса Чуркина показался «Смоленск».

Как только пароход вошел в бухту, с берега ударил артиллерийский салют из 15 залпов. На палубу с низко пролетавших самолетов дождем сыпались цветы и листовки. Это летчики авиаполка приветствовали челюскинцев и своих товарищей. Швартовался «Смоленск» под гром оркестров и аплодисменты встречавших.

Как только пароход причалил, начался торжественный митинг. Сошедших на берег челюскинцев встретили руководители области, города и создаваемого Тихоокеанского флота. На митинге от имени челюскинцев выступили заместитель руководителя экспедиции Бобров и капитан Воронин.

Чудо

От летчиков поблагодарил встречавших пилот Маврикий Слепнёв: «Мы были направлены со всех концов Союза на одну затерявшуюся в океане точку: лагерь Шмидта. Подготовка к спасательной операции была четкой и организованной. И в несколько дней мы взяли штурмом все преграды. Я был в Америке, там считают чудом спасение челюскинцев. Мы же прекрасно знали, что, если понадобится, страна вышлет в Арктику новые эскадрильи самолетов и судов. Рейсы в лагерь Шмидта вновь показали, что советские летчики и впредь не дрогнут ни перед какими опасностями, ни перед какими трудностями».

После окончания митинга челюскинцев, к которым присоединились их родственники, разместили в гостинице «Версаль» (в 1935 году в честь этого знаменательного события горисполком принял решение о переименовании гостиницы в «Челюскин», а ресторана – во «Владивосток». В 1975 году ресторан также переименовали в «Челюскин»). Холостых членов экипажа разместили в общежитии Дома политпросвещения (ныне здание Арбитражного суда Приморского края). Прибывшие на встречу гости были размещены в гостинице «Золотой Рог». Вечером этого же дня в городском театре в 7 часов вечера прошла торжественная встреча челюскинцев с лучшими ударниками города и края.

На второй день, 8 июня, днем состоялись встречи с рабочими города, а вечером челюскинцы, разбившиеся на две группы, встречались с краснофлотцами в Доме Красной Армии и Флота и с водниками в их клубе – Пушкинском театре. Следующие дни сотрудников административной и научной части экспедиции заполнили встречи с рабочими завода им. Ворошилова (Дальзавод), грузчиками торгового порта, студентами университета и военными моряками. Особенно доставалось магнитологам и метеорологам. Сотрудники недавно сформированных во Владивостоке НИИ климата и геомагнетизма, а также управления единой гидрометеослужбы восточных морей хотели как можно больше узнать у полярников об особенностях научных наблюдений в Арктике.

На следующий день в редакции газеты «Красное знамя» челюскинцы встретились с коллективом газеты и городских многотиражек: завода им. Ворошилова (Дальзавод), Дальневосточного морского пароходства, корейской газеты «Авангард», с частями Красной Армии и Флота.

Встретиться с героями желали очень многие, но их уже ждали в Москве. Для полярников был сформирован специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности, и вечером 9 июня челюскинцы простились с Владивостоком и отправились в Москву через всю Россию. Этот специальный состав двигался по особому расписанию, с частыми задержками в пути, на которых герои Арктики встречались с трудящимися страны, строящей социализм.

Челюскинцы были потрясены тем, как встречал их Владивосток.

Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин, уже находясь в пути в Москву, направил городу телеграмму: «Приморская область, находящаяся вблизи места нашей катастрофы, не только принимала самое горячее участие в спасении челюскинцев, но и поразила нас теплотой встречи и проводов, оказанных нам».

Первые герои

Значение челюскинской эпопеи на тот период было велико настолько, что именно за этот подвиг было установлено звание Героя Советского Союза и первыми кавалерами этой награды стали все летчики, участвовавшие в спасении челюскинцев. Первыми Героями Советского Союза стали: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов и Иван Доронин.

Капитан «Челюскина» Владимир Воронин, из известной династии моряков-поморов Ворониных, удостоился Ордена Красной Звезды. Сейчас его имя носит Арктический морской институт в Архангельске, улицы в Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске, Архангельске и других городах. Старший радист Эрнст Кренкель тоже получил Орден Красной Звезды.

Поиски «Челюскина» 

С целью поиска остова затонувшего судна неоднократно организовывались экспедиции в 1936, 1974, 1979, 1980, 1989, 2004, 2006 годах. Первые из них были безрезультатны.

К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 году участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка.

В сентябре 2006 года участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин».

В феврале 2007 года эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 году со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода «Челюскин».

Картина: Федор Решетников. Гибель "Челюскина"

По материалам  PimaMedia

↑ 

Наверх